Мастер-класс с элементами арт терапии с рисованием Эбру.
Подготовил воспитатель:
Смык Екатерина Николаевна
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - Эбру, как средством развития фантазии, воображения.
Задачи:
1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
2. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – Эбру (рисование по воде).
3. Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Материал: Раствор для ЭБРУ, лотки для раствора, кисти, спицы, краски, салфетки сухие и влажные, бумага .
План
1. Вступительное слово.
2. Рассказ о происхождении Эбру
3. Практическая часть.
4. Итог.
Слайд №1
1. Вступительное слово.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Смык Екатерина Николаевна.
Я очень рада видеть вас на мастер-классе, тема которого "Мастер-класс с элементами арт терапии с рисованием Эбру."
Слайд№2
Арт-терапия – это один из психотерапевтических
методов, используемых для диагностики и коррекции
нервно-психических расстройств. Кроме того, это еще и
способ самовыражения личности. Все
арт терапевтические методы базируются на
утверждении, что всякий раз, когда человек не
задумываясь о художественной ценности своих
произведений рисует, лепит, пишет стихотворение,
сочиняет сказку, танцует, в созданных образах
отражается его внутреннее «Я».
Рисование на воде (эбру) как новый вид арт-терапии –
очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру
относится к «правополушарному» рисованию. Это не
академическое рисование по заданным образцам, а
раскрытие творческой индивидуальности человека. Это
рисование эмоциями и чувствами. Методика
правополушарного рисования позволяет убрать все те
блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке.
Слайд №3
Самое главное сегодня – получить удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Сегодня я познакомлю вас с техникой Эбру, где каждый из вас сможет:
– Получить удовольствие от процесса рисования, а значит получить массу позитивных эмоций;
– Избавиться от напряжения, а значит обрести спокойствие.
– Развить свой творческий потенциал;
– Обрести внутреннюю гармонию;
– Возможность выразить все свои эмоции.
2. Рассказ о Эбру.
Слайд №4
Эбру- это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «на воде», рисование на воде жидкими красками.
Слайд №5
Когда и где появилось Эбру?
В странах Старого Света ,искусство Эбру появилось только в XVI веке пик его популярности пришелся на XVII —XIX столетия . Откуда Эбру появилось в Османской империи- неизвестно, но именно здесь оно прижилось и получило своё развитие. Сейчас именно Турцию принято считать центром, и даже Родиной, необычайного искусства росписи на воде. В музее дворца Топкапы хранится книга написанная в 1539 году , а в ней – старинные образцы Эбру.
Слайд №6
Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. С помощью эбру даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься.
О технике ЭБРУ я узнала совсем недавно.Эта техника меня очень заинтересовала, я стала искать информацию, изучать, экспериментировать с различными красками и загустителями. Стала вводить эту технику в работу с детьми.
Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.
Слайд №7
Для начала рисования нам понадобятся: емкость с раствором в которой мы будем рисовать, кисточка для фона, спица(шпажка), гребень для рисования, лист бумаги, салфетки бумажные и влажные.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Слайд №8
Сейчас мы попробуем нарисовать цветочную поляну.
Слайд № 9
-Первое нарисуем фон. Нужно набрать небольшое количество зеленой краски на кисточку и аккуратно набрызгать на наш необычный холст.
-Затем мы повторим то же самое зеленой краской, но уже другого оттенка. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать узор на основном фоне – это гребень.
Слайд №10
Одно из правил рисования по воде –гребень и шпажку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде и не протыкать воду, а лишь чуть – чуть касаться поверхности воды.
∙ Осторожно окунем гребень в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой.
Слайд №11,12
∙ Далее, нарисуем цветок. Наносим шпажкой круг, в центр этого круга ещё круги других цветов. Затем к центру круга сверху, снизу по бокам проводим линии, получаются лепестки. Вот так из обычного круга мы получили цветок.
∙ Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу.
Слайд №13
Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды.
Слайд №14
Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. При желании, Вы можете нарисовать самостоятельно свой рисунок. Раствор «Эбру» можно использовать несколько раз. Срок хранения раствора 7 дней.
Слайд №15,16
4. Рефлексия.
Слайд №17
А сейчас уважаемые коллеги, я предлагаю Вам подвести итог Мастер-Класса и провести рефлексию с помощью известной Вам педагогической технологии Синквейн.
Мы с Вами попробуем составить стихотворение по данной схеме.
-первая строка – название темы (одно существительное );
-вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
-третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
-четвертая строка- это фраза из четырех слов ,показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка -синоним, который повторяет суть темы.
Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техники рисования ЭБРУ? Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация , которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Не зря искусство Эбру часто используется в качестве арт-терапии , ведь рисование на воде имеет неоспоримый , терапевтический эффект, и будет полезно не только детям, но и взрослым. Хороший способ получить огромный заряд положительных эмоций. Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Подарим нашим детям завораживающий мир Эбру и они обязательно раскрасят и наш мир яркими красками!
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Слайд №18
На этом наш мастер класс окончен, спасибо за внимание!