Мастер –класс для педагогов
дошкольных образовательных учреждений,
музыкальных руководителей.
"Социально – личностное развитие дошкольника
в системе музыкальных занятий"
Составила: Симакова Татьяна Валериевна
Музыкальный руководитель МОУ
Детский сад № 198
Центральный район. Волгоград.
В нашем образовательном учреждении МОУ детский сад № 198 уже много
лет функционирует опытно-экспериментальная площадка по проблеме социально- личностного развития детей дошкольного возраста - программа "Познаю себя", под руководством доктора педагогических наук, профессора Корепановой М.В.
Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста вошло в раздел программы "Школа 2100"
Основополагающими идеями программы являются: формирование интереса ребенка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, развитие эмоционально-чувственной сферы.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем и познаёт и сам себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию себя и окружающем мире.
В условиях музыкального занятия методические рекомендации к этой программе носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, развитию навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов, способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Для достижения результата в музыкальной деятельности, развитии творческих способностей, музыкального мышления, я использую упражнения и этюды на музыкальных занятиях.
1. Дружба начинается с улыбки. (ср, ст, подгот. гр)
Цель: развить чувствование детьми друг –друга, повышение самоуверенности в себе, развить творческие способности, воображение и фантазию.
Сидящие в кругу беруться за руки, смотрят в глаза соседу и дарят ему улыбку (молча), самую добрую, по очереди. Звучит песня "От улыбки" Шаинского. Можно подпевать.
2. Упражнение "Гармоничный танец"
предлагается для детей старшей и подготовительной группы.
- развивает умение перевоплощаться;
- согласовывать свои действия
- ориентироваться в пространстве
-повышать уверенность в себе. формировать чувство ответственности.
Дети разбиваются на пары. Встают друг напротив друга, слегка прикасаясь ладонями. Один закрывает глаза (ведущий), звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, отходит в сторону, вперёд – назад, задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения.
3. Упражнение "Бабочки" для детей старшей и подготовительной группы.
Цель: Развивать зрительную, слуховую память, чувствовать окончание фраз муз. произведения., учить запоминать последовательность действий.
Оборудование: бумажные цветы красного, синего, жёлтого, белого цвета.
Пред игрой детям даётся установка на запоминание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса В. Беккер "Лесная сказка" дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения "бабочки" садятся на красный цветок, в конце второго –на жёлтый, в конце третьего на синий. в конце четвёртого – белый.
игра повторяется с изменением несколько раз. Для активации зрительного внимания и слухового.
4. Пластический этюд "В лесу"
Цель. - Создать непринуждённую атмосферу, поднять настроение.
- развить ассоциативное мышление.
- развит творческое воображение
- развить пластику движений.
Дети превращаются в растения в лесу (цветок, дерево, куст…, гриб).
Звучит музыка Вивальди.
Ведущий. В лесу раннее утро, солнышко выглянуло из-за холмов, все растения проснулись и потянулись к солнышку. Подул лёгкий ветерок, затем задул ветер сильнее, ещё сильнее. Из тучи полился дождь, дождь лил всё сильнее и сильнее, качая деревья. кусты и цветы, затем дождь стал затихать. Он становился всё меньше, вот совсем маленькие капельки, листочки задрожали и всё успокоилось. Снова взошло солнце, растения выпрямились и потянулись к солнышку, природа пробудилась и расцвела.