Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-Iвида»
Мастер- класс
«Слуховой» метод реабилитации и абилитации
глухих детей после кохлеарной имплантации
на первоначальном этапе
Автор: учитель-дефектолог (сурдопедагог)
высшей квалификационной категории
Бальжиева Марина Викторовна
Улан-Удэ, 2021г
Пояснительная записка
Актуальность: Достиженияв развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогике, развитие системы междисциплинарной помощи привели к появлению новой группы детей с нарушенным слухом – детей с кохлеарными имплантами (КИ). Что привело к необходимости обеспечить успешную реабилитацию большему числу детей с КИ. После проведения КИ и подключения речевого процессора наступает первоначальный – запускающий и самый ответственный этап реабилитации. Его смысл заключается в реконструкции коммуникации и взаимодействии ребенка со слышащим окружением на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей.
Цель: представить методы обнаружения и различения неречевых и речевых звучанийдля развитие слухового восприятия у глухих детей после кохлеарной имплантации на первоначальном этапе педагогической реабилитации и абилитации (из опыта работы).
Задачи:
познакомить участников мастер-класса со«слуховым» методом реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации
оказание методической помощи участникам мастер-класса для профессиональной деятельности,дать рекомендации по литературным источникам
освоение педагогами методики работы с глухими детьми после КИ на первоначальном этапе
Время: 40 минут
Участники мастер-класса: учителя-дефектологи образовательной организации
Оборудование, ТСО, ИКТ: игрушки, музыкальные инструменты, дидактический материал «Слушать интересно», цветные камушки, баночки, веер, картинки, фломастеры, мультимедийная установка.
Структура мастер-класса:
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Выработка условно-двигательной реакции
Знакомство со звуками окружающего мира
Различение характеристики звуков
Различение звукоподражаний
Различение односложных слов
Различение многосложных слов
3.Рефлексия.
Ход мастер - класса.
Теоретическая часть.
Все методы обучения глухих детей можно разделить на традиционные и современные. Традиционные методы (устные, жестовые) основаны на представлении, что глухой не может научиться говорить, слушая речь окружающих близких людей, как это делает обычный ребенок. Поэтому у глухого ребенка целенаправленно формируют речь специальными методами, опираясь на сохранные органы чувств-зрение, тактильные и кинестетические ощущения, на остаточный слух.
Кохлеарный имплант (КИ)обеспечивает ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, значит –возможность осваивать речь естественным способом-посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития новой группы методов обучения глухих детей – слуховых. Слуховой метод разработанный в процессе многолетних исследований и практической работы по реабилитации детей с КИ на базе СПб НИИ уха, горла, носа и речи. Слух- не цель коррекционно-развивающей работы. Слух –фундамент и инструмент для спонтанного развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ. С помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Многие сурдопедагоги продолжают использовать традиционные подходы к обучению детей с КИ, опираясь при развитии у них речи не на слух, а на зрение (дактилирование, чтение, чтение с губ), а также на тактильные ощущения. Проводя коррекционную работу с ребенком с КИ, сурдопедагог должен учитывать основные функции слуха и речи у человека и биологические закономерности их формирования. После включения и настройки речевого процессора КИ у глухого ребенка должны сформироваться все центральные процессы слухового анализа, обеспечивающие восприятие окружающих звуков и устной речи.
Этапы развития слуха с КИ:
Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков.
Выработка условно-двигательной реакции
Знакомство со звуками окружающего мира
Различение характеристики звуков
Различение звукоподражаний
Различение односложных слов
Различение многосложных слов
Различение часто используемых слов и простых фраз.
Развитие фонематического слуха.
Распознавание устной речи.
Целью первоначального этапа коррекционно-педагогической помощи детей после кохлеарной имплантации научить воспринимать неречевые и речевые звуки, понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи. Входе осуществления коррекционно-педагогической помощи у них формируются виды речевой деятельности такие как:
-слушание (аудирование), обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений, понимание информации, предъявляемой на слух в нормальном темпе.
