СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Слушаем живопись, рисуем музыку»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс поможет создать ситуацию творческого взаимодействия участников мастер–класса на основе совместной отработки приемов и упражнений по изображению фрактального рисунка

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Слушаем живопись, рисуем музыку»»

Мастер-класс «Слушаем живопись, рисуем музыку»

Целевая аудитория: педагогический коллектив

 

Цель: ознакомить с методом фрактального рисунка, выражение собственных чувств, возникших в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму, линию, образ

Задачи:

- создать ситуацию творческого взаимодействия участников мастер–класса на основе совместной отработки приемов и упражнений по изображению фрактального рисунка;

- раскрыть специфику грамотного построения композиции из элементов беспредметного мира на основе восприятия музыки;

- провести рефлексию участников мастер-класса по результатам творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Создание участниками мастер-класса фрактального рисунка на основе музыки.

2. Формирование аналитического и ассоциативного мышления на основе творческой импровизации.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма, цветные карандаши, альбомные листы.

Ход мастер-класса

Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вам, поприветствовать друг друга. Я попрошу вас всех встать и сделать то, что сделаю я. Итак, здравствуйте, уважаемые коллеги! (Обе руки сжимаю, два раза хлопок). Спасибо. Вы сейчас представляете какой-то коллектив, хор или симфонический оркестр. Но симфонический оркестр предпочтительней, потому что слишком большое разнообразие и мне это очень нравится. В оркестре есть определенные правила, как правило оркестр не играет без команды дирижера. Если они будут играть без команды, то у них не получится музыки. Поэтому, пожалуйста, ждите когда я вам кивну, и только тогда вы начинаете хлопать (тук, тук, тук-тук-тук; тук-тук, тук-тук, тук; тук, тук-тук, тук-тук, тук) Молодцы! Присаживайтесь.

Я предлагаю вам послушать отрывок стихотворения прибалтийского поэта Эдуардаса Межелайтиса «Всплакнули струны скрипки…» и попытаться угадать о чем мой мастер-класс.

Под музыкальное сопровождение («Кантабиле» Николо Паганини в исполнении Леонида Когана) читаю стих.

«Всплакнули струны скрипки –

мелодия рванулась,

Бегом сквозь ночь пустилась,

спеша напев продлить, -

Как будто из клубка она

скользяще развернулась

И тонко заструилась,

как шелковая нить

И нить пошла кружиться,

и из витков спирали

Во тьме возникли кудри,

ресницы, губы, нос -

Всё, что извивы нити

на небе рисовали,

В склонённую чуть на бок

головку облеклось,

А нить всё рисовала,

кружась волнообразно…».

Красивые строки, не правда ли? Вы, наверное, обратили внимание, как образно поэт сравнивает звучание скрипки с рисунком нитью… «А нить всё рисовала, кружась волнообразно…».

Как вы думаете, уважаемые слушатели, о чём у нас сегодня пойдет речь?

Ожидаемые ответы слушателей: о музыке и искусстве, о графике и музыке, о связи различных видов искусства и художественного текста и т.д.

Вы совершенно правы: мы сегодня поговорим о том, как можно выразить собственные чувства, возникшие в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму, линию, образ, иначе через рисунок.

Тема моего мастер-класса: «Слушаем живопись, рисуем музыку».

Можно ли нарисовать музыку так, чтобы рисунок воздействовал на нас как мелодия – вызывал определенные эмоции и чувства?

Ожидаемые ответы слушателей: Рисовать музыку очень сложно, ведь мы её не видим!

Действительно, странно звучит – «рисовать музыку». Её можно исполнять, слушать, сочинять, читать о ней стихи, рассказывать… Стоп! Так?!  Но если можно о ней сочинять стихи или рассказывать, то почему нельзя рисовать? Но как? А в этом нам поможет метод фрактального рисунка

Фрактальный рисунок - это диагностика и коррекция состояния человека, способ самовыражения и самореализации. Метод фрактального рисования был разработан Т.З.Полуяхтовой в 1991 г. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.

Метод фрактального рисунка позволяет:

  • Выразить свои чувства линией, цветом и формой;

  • Улучшить своё эмоциональное и физическое состояние;

  • Избавиться от комплексов;

  • Почувствовать себя художником;

  • Осознать свой потенциал;

  • Изменить самооценку и взаимоотношения с миром;

  • Найти гармонию в себе.

Данный мастер-класс будет полезен для тех, кто:

  • Хочет получить дополнительный заряд положительных эмоций;

  • Желает повысить уверенность в себе;

  • Заинтересован в развитии творческих способностей и улучшении деятельности мозга;

  • Мечтает о более яркой, полноценной жизни;

  • Имеет психологические проблемы и хочет их решить.



Фрактальный рисунок создается весьма необычно: с закрытыми глазами. Это позволяет на время отключить оценочные суждения разума, и проявить полную свободу самовыражения.

Благодаря методу фрактального рисунка становится возможным получить доступ к знаниям, скрытым в самых глубоких слоях подсознания".

