Мастер-класс «Семья. Семейные ценности»
Цель мастер класса: Повышение уровня педагогической компетентности по вопросам формирования семейных ценностей у детей школьного возраста.
Задачи: Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников
Развивать творческое восприятие, фантазию и воображение
Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть.
Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, высоконравственного человека помогут в работе методы и приёмы технологии критического мышления. СЛАЙД 2
Данная технология, в отличие от традиционной, меняет роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал;
умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, сортировать информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Используются такие письменные приёмы, как:
Приём «Написание эссе», сочинение (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников)
Прием «Нарисуйте …» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).
- Отгадайте тему моего мастер-класса: СЛАЙД 3
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка.
А у них есть я.
Что же это? ….. Семья
- Сегодня я хотела показать несколько приёмов, которые использовала в своей работе над темой «Семья, семейные традиции, ценности»
- Со словом семья есть много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
-Число «7» само по себе особенное – оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья должна быть единым целым.
Вывод: Семья - самое главное в жизни человека. Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик… Они заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
- Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.
В.А. Сухомлинский говорил: « Человек начинает свою жизнь в семье. Он получает эту семью как некий дар судьбы».
Здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать.
Здесь слагаются первые основы его характера.
Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья.
Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть низкий проходимец. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
2. Практическая часть.
- Дети младшего школьного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.
Предлагаю отправиться в путешествие по «Семейной стране». Найдём в пути и соберём атрибуты настоящей семьи кирпичи, чтобы построить для неё дом.
1.Деревня «Ромашково» СЛАЙД 4
- Символом любви и семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?
- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи)
- На чём держатся лепестки? (На сердцевине)
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? (Он погибнет)
- Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Отрывайте лепесток нашей ромашки и отгадывайте, что такое семья. (на каждом лепестке задание)
В гостях хорошо, а … .
Дети не в тягость, а … .
Когда семья вместе, и … .
Всякой матери свое дитя ….
Нет для человека добрее … .
Не смотри, что лет немало —
Ей совсем не до тоски,
Ведь за час она связала
Внуку новые носки! (бабушка)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш … (папа)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
- На память об этой деревне получаем кирпичики ЗАБОТА, ОБЩЕНИЕ, РОДНЫЕ
2.Село «Хорошаевка» КЛИК
Сейчас мы с вами поиграем.
Я буду называть поступок. Если этот поступок порадует ваших близких - вы хлопаете в ладоши, если огорчит - топаете.
– Вы съели на завтрак всю кашу;
– Вы подрались с другом;
– Разбросали по комнате все игрушки;
– Помогли маме мыть посуду;
– Нагрубили бабушке;
– Нарисовали и подарили папе и маме красивый рисунок;
– Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
– Порвали новую книжку;
– Отбирали у друзей игрушки;
– Покормили собаку или кошку;
– Защищали братика или сестричку;
– При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных.
- На память об этой деревне получаем кирпичики ПОМОЩЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ДОВЕРИЕ.
3. Станция «Геральдическая» Изготовление герба семьи КЛИК
- Каждая семья индивидуальна, со своими обычаями и традициями, следующим заданием будет «Герб семьи». Каждая группа составляет герб семьи.
Проверяем. Какие гербы у вас получились.
- Также можно провести заранее работу над проектом «Семейное древо»
- На память об этой деревне получаем кирпичик для дома УВАЖЕНИЕ
4.Станция «Застольная» КЛИК
В каждой семье есть традиционное любимое блюдо, которое она готовит для родных и близких. Предлагаю вам «приготовить» два блюда. (на доске карточки: борщ, пицца и ингредиенты)
- На память об этой деревне получаем кирпичик для дома ТРАДИЦИИ
- Наше путешествие завершается. Мы собрали с вами то, что необходимо для семьи: герб семьи, ценности для хорошей семьи, традиции. И теперь можем построить дом.
5.Строим дом Семья
- Один из приёмов технологии критического мышления – кластер.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. . Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
- Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ
Составление кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом, счастливый семейный дом.
- Давайте построим дом нашей семьи, какой мы её хотим видеть.
- С чего начинают строительство дома? (с фундамента)
- Послушайте притчу и ответьте: «О какой семейной ценности говорит старец?»
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое слово, по-вашему мнению, написал старец?
Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ»
Строим фундамент. На «кирпичиках» запишите семейные ценности, которыми должна обладать счастливая семья.
Возводим стены. Запишите слова, которые ассоциируются со словом «Семья».
- Что является заключительным этапом строительства дома? (крыша)
Возводим крышу дома. Что оберегает семью от невзгод? (ЛЮБОВЬ)
- Наш дом построен. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
- Счастливой можно назвать семью, в которой царят любовь и взаимопонимание.
Будет счастлива семья – будет счастлива страна. В единении наша сила.
3. Рефлексия
- Я предлагаю вам украсить наш дом цветами. Если вам было интересно, если вы с пользой провели время, прикрепите цветок около дома. Если вам было неинтересно, прикрепите цветок на доску.
Желаю, чтоб у каждого было своё «РОМАШКОВОЕ СЧАСТЬЕ».
Наш мастер-класс подходит к концу. Закончить его я хочу словами:
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник.– М., Просвещение, 2010
С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Издательство: АСТ, 2012г.
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Издательство: Астрель, АСТ, 2004г.
Интернет- источники:
1.Урок ОРКСЭ по теме «Семья» https://videouroki.net/catalog/17/?utm_source=multiurok&utm_medium=button&utm_campaign=mdwl&utm_content=catalog&utm_term=nachalniyeKlassi&dlink=https%3A%2F%2Fmultiurok.ru%2Ffiles%2Fdownload%2F21383b6555523a37208853bc00271061%2F
2.Урок ОРКСЭ "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях" https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640193/
3.Конспект урока познания мира для 4 класса. Тема: Семья – маленькое общество.
https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-nechaeva/konspekt-uroka-poznanija-mira-dlja-4-klasa-tema-semja-malenkoe-obschestvo.html
4.Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Семья"
https://www.metod-kopilka.ru/otkrytyy_urok_po_orkse_na_temu_semya_4_klass-48592.htm