Скрайбинг – современная технология визуализации учебного материала
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия «скрайбинг»;
- Представить виды скрайб-презентаций;
- Представить программы по созданию скрайб-презентаций.
Технология «Скрайбинг»
Скрайб
Скрайбер
Что такое скрайбинг?
Скрайбинг
(от английского " scribe " - набрасывать эскизы
или рисунки) -
новейшая техника презентации.
Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего.
Что такое скрайбинг?
Специалиста в данной области
принято называть скрайбер ,
а презентацию ,
которую он создает –
скрайб .
Скрайбинг –
новейшая техника презентации.
Считается,что скрайбинг изобрёл
британский художник Эндрю Парк
для организации,
занимающейся
популяризацией научных знаний
Речь выступающего
иллюстрируется
"на лету".
Получается как бы
"эффект параллельного следования",
когда мы слышим и видим примерно одно и то же,
при этом графический ряд фиксируется
на ключевых моментах.
Создатели скрайбинга используют различные типы изображений:
рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги),
схемы и диаграммы.
В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.
Если рисунки подобраны в меру и правильно, это не составит особого труда.
Помните произведение Р.Киплинга
«Как было написано первое письмо» о том,
как у первобытного человека Тегулая сломалось копьё для ловли рыбы.
Пока он чинил его,дочь Таффи отправила с незнакомцем письмо для мамы с просьбой прислать новое копьё. Но мама испугалась странных рисунков и подняла всю деревню на избиение незнакомца.
Когда племя прибежало к Тегулаю,то дочь объяснила,что означают её рисунки.
Так появилась первая мысль о необходимости письменности.
Рассказ о том, что новые идеи приводят к новым открытиям.
Это и были первыми прообразами скрайба.
А дочь Тегулая одним из первых скрайберов
В детстве мы все были немного скрайберами.
Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это.
Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей.
Поэтому при создании скрайбинга важно
не КАК рисовать, а ЧТО рисовать
Почему скрайбинг?
Плюсы и минусы скрайбинга
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
1 . Необычность , оригинальность .
1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучивание, съемки, монтаж фильма 2. Технические трудности.
2. Краткость и образность .
3. Большая степень усвоения материала аудиторией.
Использование скрайбинга
Для объснения нового материала
Проверка усвоенного, «мозговой штурм», домашнее задание
Рефлексия
Проектная деятельность
Рисованный
рука художника рисует в кадре параллельно с текстом , звучащим за кадром
Компьютерный сооздаётся при помощи сервисов интернет и программ (Power Point, Video Scribe, How Too
Фланелеграф подходит для «экранизации»
сказок и других историй для детей
Виды скрайбинга
Магнитный
Готовые изображения лепятся магнитами
на презентационную магнитную доску
Аппликационный
В кадре выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту
Скрайбинг рисованный
Классический вариант скрайбинга.
Человек рисует параллельно с текстом.
Рисование
и озвучивание должны совпадать по времени.
Скрайбинг - аппликация
На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Скрайбинг магнитный
Похож на аппликационный, единственное различие –
готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг компьютерный
При создании компьютерного скрайбинга
используются специальные программы и онлайн-сервисы
Скрайбинг компьютерный
При создании используются специальные программы и онлайн - сервисы.
Moovly
Российское приложение для iPad
VideoScribe
http://www.powtoon.com/
Основные этапы скрайбинга
- Разработать идею
- Подготовить сценарий
- Подготовить рисунки-скетчи
Скрайбинг может быть представлен в двух вариантах: скрайбинг-фасилитация.
Вариант
«здесь и сейчас»:
Учитель визуализирует учебный материал
по мере его представления ученикам (например, рисует на доске)
Видеоскрайбинг:
Вариант
«подготовься заранее»:
подразумевает предварительную подготовку иллюстрированного материала (например, создание презентаций).
Работы учащихся:
Самый простой скрайбинг можно создать с помощью программы Power Point:
в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно,
в соответствии с рассказом
«за кадром».
В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга,
то есть «эффект параллельного следования».
С помощью скрайбинга можно экранизировать стихи, сказки, загадки.
Сервисы для создания скрайбинга:
GoAnimate – позволяет превратить презентацию в мультипликационный фильм.
Сервис PowToon
Англоязычный генератор анимационных презентаций – онлайн сервис с набором готовых шаблонов и возможностью создания презентации
с "чистого листа".
Moovly
Один из самых простых инструментов
для изготовления
анимированных презентаций.
Можно создавать неограниченное количество презентаций продолжительностью
не более 10 минут
Программа VideoScribe
Англоязычная программа,
которая позволяет создавать отличные видеоскрайбинги всем,
кто не умеет рисовать.