- говорение, содействующее использованию средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами и ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общению, а также следованию в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка
Задачи первоначального этапа коррекционно-педагогической помощи:
1.Формирование у детей после кохлеарной имплантации положительной мотивации к активному восприятию окружающих звуков и вербальному взаимодействию с окружающими взрослыми и своими сверстниками
2.Воспитание у детей после КИ потребности в речевом общении, что является основой для появления речевой активности.
3.Развитие у детей взаимосвязи между воспринимаемыми ими звуками, проявляемыми действиями и явлениями окружающего мира.
4.По мере появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т.е в общении.
5.Улучшение произносительных навыков детей после КИ посредством развития их слухового самоконтроля.
Практическая часть.
Выработка условно- двигательной реакции на звук
Цель упражнений: научить ребенка обнаружить звук (есть/нет) и выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый.
Условно- двигательная реакция на звук (УДР) – выполнение ребенком какого-либо действия в ответ на звуксоздаваемый взрослым. Эта реакция помогает сформировать у ребенка способность обнаруживать любой звук и является первой ступенькой в развитии слухового восприятия и слухового внимания.
Упражнение 1. Кнопка.
Ребенок должен нажать пальцем на нарисованную кнопку после того как взрослый извлекает из игрушки (барабан, дудка) звук.
Упражнение 2. Полет бабочки.
Бабочка посажена на одни из цветочков. Ребенокуслышав звук (игрушки пищалки, колокольчик, погремушка, звякание ключей), который издает взрослый, перемещает бабочку на другой цветок. Так бабочка порхает по поляне цветов с одного на другой.
Упражнение 3. Камушки.
Сначала УДР ребенка вырабатывается слухозрительно. При этом ребенок видит производящее звук действие взрослого, вы садитесь за стол напротив малыша, обращаете его внимание на свои губы и голосом разговорной громкости произносите «ПА-ПА-ПА». В момент вашего произнесения рукой малыша берете камушек и бросаете ее в баночку. Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам (без подсказки и помощи) выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между предъявлением сигналов нужно менять, иначе ребенок будет реагировать не на сигнал, а на интервал, с которым вы подаете ему сигналы. Когда ребенок научится ждать сигнал (то есть поймет условие игры) необходимо выработать реакцию на звук, воспринимаемый ребенком только на слух. При этом взрослый может произносить звук за спиной ребенка или за экраном. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов, он должен отвечать на сигнал определенным действием.
Знакомство со звуками окружающего мира
Цель: привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, объяснять их значение, учить ребенка узнавать их в реальной жизни и во время целенаправленных занятий.
Упражнение 1. Звуки дома.
Взрослый подает звуки дома (дверной звонок, стук в дверь, телефонный звонок, звук упавшего предмета, звук воды), ребенок указывает на соответствующую картинку.
Упражнение 2. Звуки улицы.
Взрослый подает звуки улицы (мотор машины, гул самолета, ветра, шум дождя, шорох листьев), ребенок указывает на соответствующую картинку.
Упражнение 2. Звуки, издаваемые животными.
Взрослый подает звуки, издаваемые животными (мяукание и мурлыкание кошки, лай и рычание собаки), ребенок указывает на соответствующую игрушку.
Различение характеристики звуков.
Цель: научить различать звуки погромкости, высоте, длительности и количеству.
Определение количества звуков
Упражнение 1. «Один или много барабанов».
Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз, чтобы ребенок это видел. Называет словами, сколько прозвучало сигналов: один или много, обозначая их дополнительно естественным жестом (показываем соответствующее число пальцев.При этом слово «один»можно говорить один раз, а слово много «много» повторять несколько раз: «много-много-много». В ответ ребенок показывает один или много барабанов на картинке.После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух. Для этого взрослый ударяет по барабану так, чтобы ребенок этого не видел-за спиной ребенка.
