СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Танграм или Удивительный мир геометрии»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Танграм или Удивительный мир геометрии»»

Автор Хабибулина Наталья Владимировна

Танграм или Удивительный мир геометрии

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию мастер-класс «Удивительный мир геометрии». Геометрия - это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а какими прилагательными мы могли охарактеризовать математику и геометрию, в частности.

Сухая, трудная или скучная, но это совсем не так. Это наука интересная и увлекательная. Надо в ней только разобраться.

Геометрия нужная наука,

она отвлечет нас от скуки,

может построить и храм, и дворец,

и выложить плитку, и пол настелить.

и выкройку сделать, чтобы юбочку сшить.

я не хочу показаться здесь нудной

заслуги ее перечесть очень трудно,

данной наукой увлечь всех желаю,

жалеть не придется

я вас уверяю.

Чем больше развито способностей у человека (творческих спортивных художественных), тем он умнее, более интеллектуально развит. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей является искусство и художественная деятельность. Но такой предмет, как математика имеет немало возможностей для развития творческого потенциала.

Галилео Галилей говорил, природа говорит языком математики, буквы этого языка круги, треугольники и иные математические фигуры и формы. (Слайд 2). Это поистине так, куда бы мы не обратили свой взор, повсюду геометрия.

Я предлагаю вашему вниманию старинную восточную головоломку Танграм. (Слайд 3)

Танграм — это известная, любимая во всем мире головоломка-конструктор, представляющая собой комплект из 7 плоских геометрических фигур (танов), которые при сложении образуют квадрат. Элементы представлены небольшим квадратиком, параллелограммом, двумя большими, одним средним и парой маленьких треугольников. Цель игры состоит в том, чтобы собрать из танов определенные изображения по схеме, учитывая установленные правила. (Слайд 4.) Условий всего три: 

  • каждое изображение должно состоять из полного набора элементов (7 шт.);

  • кусочки должны примыкать один к другому;

  • фрагменты запрещено накладывать друг на друга. 

(Слайд 5) Есть мнение, что название головоломки состоит из двух слов: «тань» — китаец, и «грамм» — буква, хотя многие переводят название как «семь дощечек мастерства». Возникновение этой игры окутано легендами. Согласно одной из них, головоломку создал 4 тысячи лет назад китайский мудрец Тан, проиллюстрировав с ее помощью процесс сотворения мира и развитие жизни на Земле. Для этого он создал 7000 картинок.

Другая версия происхождения игры тоже китайская, но более прозаичная. Неуклюжие мастера, изготовив большой лист стекла по заказу императора, нечаянно разбили его. Размышляя, что делать, они собирали из осколков различные силуэты. Это оказалось интересным занятием, поэтому они решили преподнести разбитое на 7 частей полотно как подарок-головоломку. 

Первые упоминания о танграме в Китае датируются концом 18 века, а конкретнее 1870 годом. Официальных данных о геометрической игре-головоломке до этого времени не существует. В Европе она появилась в начале 19 столетия.

С тех далеких времен количество, а также пропорции фрагментов остаются неизменными, (Слайд 6) а вот материал для изготовления танграма используют разный:

  • пластик;

  • дерево;

  • картон.

Дерево — материал прочный, экологичный, приятный на ощупь. Пластик может содержать в составе опасные химические примеси, нанести вред здоровью маленького ребенка. Ну а картонные фрагменты быстро мнутся, пачкаются, рвутся. Поэтому самым популярным вариантом считается именно деревянная головоломка.

Обладая воображением, пространственным мышлением и усидчивостью, всего из 7 элементов можно собрать тысячи различных фигур. Неподготовленному человеку решение таких задач дается с трудом. Однако уже через пару месяцев регулярных занятий он легко определяет, из каких фигур состоит силуэт на схеме, и понимает, как его лучше собрать. 

(Слайд 7) Танграм полезен детям любого возраста: от дошкольников до старшеклассников. Эта, казалось бы, незамысловатая игрушка, оказывает мощное воздействие на развитие психики. «Магия» объясняется тем, что для решения задачи используется одновременно оба полушария мозга, одно из которых отвечает за воображение, а другое — за логическое мышление. Перебирая элементы, дети дошкольного возраста тренируют мелкую моторику, а значит, координацию движений, речь, внимание, память, восприятие и усидчивость. Все эти навыки помогут им лучше учиться и меньше при этом уставать.  

В процессе игры малыши быстро усваивают названия цвета и начинают распознавать геометрические фигуры. Приходит понимание, что любая форма может раскладываться на мелкие составные части, разные по размеру и конфигурации. Дети дошкольного возраста, размышляя, как сложить фигуру, незаметно для себя усваивают понятия «больше-меньше», «верх-низ», «право-лево» и т.д. 

Благодаря простоте игры, ею можно начинать заниматься достаточно рано. Уже в 4 года малыши смогут собирать элементарные фигурки (дом, рыбку, кота), поэтапно переходя к более сложным заданиям и удивляя окружающих своими комбинаторными способностями.

(Слайд 8) Учащимся на уроках математики, геометрии и внеурочных занятиях я предлагаю собрать различные плоские фигуры с использованием этой головоломки. Части танграма (большого или маленького) ребята разрезают сами, а потом составляют плоские фигуры.

Первое знакомство с игрой начинается с простого задания, к примеру: сложить квадрат из двух треугольников или елочку из трех. На этом этапе важно донести до детей, что из маленьких кусочков можно составлять самые разные фигуры. Например, можно сделать человечка, вазу, буквы, цифры и т.д.

Постепенно задания усложняются. Теперь игрок может попробовать сложить фигурку по схеме (одного цвета), где есть только внешний контур. Учащимуся придется подумать над тем, как разложить все фрагменты, чтобы они вписались в пространство. Еще более сложный вариант — силуэт-подсказка, по своим габаритам отличающийся от реальных размеров танов. 

Высший пилотаж — выполнение заданий без схемы, т.е. учащийся создает свои изображения и рассказывает, что получилось. Если что-то получается не так быстро, как хотелось бы, не стоит нервничать. Нужно поддержать, похвалить за старание.

Это настолько интересно и увлекательно, что потом многие ребята на переменах также увлечены этой головоломкой. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта, хотя часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

Я заметила, что занятия математической игрой-головоломкой «Танграм»  развивают  у детей самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, усидчивость, логику.

Танграм, как головоломка, не имеет себе равных. Неисчерпаемое количество схем, изображающих, какие фигуры можно сделать, способно поддерживать интерес к этой игре в любом возрасте. В дороге или в минуты отдыха танграм позволит весело и с пользой провести время, потренировать логику, воображение и фантазию. Играть можно одному или устраивать соревнования между участниками. Надеюсь, что, познакомившись с этой увлекательной забавой, вы оцените ее по достоинству.

(Слайд 9) И хотелось бы закончить свое выступление словами Алексея Ивановича Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».

Слайд 10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!