Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. «Системный оператор» или «Волшебный экран» (ТРИЗ. Метод системного анализа).»
Гордиенко Светлана Михайловна,
старший воспитатель
МБДОУ «Ермаковский детский сад №5», Ермаковский район, с. Ермаковское.
Мастер-класс. «Системный оператор» или «Волшебный экран»
(метод системного анализа).
Описание: метод системного анализа способствует всестороннему знакомству с предметом или явлением. Позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Системный оператор даёт возможность составить наиболее полное представление о рассматриваемых предметах; развивает воображение и фантазию; позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.
Возраст участников: от 3 лет
Инструкция. В детском саду этот метод называют «Волшебный экран». Для детей старшего дошкольного возраста доступна девятиэкранка, для детей младшего возраста используются упрощенные варианты: горизонтальная или вертикальная трехэкранка, по мере освоения - пятиэкранка.
Надсистема в прошлом. | Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Надсистема может быть родовой | Надсистема в будущем. |
Система в прошлом. Чем/кем объект был раньше? | Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать, имеет свою функцию (как-то функционирует) | Система в будущем. Чем будет? |
Подсистема в прошлом. | Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части. | Подсистема в будущем. |
Для запоминания порядка рассматривания систем детям помогает стихотворение М. Гафитулина «Что-то».
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Ход игры. Рассматриваем систему «Дерево» на «Волшебном экране». Нужно подготовить картинки с изображением предметов.
1 этап в младшей и средней группе - трехэкранка.
1. Что это? Дерево.
2. Чем было? Саженцем.
3. Чем будет? Мебелью.
2. Саженец | 1. Дерево | 3. Мебель |
2 этап в старшей группе – пятиэкранка.
1. Что это? Дерево.
2. Из чего состоит? Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.
3. Часть чего? Леса.
4. Чем было? Саженцем.
5. Чем будет? Мебелью.
| 3. Лес | |
4. Саженец | 1. Дерево | 5. Мебель |
| 2. Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды. | |
3 этап в подготовительной группе – девятиэкранка.
1. Что это? Дерево.
2. Из чего состоит? Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды.
3. Часть чего? Леса.
4. Чем было? Саженцем.
5. Из чего состоит саженец? Ствол, корни, ветки, листья,
6. Чем был лес? Семенами
7. Чем будет дерево? Мебелью.
8. Чем будут части дерева? Дровами.
9. Чем будет лес? Бревнами.
6. Семена | 3. Лес | 9. Бревна |
4. Саженец | 1. Дерево | 7. Мебель |
5. Ствол, корни, ветки, листья. | 2. Ствол, корни, ветки, листья, цветы, плоды. | 8. Дрова |
На семинаре – марафоне мы познакомились только с несколькими приемами, играми и методами, которые способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности и любознательности. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей Включение ТРИЗ - педагогики в повседневную жизнь дошкольников, поможет развить интеллектуальные и творческие способности у детей.