Упражнение 2. «Зайка кушает-АМ»
Взрослый объясняет: «Зайка кушает морковку: откусывает один раз- «ам», три раза-«ам-ам-ам».
Не забудьте поменяться ролями.
Упражнения 3. «ПА»
Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па».
Взрослый: па Ребенок: па
Взрослый: па –паРебенок: па-па
Взрослый: па –па-па Ребенок: па-па-па
Если ребенок справляется с упражнениями, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па____короткий, па__________ длинный (папа_)
Па, па___________ па, па-па________па
Упражнение 4. «Круг-Квадрат».
Взрослый показывает одну из фигур и спрашивает ребенка: «Что это?». Если ребенок сам не называет фигуру, взрослый ему помогает, называя слово и акцентируя при этом внимание на разнице в артикуляции. Упражнение сначала выполняется слухозрительно, а затем на слух.
В этом упражнении ребенок учится различать на слух слова с разным количеством слогов при выборе из двух.
Определение длительности и прерывистости сигнала
Эти упражнения направлены на развитие у ребенка способности различать длинные и короткие, непрерывные и прерывистые звуки, определять начало и конец звучания. Они также развивают слуховое внимание ребенка, учат его прислушиваться и сосредотачиваться.
Упражнение 1. «Лист»
Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки.
Длинный непрерывистый звук: С____________________
Короткий С_____
Прерывистый звук: С_С_С_С_
Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит,ребенок останавливается.
Упражнение 2. «Машина в гараже».
Помоги машине доехать до гаража.
В__________________. В__. В_В_В_В_.
Определение высоты звука.
Упражнение 1. «Мишка ТОП-ТОП»
Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт словам, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Взрослый просит ребенка самому показать соответствующего мишку, после того как он произнес звукоподражания высоким и низким голосом. Таким образом, с помощью развивающего слуха у ребенка формируется умение контролировать свой голос, произносительные навыки.
Упражнение 2. «Звук А».
Толстая «А» произносим «А» низким голосом
Тонкая «А» произносим «А» высоким голосом
Ребенок показывает буквы.
Громкость звука.
Упражнение 1. «Барабан:громко-тихо»
Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании-громкий и тихий звук –и называя их. Этим звукам соответствуют графические изображения: громко –большой барабан, тихо-маленький барабан. Сначала взрослый демонстрирует ребенку образец выполнения задания, а затем ребенок слушает звуки и показывает на соответствующее изображение. При этом ребенок учится различать на слух звуки по громкости при выборе из двух: громкий и тихий звуки. У ребенка формируются понятия «громко» и «тихо».
Упражнение 2.
«Очень громко- громко-нормально-тихо не слышно»
Взрослый предъявляет ребенку различные по громкости и частоте неречевые и речевые звуки, окружающие его на улице и дома. Ребенок при этом отмечает громкость его звучания, показывая на схематические изображения громкости звуков:
Очень громко- больно
Громко- не больно
Нормально-хорошо
Тихо-плохо слышно
Не слышно-нет звука
Локализация звука.
Упражнение 1. «Сверху-снизу»
Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (погремушка) и речевые («А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать/ опускать руки с звучащей игрушкой. звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок мог определить, откуда он идет.
Упражнение 2. «Справа-слева»
Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (погремушка) и речевые («А», «Ш») звуки, исходящие справа и слева. Звуки предъявляются за спиной ребенка на расстоянии вытянутых рук. Для проведения этого упражнения лучше использовать помощников, которые располагаются в разных углах комнаты. Они должны иметь одинаковые предметы для извлечения звуков. Звук должен быть длительным, иначе ребенок с одним КИ не в состоянии будет определить, откуда он идет.
Упражнениет3. «Сверху-снизу и справа-слева»
Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (погремушка) и речевые («А», «Ш») звуки, исходящие сверху-снизу и справа-слева.Для проведения этого упражнения лучше использовать помощников, которые располагаются в разных углах комнаты. Они должны иметь одинаковые предметы для извлечения звуков. Звук должен быть длительным, иначе ребенок с одним КИ не в состоянии будет определить, откуда он идет.
