Федосеенко Наталья Георгиевна
Сладковский район
Зачетная работа по метапредметному модулю
Курсы «Современные требования к математическому образованию в условиях введения ФГОС. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации».
Время очного модуля: 21.11.16 - 25.11.16.
Мастер-класс
по теме:
«Симметрия вокруг нас»
Подготовил
учитель математики
МАОУ «Сладковская СОШ»
Федосеенко Н.Г.
2014-2015 уч. год
Занятие с демонстрацией приемов
исследовательской работы с учащимися
Тема: «Управление мыслительной деятельностью при исследовании и использовании математических заданий прикладного характера»
Цель: Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и развития одарённости через призму симметрии.
Задачи: 1. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
2. Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры»:
Через понятие «симметрия» раскрыть важнейшие связи явлений симметрии с живой природой, искусством, техникой и т.д.
Показать прямую зависимость симметрии с окружающим миром.
Раскрыть основные законы природной симметрии.
Основная задача школы состоит в воспитании мыслящих, способных предлагать неожиданные решения молодых людей. Чем больше таких молодых людей будет воспитанно, тем лучше для страны и для самих молодых людей. Развитие инициативы, самостоятельности мышления, творчества является первейшей задачей школы, каждого педагога. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.
Необходимо постоянно помнить, что математиками станет лишь небольшая доля наших учеников. Подавляющее большинство будет продавцами, медиками, инженерами и т.д. Математика для них имеет лишь прикладное значение. Поэтому обязательный уровень необходимо наполнить заданиями прикладного характера.
В ходе занятия хотелось показать
Мастерство организатора занятий
Мастерство передачи знаний
Мастерство владения технологий (сотрудничества и проектной), показать, что начала работу над созданием авторской технологии под названием «Симметрия».
Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися
Результат использования технологии:
Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей и педагога.
Реализация потребности в расширении информационной базы обучения.
Разработка новых подходов к объяснению нового материала
Компетенция - это те знания, умения и навыки, которыми ученик овладевает в школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
План занятия.
Организационный момент. (30 сек)
Введение в проблему (Слово учителя, авторский видеоролик) (2 мин)
Разработка системы поиска решения задач (3 мин). Параллельно: Чтение стихотворения, исполнение песни, показ причёсок, моделей одежды.
Реализация проблем на конкретных примерах. (4 мин)
Итог занятия.(1 мин)
Рефлексия. (30 сек)
Ход мастер-класса
Организационный момент. (30 сек) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сообщение цели: Главный результат любого мастер класса, на мой взгляд, достижение участником состояния "разрыва", то есть когда понимаешь - могу применить на своем предмете, и хочу знать больше, нужно искать и пробовать...
Моя цель, сегодня, побудить вас к действию!
Итак,
Вы все учились в школе. Кто-то из вас любил математику, кто-то – нет.
Я предлагаю вам вернуться в детство и побыть сейчас в роли учеников. Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
А кто-нибудь из вас на уроках математики исследовал математические объекты или процессы? Со всеми ответами я согласна, остановлюсь на одном: учили исследовать.
Введение в проблему
Предлагаю посмотреть видеоролик. «В начале было слово…»
Мы живем в стремительно - меняющемся информационном обществе, и не задумываемся, почему некоторые окружающие нас предметы и явления пробуждают чувство прекрасного, а другие нет.
Летом - цветы (слайд), бабочки (слайд). Осенние желтые листья на деревьях или листья, опавшие на землю - очень красивы. (слайд) А зимой? - Снежинки. (слайд)
Мы идем по улице и вдруг замедлим шаг, увидев пропорциональное и красивое здание. (слайд) Мимо проходит множество людей, а каждый из нас обратит внимание на кого-то одного и скажет: "Этот человек красив и гармоничен". (слайд)
Эту цепочку можно продолжать, но мы сейчас говорим о чем-то едином: о красоте, гармонии и пропорциональности живой и неживой природы. (слайд)
Сегодня мы с вами прикоснемся к прекрасному математическому явлению – какому? … Правильно, симметрия! (слайд)
Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония и красота. (слайд) Тайну гармонии пытались осмыслить Евклид, Пифагор, Леонардо да Винчи и многие другие крупнейшие мыслители человечества. (2 слайда)
Герман Вейль сказал: "Симметрия - это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство". (слайд)
Что такое симметрия? В переводе с греческого термин "симметрия"- соразмерность (пропорциональность, гармония). (слайд) Обычно под этим словом понимают либо зеркальную симметрию, когда левая половина предмета зеркально симметрична правой (слайд), либо центральную, как, например, у пропеллера. (слайд) У зеркальной симметрии есть Ось - это прямая (проходящая через фигуру воображаемая линия, обладающая только ей присущими свойствами). (слайд)
Гипотеза: | Во всем есть симметрия. (слайд) |
О! симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан и роза
И снежный рай – творение мороза.
