СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МАОУ Новозаимская СОШ

Обо мне

Эссе «Я - учитель»

   Я часто вспоминаю цитату Ромена Роллана из его «романа-реки» «Жан-Кристоф»: «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе». Считаю, что эти слова как никакие другие относятся к учителю. Так каким же должен быть учитель? Ответ один: надо стремиться быть совершенством! Когда я думаю о совершенстве, всегда вспоминаю симметрию. Современный поэт Сeргей  Медвeдeв написал «Оду симметрии»,  которая начинается словами:

Братцы! Представляется мне лично

(Сам ведь проверял раз эдак сто):

Всё, что совершенно - симметрично;

Что не симметрично - тьфу, не то!
  На сто процентов согласна с автором этих строк. Симметрию мы действительно видим повсюду: она  в крыльях бабочки, в лепестках растений, в картинах, зданиях, снежинках, рифмах стихотворений и даже в нас самих. Сама природа словно  подсказывает человеку: «Применяй симметрию, будь близок к «золотому сечению», и ты будешь совершенством! Ты достигнешь успеха во всех начинаниях, в том числе, в учении и обучении!» Это, конечно, нелегко, но следует стремиться к совершенству, к красоте души, к силе знаний, грамотности, сохранению здоровья и много к чему ещё.

  Что же представляет собой  симметрия и «золотое сечение» в деятельности учителя? Это значит, что всего должно быть в меру. Не должно быть лишнего и не должно быть мало. Всё должно быть рационально. Учитель должен быть строгим, но в то же время мягким и добрым. Иногда учитель, который знает свой предмет на уровне учёного, может быть не понятен детям, так и учитель, который знает свой предмет недостаточно хорошо, тоже быстро потеряет уважение детей и  их интерес к предмету. Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся именно у педагогов. Поэтому учитель обязан постоянно совершенствоваться, учиться, много читать, а для этого, конечно, у него должно быть свободное время.

 Антон Павлович Чехов писал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело». Почему я стала учителем? Думаю, что это решаем не мы сами. Это желание свыше. Спустя годы, я поняла, что обладая некоторыми артистическими способностями (всегда любила петь и танцевать), неплохо рисуя и слагая стихотворные рифмы, всегда с любовью к детворе, просто не могла быть никем другим по профессии, как учителем. Это стало моей судьбой, моим предназначением и призванием. Иногда вспоминаю, как я, будучи маленькой девочкой, ученицей 3-го класса, на вопрос своей первой учительницы Людмилы Александровны: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», - уже тогда ответила, что я буду учителем математики. Анализировала этот случай из детства на протяжении многих лет и удивлялась. Ведь  среди моих родственников, близких  никто не работал в школе. Никто не говорил о профессии учителя, да еще и математики. Хотя  предмет математика для меня был одним из самых любимых предметов в школе. Я всегда любила решать различные задачи и даже попросила маму выписать для меня журнал «Математика в школе», где я находила для себя много интересного и увлекательного.

   Свою педагогическую деятельность я начала в одной из бывших советских республик в трудные 90-е. Эти годы называли «перестроечными». Тогда из школ уходили учителя со стажем, что уж говорить о молодых начинающих педагогах.  Перестраивалась система школьного образования, как и всё вокруг. Никто вслух не говорил правды, что работает  просто потому, что «хоть какие-то деньги». Тогда мы с супругом остались работать в школе, несмотря на трудности быта. А помог нам юмор. Мы никогда не унывали и всегда были оптимистами. Кстати, позднее эту мысль прочитала у  Александра Рыжикова — учителя математики, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года-2009». Он считает, что «учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги».  

Многие считают, что человек с профессией «учитель» не такой как все. Я убеждена: учителя – это особые люди, ведь им доверяют самое дорогое – детей. А мы в ответ отдаём детям своё сердце.

   Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Согласна и с этим. Успех  каждого ребёнка зависит и от коллектива педагогов в целом, и от деятельности каждого отдельного учителя. Поэтому стараюсь никогда не останавливаться на достигнутом. «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя», - писал Николай Васильевич Гоголь. Вспоминается хороший опыт советской школы, где много внимания уделялось преемственности в обучении. От учителя начальной школы  конкретно требовалось, чтобы все 100% детей умели хорошо читать, красиво писать, устно считать в пределах 100, письменно столбиком умножать и делить четырёхзначные числа.  На экзаменах по итогам основной и средней школы были комиссии из всего состава учителей по данному предмету. Например, на экзамене по математике в комиссии были все школьные учителя математики. Конечно, это дисциплинировало педагогов, потому что было стыдно перед коллегами, если при проверке экзаменационных работ они видели одни и те же ошибки у всего класса. Много внимания также уделялось духу соперничества, соревнования между классами, между учениками одного класса. Это объединяло классы, у ребят воспитывалось чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи. Вы можете сказать: «Чего вспоминать прошлое? Надо жить настоящим и будущим!»  Согласна. Всегда смотрю вперёд с надеждой, с оптимизмом, задумываюсь о будущем нашей великой страны. Постоянно думаю, как сделать так, чтобы детям   было интересно учиться и жить, чтобы они выросли хорошими людьми, достойными, добрыми и воспитанными, смелыми и отважными. Чтобы были патриотами своего государства – России!  Любили свою малую родину.

   «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - говорил наш земляк, учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Какое трепетное волнение, какую гордость испытала я, когда мой класс, выпускники 2017 года,  в районном конкурсе «Битва хоров» в едином порыве исполнял песню «Служить России суждено тебе и мне…». Это было в посёлке Сладково. Некоторые из этих ребят поступили в высшие военные учебные заведения, некоторые уже отслужили в российской армии, а кто-то учится и ведёт научно-исследовательскую работу, объясняя это тем, что «Вы же, Наталья Георгиевна, сказали, что надо прославить наш район на всю Россию, чтобы вы мною гордились! Вот и иду к этой цели».

    С особой гордостью вспоминаю выпускников, которые пошли по моим стопам  и стали учителями. После этого летишь в страну под названием «Школа» и забываешь обо всём, что беспокоит или вызывает трудности. Если мне удалось воспитать таких ребят, значит, я состоялась,  как учитель. И, снова вдохновляешься новыми идеями, мыслями, как же сделать так, чтобы ещё совсем маленькие, мои новые шестиклассники учились и творили добро, а в будущем – великие дела.

   Как и у каждого, если бывает плохо на душе, или иногда,  когда просто хочется улыбнуться, я начинаю смотреть фотографии своих учеников. Их у меня уже сотни.  Много школьных фотографий я сохранила в электронном виде, но смотрю и новые их фото, их взрослую жизнь в сети Интернет. А кто у вас вызывает улыбку на лице и поднимает вам настроение?  Я знаю, это ваши дети, а, может, и внуки. Только они делают нас счастливыми. Ради них мы стремимся быть лучше и совершеннее. Чтобы дарить им свет знаний, свет добра, мира, любви и радости. А чтобы озарять их этим светом, надо чтобы солнце было внутри нас, «в себе»!

 Ну, а как  же  быть с симметрией?  Неужели она лишь украшает мир? Нет, без симметрии дорогой нам мир выглядел бы совсем по-другому. Ведь это именно на симметрии основаны многие законы. Например, законы сохранения энергии, импульса и момента импульса, которые  являются следствиями пространственно-временных симметрий, которые являются, как математическими, так и физическими симметриями (Ой, куда это меня понесло…). И без этих симметрий не было бы законов сохранений, которые во многом управляют нашим миром. Так что симметрия – пожалуй, чуть ли не самая главная вещь во Вселенной!

А в голове снова строчки Сергея Медведева из «Оды симметрии»:

Так что ты, товарищ, создавая

Что-то в этом мире от души,

Применяй симметрию, включая

Свет божественный, а дьявола – туши!

Моё образование

Высшее педагогическое

Рейтинг

Баллов: рейтинг6228.2 Место: место6237 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!