Различение звукоподражаний
Дети легче запоминают звукоподражания, чем целые слова, потому что первые представляют собой повторяющие слоги (ав-ав) или отдельные фонемы/буквы (Жжжжж). Но взрослый не должен заменять слова звукоподражаниями. Вы должны понимать и объяснить ребенку, что собака называется «собака», а «говорит» «ав-ав-ав».
Упражнение «Хрю-хрю, ку-ка-реку-и ав-ав»
Покажите игрушку поросенка и скажите так, чтобы ребенок видел ваше лицо и жесты: «Это поросенок.Хрю-хрю», акцентируя внимание на звукоподражании. Затем укажите на петуха и скажите: акцентируя внимание на звукоподражании «Это петух. Ку-ка-реку», обращая внимание на звукоподражание. Потом укажите на собаку и скажите: «Это собака. Ав-ав»,акцентируя внимание на звукоподражании. Затем называйте в случайном порядке звукоподражания и просите ребенка показать соответствующих животных.Сначала называйте только звукоподражания. Потом включайте только звукоподражаниявпредложении: «Где собака? Ав-ав или «Покажи поросенка. Хрю-хрю. Сначала упражнение выполняется без экрана. Если ребенок справляется с упражнением, можно приступить к его выполнению только на слух.
Различение односложных слов
В русском языке чаще встречаются двусложные слова и трехсложные слова, реже односложные и четырехсложные. Начинаем с различения слов, которые сильно отличаются по фонемному /буквенному составу, а значит, и по звучанию (дом-гриб). Если ребенок справляется с заданием –учимся различать более похожие односложные слова (гриб-лист). Во время тренировки произносим слова с разной громкостью, интонацией. А когда у ребенка уже все все получается, то обязательно учим его различать слова, произносимые шепотом.
Упражнение «Дом и лист»
Рассмотрите с ребенком картинки и назовите: «Это лист. «Это дом». Побудите ребенка повторить слова «дом», «лист». Затем произносите слова в случайном порядке. Ребенок должен показать соответствующую картинку. Упражнение сначала выполняется слухозрительно, а затем только на слух.
Различение многосложных слов
Если ребенок успешно справляется с упражнениями по различению односложных слов, можно приступить к работе к работе над различением многосложных слов в ситуации закрытого наглядного выбора. При этом ребенку предлагаются слова хорошо знакомые многосложные слова. Лучше начинать со слов, сильно отличающихся друг от друга (девочка-молоко). Затем мы переходим словам, в которых ударение находиться в одном и том же месте (голова-самолет). Самое сложное задание-различение слов, отличающихся только одной фонемой/буквой (бочка-дочка).
Упражнение «Сложи в шкаф»
На листочке нарисован шкаф, а с другой – предметы одежды (шапка и носки). Взрослый называет предметы: «шапка», «носки», а ребенок должен провести линию, соединяющую вещь и соответствующую полку. Упражнение сначала выполняется слухозрительно, а затем только на слух. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок называет слова, а вы рисуете.
Рефлексия участников мастер-класса.
Таким образом, первоначальный этап коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации помогает научиться воспринимать неречевые и речевые звуки, понимать и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.
- способствует привлечению интереса детей к занятиям по восприятию и различению устной речи;
- позволяет достичь положительных результатов в развитии слуховой функции;
- помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.
Данный метод педагогической реабилитации оказывает положительное воздействие на слухо-речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Предлагается ответить на несколько вопросов присутствующим педагогам:
Хотели бы Вы принять участие в следующих мастер-классах и семинарах на тему коррекционно-развивающей деятельности с детьми после КИ?
Будете ли Вы в своей практике использовать полученные знания и умения?