Итак, начнем. Нам понадобится ручка черного или синего цвета. Для чего? А чтобы контур ваших фракталов был очень четко виден. Вы ставите точку на центр того листа, который у вас есть, но как правило это должен быть лист формата А-4. Листочек всегда кладется горизонтально. Поэтому, пожалуйста, если у кого-то вертикально переверните его. Итак, вот давайте представим, что это у меня лист бумаги. Я нахожу серединку и ставлю ручку и закрываю глаза, а учитель дает команду, когда начать и когда закончить. Условие таково, что мы рисуем одной линией от начала до конца не останавливаясь, пока не скажу стоп. То есть отрывать руку несколько раз в данной работе по условиям не положено. Далее, самое главное задавать себе команду «Что я рисую?». У психологов есть такое понятие «рука знает». А она действительно знает, позвольте ей насладиться красотой музыки, потанцевать, порисовать. А вы впустите музыку в себя и растворитесь в музыке, думайте о чем угодно, вот какие мысли навевает вам эта музыка. И просто отдохните. Итак, посмотрите. Я закрыла глаза, мне скомандовали «начали», и я начала рисовать музыку, двигаться вместе с ней. Говорят «стоп» и останавливаюсь. Теперь смотрим у нас получились разорванные фракталы, одна линия и вторая не завершены. Мы их подводим к близлежащему фракталу. Или впоследствии, если вы захотите внутри этого фрактала образ. С помощью этих фракталов можно было бы что-то подрисовать. Какое-то дерево, или солнышко, например. То есть с помощью незаконченных линий можно подрисовывать мелкие детали. И в принципе по правилам мелкие детали подрисовывать можно. На этом мы пока остановимся, вернее я остановлюсь, а вы начнете работать. Перед вами лист бумаги, в руках ручка, вы ставите ручку на цент листа и наслаждаетесь наикрасивейшей музыкой чешского композитора, представителя романтизма Антонина Дворжака и рисуете. Готовы, закрываем глаза, некоторое время музыка звучит тихо, для того чтобы вы настроились и потом командую «начали». (Дается время секунд 40-60, а потом говорю «стоп»). Потрясающе, запечатлейте ту улыбку, которая у вас была на лице. Сколько бы лет мы не рисовали, сколько бы лет мы не делали эту работу, одно и тоже всегда, открываются глаза и первое что на их лице - это улыбка. Это опять-таки еще один плюс в этой работе. Вы увидели паутинку, которую вы нарисовали. Маленькие детки назвали бы эту работу каляка-маляка. А теперь посмотрите какая она у вас бесподобная. Что внутри нее вы можете найти, если хотите можете найти образ, тогда вы можете объединить несколько фракталов и не зависимо от того что у вас внутри много фракталов их закрасьте одним цветом. Если образы не найдены, тогда внимание, каждый фрактал мы прорабатываем своим цветом. Почему, в условиях этой работы изначально по идее каждый фрактал должен быть проработан, потому как это я, я нарисовал самого себя и что же это у меня будут белые пятна. Недолжно быть этого. Два фрактала рядом красить одним цветом тоже нельзя. Поэтому, пожалуйста, вы сейчас цветными карандашами заполняете каждый фрактал своим цветом. Если фрактальный рисунок получился слишком большой, то за один раз можно сразу закрасить несколько фракталов. Если мы рисуем 40 секунд, то можно заполнить 12 фракталов. Мы рисовали 30 секунд, то можно 8 фракталов сразу одним цветом. Причем карандаши берутся закрытыми глазами. А потом мы анализируем есть этот цвет здесь или нет. Опять-таки вы закрыли глаза, не смотрите на карандаши и не разбегаетесь по цветам, вот что пришло в руки, вот такой цвет. На мой взгляд это цвет есть в моем рисунке, а вот сколько его там, я сейчас решу. И начинаю штриховать, заполняя фракталы выбранным цветом. Кладу на место, через некоторое время этот карандаш опять приходит ко мне в руки, цветов же не так много. А фракталов гораздо больше и вы опять рисуете. Беру карандаш другой (черный или серый) и вижу, что нет такого цвета в моей музыке, на мой взгляд. Но он пришел и имеет право на существование, значит хоть маленький фрактальчик, но я должна заштриховать или контур где-то дорисовать, хоть чуть-чуть, но я должна с этим цветом поработать. Итак, начнем. Вы штрихуете фракталы разными цветами, при этом два рядом фрактала не закрашиваете одним цветом. Итак, давайте вспомним что такое фрактал. Фрактал – это маленькая завершенная фигура. (Педагоги работают 12-13 минут)

Если вы закончили, на обратной стороне подпишите свою работу. А мы с ребятами еще пишем имя композитора и название его композиции. У вас на столах лежат листы с приложением, на которых имеется «ключ» для расшифровки фрактального рисунка. Можете с ним ознакомиться и узнать свои результаты. Старайтесь быть объективным при оценке результата.

Получив расшифровку своего рисунка, вы можете прийти к выводу о необходимости коррекции своего характера, своей энергетики, своего подсознания. Этого можно добиться, проведя курс из 21 рисунка. Основное отличие здесь будет в том, что на втором этапе вы будете выбирать цвета осознанно, чтобы перераспределить их или добавить недостающие. Обычно положительные изменения ощущаются уже после 3–4 рисунков.


А сейчас, я предлагаю вашему вниманию творческие работы детей, родившиеся в результате восприятия музыки. 

(на доску вывешиваются работы учителей)

-Обратите внимание на доску.
-Посмотрите, какие разные образы мы сегодня создали, что доказывает: каждый воспринимает музыку по- своему. Это наше внутреннее состояние, зеркало нашей души.
- И в завершении, хочу напомнить вам то, о чем мы говорили в начале мастер-класса. Музыка окружает нас всегда и всюду. Как здорово, что она у нас есть. И как здорово, что мы с вами встретились!
Исполнение песни «Изгиб гитары желтой»

Пусть музыка создает в вашей жизни яркие и счастливые картины!

Надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам лучше узнать себя, понять направление дальнейшего развития и самосовершенствования!