Последний слайд в видеоролике (он остаётся на экране, пока идёт работа в группах):
Сегодня, мы с вами попытаемся ответить на вопросы:
Есть ли симметрия в преподаваемом вами предмете?
Привести примеры, выбрав картинки
Зачем человеку надо знать о симметрии?
Мир может быть абсолютно симметричным? Или, наоборот, асимметричным?
Главный вопрос: | Зачем природа создает симметрию? |
Слово учителя:
Поиск ответов на вопросы слайда будем решать группами: группы коллег на местах по предметам, пожалуйста (у вас есть задания, кстати, очень интересные задания и… подсказки), форма вашего решения произвольная.
Так как, у нас время ограничено, поэтому 2 минуты. Так как время ограничено, я не смогла вам продемонстрировать показ причесок, модной одежды, работа с фотографией Аллы Пугачёвой.
пою песню о симметрии
ОДА СИММЕТРИИ [Сeргей Медвeдeв]
Братцы! Представляется мне лично,
(Сам ведь проверял раз эдак сто):
Все, что совершенно – симметрично;
Что не симметрично – тьфу, не то!
Знают Бог, апостолы, Мария,
Царь, жандарм, квартальный и префект:
Совершенство – это симметрия;
Что не симметрия – то дефект.
Дух – высок, материя – первична,
А наоборот – так это бред!
В этом мире все, что симметрично, -
Это совершенно… если нет –
Это аномалия, уродство,
Бесу радость, Господу – упрек:
Только красоту и благородство
Может уважать святейший Бог!
(Так что ты, товарищ, создавая
Что-то в этом мире от души,
Применяй симметрию, включая
Свет божественный, а дьявола – туши.)
вернуть Слайд с вопросами.
А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающие группы демонстрируют результат своей работы, отвечая на вопросы слайда)
Итог занятия.(30 сек)
слайд Итак, мы с вами сегодня доказали, что в математике всё для жизни.
Тайну гармонии пытались осмыслить великие мыслители человечества. Сегодня на уроке в разгадку этой тайны погрузились и мы. Зная о тайне гармонии, одной из которых является симметрия, можно сделать мир лучше и красивее. Знаете известную фразу: "Красота спасет мир?" Трудно не согласиться с Федором Михайловичем Достоевским. Как вы думаете, может мы нашли секрет создания красоты и совершенства?
Рефлексия. (1 мин) Вам, уважаемые коллеги, при регистрации ребята раздавали «цветные ладошки». Красные, желтые, оранжевые, которые символизируют состояние «разрыва» - удивления, озарения и эмоциональной радости. Зелёные, синие – чувство неудовлетворённости, отсутствие интереса. Сейчас я попрошу по одному коллеге от каждой предметной группы прикрепить «ладошки» на магнитной доске. Предлагаю расположить «ладошки» по кругу, чередуя цвета. Если нет тёмных «ладошек», то говорю: «Я очень рада, что у меня получилось побудить вас к действию, к дальнейшему изучению симметрии и её исследованию…Но, у нас были такие «ученики», которые всё-таки не работали в зале, поэтому я достаю три тёмные «ладошки» и располагаю их симметрично по кругу. Уважаемые коллеги, у нас не всегда всё гладко получается при проведении уроков, поэтому давайте преодолевать тёмные полосы и доводить всё до совершенства, красоты и гармонии. Благодаря Мастерской Мастер класс, я погрузилась в тему симметрии на столько, что ко мне самой пришло озарение: «Если симметрия везде вокруг нас, во всех предметных областях, и она – ключ к совершенству, значит, она существует и в педагогике!». Изучая и создавая технологию «Симметрии», мы создадим совершенную технологию, которая позволит нам добиться больших успехов в обучении и воспитании детей, а модель этой технологии мы создали сегодня все вместе благодаря мастерской «Мастер – класс»! Ведь, эту мысль подтверждает высказывание: «Повторение – мать учения!». И, конечно же, не могу не закончить своё выступление словами, которые мне очень нравятся:
«Чтобы озарять светом других, надо носить солнце в себе!»
Спасибо за участие и поддержку!