Ее можно скачать на официальном сайте компании и бесплатно протестировать
в течение 7 дней.
Художник, что рисует дождь
Рисовать в скрайбинге можно все, что угодно, главное - донести информацию до зрителя и слушателя. Попыталась систематизировать скрайб-картинки, и вот что у меня вышло:
- Картинки из серии "Что вижу - то пою". Отлично подходят для иллюстрации конкретной информации (северный олень, белый медведь, поморская изба, саамский шаман).
- 2. Картинки "от частного-к общему" и наоборот. Например, "лес" - пара-тройка березок, "вода" - капелька, "рыболовство" - силуэт рыбки, "море" - несколько волнистых линий, изображающих волны...
- 3. Всевозможные символы. "Лето" - солнышко, "зима" - снежинка, "грусть" - грустный смайлик, "любовь" - сердце, "богатство" - монетки, "важно, обратите внимание" - восклицательный знак, "праздник" - флажок или салют, "карьера" - лестница... Список можно продолжать бесконечно.
4. Цифры, формулы, знаки Если в тексте презентации встречаются цифры, их можно дублировать и на бумаге: температура, вес, рост, длина-ширина. В презентациях по физике, математике и химии, конечно, совершенно уместны (и даже обязательны!) формулы и специальные значки.
5. Стрелочки, скобочки, облачка. Стрелки - отличное средство показывать взаимосвязь явлений и переход от одного к другому. Скобочками можно объединить несколько картинок в одно целое.
6. Зачеркивания. Неожиданно хорошее средство для скрайбинга.
Можно нарисовать картинку и потом ее зачеркнуть: дескать, сначала все думали, что это так, но гипотеза оказалась неверной.
7. Ключевые слова, лозунги, слоганы. Иногда изобразить какие-то слова ну очень трудно, а они ну очень важные. Тогда придется их просто записать на бумаге. Главное тут не переборщить, а то скрайбинг превратится в краткий конспект.
В ходе работы над эскизами определяемся:
- в какой последовательности рисуем изображения (все по сценарию);
2)какой цвет используем для каждого рисунка (скрайберы советуют
не больше трех, можно вообще всю презентацию "отрисовать" черным маркером, мы использовали 4 цвета);
3) закрашиваем изображения или ограничиваемся только контурами: закрашивать изображение имеет смысл, если цвет очень важен, например, когда мы рассказываем о национальном флаге.
4) где на слайде будет располагаться каждый рисунок (слева-справа, сверху-снизу): традиционно рисунки заполняют слайд слева направо сверху вниз;
5) каков размер каждого изображения на слайде (картинки не должны быть слишком мелкими, но при этом должны умещаться в слайд);
6) насколько детальным будет рисунок (для изображения дерева, например, достаточно будет нарисовать ствол и крону; рисунок белого медведя будет более подробным).
Как писать сценарий?
Итак, вы решили создать первую скрайб-презентацию. К чему приступить? На что замахнуться? Для начала предлагаю написать сценарий будущего шедевра.
Что делать? Мой совет: выбирайте "хорошо иллюстрируемую" тему, то, что возможно нарисовать или представить в картинках и схемах. Хорошо «иллюстрируются» экология, этнография, история. Чуть сложнее «нарисовать» художественное произведение.
После того, как определились с темой, приступаем к сбору материала. Печатные источники информации и Интернет к вашим услугам! Чтобы не погрязнуть в обилии фактов и цифр при отборе материала время от времени задавайте себе три волшебных вопроса: "Это важно? Это интересно? Это можно нарисовать?".
1 вариант - последовательный Отлично подходит для "экранизации" художественных произведений.
История неспешно развивается, одно событие вытекает из другого.
Примерно это выглядит вот так - сценарий презентации "Колобок".
2 вариант я назвала "штрихи к портрету" . В центре презентации - один герой (явление, историческое событие и т.д.). Эпизоды презентации помогают нам лучше понять и представить этого героя, как кусочки пазла, создают общую "картинку".
Для примера - рассказ о северном олене.
Задание: создать скрайб сказки «Теремок»
Русская народная сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок, все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Заключение:
Таким образом, технология скрайбинг —
это творческий процесс , который может быть использован при изучении нового материала, закрепления и обобщения,
в проектной деятельности.
Обучающийся должен не столько уметь рисовать , сколько
быстро находить точные и простые визуальные символы для понятий или явлений.
Не менее важные качества —
умение внимательно слушать, анализировать информацию и выделять главное.