Открытый микрофон. Ответы на вопросы. Участникам мастер-класса предлагается выставка специальной литературы и дидактического материала.
Литература
Белая, Н.А., Речицкая, Е.Г. Особенности коммуникативной компетентности слабослышащих детей 6–7 лет/ Н.А. Белая, Е.Г. Речицкая// Европейский журнал социальных наук - 2012.-№ 10 (2). -С. 113–120.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Советский спорт, 2004. – 304 с.
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике. / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. — 2014. — № 1. — 14 - 16.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики // Дефектология. – 2018. – № 2. – С. 3-13.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 304 с.
Головчиц, Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л.А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 27-33.
Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха : сб. игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Граф-пресс, 2003. – 160 с.: ил.
Жданова М. А., Казакова Е. И., Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога (под ред. Шипицыной Л.М.) Издательство: ВЛАДОС Гуманитарный издательский центр. – 2003. - 528 с.
Зонтова, О.В. Билатеральная кохлеарная имплантация у детей особенности реабилитации и интеграции. - Научное обозрение: Теория и практика. 2012 (3), 62-66.
Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова; Санкт-Петерб. НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб.: Умная Маша, 2010. - 200 с.
Королева, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / И. В. Королева с.186, [1] с. ил., табл. 21 см. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009.
Королева, И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева // Дефектология. – 2002. - № 4. - С.28-39.
Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. - Санкт- Петербург : КАРО, 2015. - с: 870 с. ил., табл. 24 см.
Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. /И.В. Королева, П.А Янн. - Санкт-Петербург: Издательско-полиграфический центр КАРО, 2013. -240 с.
Кукушкина, О.И., Гончарова Е.Л.Подход к реабилитации после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 44-51.
Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.52-56.
Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 224 с. - Библиогр.: С. 223.
Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. - М.: Парадигма, 2011. - 191 с.
Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит … : пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. - Библиогр.: С. 201-203. – 2-е изд., перераб.
Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шматко // Дефектология : - 2012. - № 3. - C. 45-51.
Яхнина, Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие/Е.З. Яхнина.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-272 с.
Анализ эффективности проведенного мастер-класса: «Слуховой» метод реабилитации и абилитации глухих детей после кохлеарной имплантациина первоначальном этапе
Данный мастер-класс был проведен для учителей-дефектологов, учителей-предметников и воспитателей ГБОУ СКОШИ I-II вида.
Цель данного мастер-класса представить «слуховой» метод для развития слухового восприятия у глухих детей после кохлеарной имплантации на первоначальном этапе педагогической реабилитации и абилитации (из опыта работы).
Задачи мастер-класса:
познакомить участников мастер-класса со «слуховым» методом реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации
оказание методической помощи участникам мастер-класса для профессиональной деятельности, дать рекомендации по литературным источникам
освоение педагогами методики работы с глухими детьми после КИ на первоначальном этапе
Мастер-класс запланирован на 40 минут.
Планировалось в процессе работы участников на данном мастер-классе достичь определенных результатов:
1) понимание участниками мастер-класса актуальности представляемого метода;
2) практическое освоение метода в работе педагогов;
Мастер-класс состоял из нескольких этапов:
Теоретическая часть. На данном этапе представлена актуальность данного «слухового» метода, цель и задачи мастер-класса.
Практическая часть. Вниманию слушателям мастер-класса представлены упражнения по:
Выработке условно-двигательной реакции
Знакомству со звуками окружающего мира
Различению характеристики звуков
Различению звукоподражаний
Различению односложных слов
Различению многосложных слов
Каждое упражнение демонстрировалось с ассистентом. После каждой демонстрации предлагалось слушателям в парах выполнить данные упражнения.
Рефлексия. В заключительной части подвели итоги и рефлексию с целью анализа степени осуществления ожиданий от мастер-класса.
Данный мастер-класс дал возможность педагогам познакомиться с новым «слуховым» методом и выполнить упражнения. Все этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Поставленные цели и задачи реализованы.