СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена в помощь педагогам для обучения приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха обучающегося, студента на уроке и вне урока.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности"»

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: Создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности.

Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха обучающегося, студента на уроке и вне урока.

Задачи:

- информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха обучающимися и студентами;

- инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;

- развитие коммуникативной компетентности педагогов;

- применение педагогики сотрудничества;

- создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Участники:  педагоги.

Ход мероприятия

I. Оргмомент. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

II. Мотивация.

- На данном занятии мы проанализируем влияние слова на успех в деятельности обучающихся, студентов,  а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.

Правила работы:

- Правило хорошего настроения.

- Говорить искренне и откровенно.

- Говорить без оценивания и осуждения.

- Правило поднятой руки.

- Активность всех участников мастер-класса.

- Общение по принципу «здесь и теперь».

        Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение. Но, для начала, давайте ближе познакомимся.

Упражнение «Самопрезентация»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют и на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.

Чтобы лучше узнать друг друга, я предлагаю вам продолжить фразы:

- Я выбрала профессию учителя, потому что ...

- Если бы я не стала учителем, я бы выбрала профессию ...

- Качества, которые я больше всего ценю в людях ...

Упражнение «Комплименты»


Сделайте комплимент соседке слева.


Обязательные условия:


  • Обращение по имени.

  • Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

  • Тот, кому предназначался комплимент, может выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: "А вы…” или "А у вас…”.


Р е ф л е к с и я.


  • Что вам больше понравилось  –  говорить комплименты или получать их?

  • Какой комплимент вам понравился больше всего?



Заполняем буклеты.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Написать и озвучить собственные ожидания от тренинга. Начинают так: «Я ожидаю ...».

- Участники выбирают понравившийся афоризм, изречения известных людей, записывают и читают вслух с комментариями.

- Как вы уже все, конечно, поняли: мы обсудим с вами приемы создания ситуации успеха в учебном процессе.

Задание: расшифруйте по буквам слово «УСПЕХ».

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

(У – упорство, ум

С – самооценка, смелость

П – позитив, польза

Е – единство

Х – характер, харизма)

Л Е С Е Н К А У С ПЕ Х А

Упражнение «Доброе слово»


Главная роль на уроке отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.  В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

    

Прошу выйти 3-4 желающих педагогов поучаствовать в соревновании. Необходимо произносить по очереди различные варианты обращений к ученику, не повторяясь: «Ты  молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Последний оставшийся игрок – победитель и его ждёт приз.


Р е ф л е к с и я.


  • Какой  настрой вам понравился больше всего?

  • Какой из них наиболее мотивирует на успешную работу?


        Комментарий психолога: Обратная сторона медали в том, что  учитель, с легкостью раздавая  комплименты, много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!». Это чревато  девальвацией похвалы. Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Или того хуже - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.


Поэтому педагогу важно быть внимательным в употреблении мотивирующих установок  и придерживаться золотой середины.



Упражнение «Модальность»

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право..», «Тебе интересно...».

       О себе обращаясь к обучающимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».

Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

   Предлагаю Вам записки с типичными фразами в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

«Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»

«Ты должен хорошо учиться!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

«Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»

«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Ты должен слушаться преподавателей и родителей!»

«Снова сигарета?! Ты должен думать о своем здоровье!»

«Ты снова без формы! Ты должен посещать уроки физкультуры!»

«Ты снова без конспекта! Ты должен переписать все лекции!»

«Ты снова опоздал! Ты должен приходить вовремя!»

«Ты снова так сильно накрасилась! Нужно быть скромнее!»



Р е ф л е к с и я.

  • Вызвало у Вас задание затруднение?

  • Всегда ли Вы используете этот метод в работе?

Упражнение «Фантазеры»

(можно использовать прием «Мозговой штурм»)

- Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.



Упражнение «Свидание»

Психолог. Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.

Карточки с предложениями:

- Его сердце екнуло.

- Было уже поздно.

- Где залаял пес.

- Месяц - словно большой апельсин.

- Поезд тронулся.

- Имеет ли что-то смысл в этой жизни?

- Он взял ее за руку.

- Послышался скрежет железа.

- Он посмотрел на нее.

- Раздался выстрел.

- Он понял, что только она могла сделать его счастливым.

- Ее глаза были закрыты.

- Эта встреча - последняя.

- Легкий ветерок доносил взволнованный шепот.

Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный? Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны.

Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.

  1. Рефлексивное  упражнение «Фотография на память»;

  2. Заключительная часть (Притча «Эхо»)



  1. Заключительная часть (Притча «Эхо»)

И закончить нашу встречу я хочу притчей.

Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул: - А-а-а-а-а-а!

И с удивлением слышит: - А-а-а-а-а-а!

Мальчик спросил: - Кто ты?

А ему в ответ: - Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит: - Трус!

А ему в ответ: - Трус!

Мальчик спрашивает у отца:

- Что происходит?

Отец улыбнулся и говорит:

- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!

Ему в ответ: - Я тебя уважаю!

- Будь счастлив!

Ему отвечают: - Будь счастлив!

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:

- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется  жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.

Помните это! А ещё помните:

Все дети талантливы!

Ребёнок хорош, плох его поступок!

 


  1. Упражнение «Быть ​​педагогом - это ...»

  2. Цель: закрепить полученные знания. Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается. Первый начинает такими словами. «Педагогом быть хорошо, потому что ...». Другой продолжает: «Педагогом быть плохо, потому что ...» и т.

  3. После выполнения упражнения участники обмениваются впечатлениями, обсуждают то, что позволило посмотреть по-другому на профессию педагога, было что-то для кого-то неожиданным, было кому трудно найти что-то негативное или позитивное.

  4. Упражнение «Мои ожидания»

  5. Все участники по очереди подходят к «Дереву ожиданий», к которому прикреплены их ожидания. Если чьи-то ожидания осуществились, он «забирает» свой опыт и кладет в чемодан Полезных Знаний. У кого они не осуществились, тот оставляет свои ожидания на дереве.

  6. Упражнение арттерапевтическое «Коллаж достоинств»



Прием: «Эмоциональное поглаживание».

На занятии педагог,

обращаясь ко всем детям хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята , я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница.

Я заслужил эти слова. Я все время

буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.

Этот же прием хорошо работает например, при

проведении инструктажа перед контрольной работой. В своей практике, я

попробовала изменить традиционный инструктаж, начав КР в 10 классе

словами: «Я очень хочу, проверяя эту работу, поставить вам отметки 4 и 5! Но вы должны мне в этом помочь...»





Правила управления успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они ни были, и вовремя поддержать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносит элемент романтичности, играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказываться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть вкусными, красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.

Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность.

Если молодой учитель обостренно переживает свою неуспешность и, несмотря на значительные усилия, никак не может дать хороший урок, одним из известных способов оказать ему помощь является совместная с любым из администраторов школы подготовка серии уроков.