СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Смысловое чтение на уроках Искусства и МХК»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс «Смысловое чтение на уроках Искусства и МХК». Уроки, построенные в соответствии с технологией КСО, позволяют мне заменить урок объяснения нового материала  уроком «открытия знаний», что поднимает эффективность работы и способствует повышению качества знаний.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Смысловое чтение на уроках Искусства и МХК»»

Мастер класс «Смысловое чтение на уроках Искусства и МХК»

Цель моей педагогической деятельности: создать  условия для эффективного развития  познавательных и коммуникативных умений в процессе изучения МХК и искусства. Объектом исследования стал  школьный курс МХК и искусства а предметом исследования – созданные условия для развития познавательных умений обучающихся.

За основу была принята рабочая гипотеза – если внедрить в учебный процесс на уроках МХК и искусства современные педагогические технологии, групповые формы работы, то повысится уровень развития познавательных умений у обучающихся, активизируется исследовательская деятельность, повысится мотивация к предмету. Исходя из цели и гипотезы исследования, были  определены следующие задачи:

- освоить и внедрить в учебный процесс современные педагогические технологии, позволяющие эффективно работать с информацией;

- разработать комплекс дидактических материалов для создания ситуации успеха при изучении мировой художественной культуры и искусства;

- провести мониторинг уровня развития познавательных умений;

- определить эффективность используемых педагогических технологий и приемов учебной деятельности.

    Пример задания с урока МХК по теме «Благая весть». Каждый ученик получает текст с описанием одного из произведений живописи, знакомится с ним, выделяет и записывает ключевые признаки, автора и название. Самостоятельно находит описанное произведение на слайде, результат фиксирует в ведомости учителя. Затем учащиеся обмениваются с товарищами полученными знаниями и проверяют правильность определения произведения на слайде. Общий итоговый контроль усвоения информации – определение по 8 фрагментам произведений их название и автора.



 

 

 

 









Уроки, построенные в соответствии с технологией КСО, позволяют мне заменить урок объяснения нового материала  уроком «открытия знаний», что поднимает эффективность работы и способствует повышению качества знаний (приложение 1).

Технология КСО хороша тем, что позволяет совместно использовать и другие инновационные технологии. Опыт преподавания МХК и искусства в среднем звене показывает, что подобное сочетание дает эффективный результат, как с точки зрения обучения, так и в воспитании и развитии школьников.



1.1.2.  Пути реализации познавательных умений обучающихся  средствами технологии смыслового чтения

Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность»,  является актуальной проблемой  сегодняшнего образования.  Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению.

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса».

Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения. Оно часто осуществляется с помощью информационных закрытых вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «каким образом?», «сколько?», «как?», которые требуют точного ответа из текста. 

Текстовая составляющая предполагает выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.

Например, при изучении темы «Скульптура Тропической и Южной Африки» на уроке МХК в 7 классе логично использовать предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии.

Предтекстовая стратегия «Ориентиры предвосхищения»

1.      Познакомься с утверждениями в первой колонке таблицы. Заполни вторую колонку, написав «да», если ты согласен с этим утверждением, «нет», если не согласен или сомневаешься.

Текстовая стратегия «Чтение про себя с пометками»

2.      Прочти параграф учебника. Во время чтения возвращайся к утверждениям первой колонки. Заполни третью колонку, написав «да», если ты согласен с этим утверждением, «нет», если не согласен. Подтверждай своё окончательное мнение фразой из текста учебника в четвёртой колонке.

Утверждение

До

После

Подтверждение из учебника

прочтения (да/нет)

Самобытная культура африканских народов является одной из причин устойчивого интереса к африканскому континенту.

 

 

 

Деревянная скульптура Африки прежде всего представлена идолами языческих богов.

 

 

 

Для африканской скульптуры не характерно разноцветие.

 

 

 

Мастер, создающий маску, подписывает её своим именем.

 

 

 

Согласно легенде догоны, преследуемые противниками, были съедены крокодилами.

 

 

 

Африканцы используют в изготовлении масок гвозди, обломки ножей, стёкла.

 

 

 

Мастера деревянной скульптуры не стремятся к портретному сходству своих произведений с моделью.

 

 

 

Традиционно маску покрывают патиной – густой масляной краской.

 

 

 

Скульптуры Бенина в отличие от Ифе высекаются из чёрного камня – гематита.

 

 

 

Текстовая стратегия «Вопросы после текста»

3.      Составь вопросы к прочитанному тексту и напишите ответы на них.

 

Вопрос

Ответ

Кто?

 

 

Что?

 

 

Почему?

 

 

Когда?

 

 

Где?

 

 

Как?

 

 

Зачем?

 

 

Какой (ая,ие,ое)?

 

 

…………….

 

 

Эта стратегия может быть совмещена с технологией КСО, когда на сформулированные вопросы отвечает напарник. Таким образом осуществляется переход от внешнего контроля со стороны учителя к взаимоконтролю учащихся и самоконтролю читателя.