Технология использования проектных задач в образовательном процессе.
Проектная задача по математике.
Сегодня перед учителем встаёт вопрос: Как сделать, чтобы знания воспринимались обучающимися эффективно на личностном уровне? Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает метод проектов. Но в начальной школе важен не механический перенос метода проектов из основной или старшей школы. Для того чтобы эта работа была эффективной и не приносила вреда, а предопределяла успешность всего последующего обучения мною на уроках для младших школьников используется решение проектных задач. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Он становится субъектом собственной деятельности, а также решая проектные задачи, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.
Рассмотрим пример проектной задачи, её содержание, структуру и место в образовательном процессе.
Название проектной задачи | Работа с геометрическими фигурами |
Предмет | Математика |
Класс, время | 1, сентябрь |
Тип задачи | Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Использование детьми знаний о признаках и свойствах предметов на основе дошкольного опыта. 2. Создание условий для появления предмета «Математика» 3. Введение таких педагогических средств, как карточки-помощники, «карта знаний». |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Математика: Различение фигур по их признакам (цвет, форма, размер); Сравнение величин. Построение простейших многоугольников. Общеучебные умения: |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики. Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса математики в 1 классе. Создание карточек-помощников. Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса математики (по изготовленным карточкам) Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения) |
Оборудование и материалы | Геометрические фигуры разного цвета, листы А-4, клей |
Описание проектной задачи.
Внимание! У меня в руках письмо. Маленькие герои мультфильма – Смешарики, просят вас помочь им в решении некоторых сложных математических проблем. Они очень надеются на вашу помощь и заранее вам благодарны.
А начнём мы с игры «Верю – не верю!». Правила игры очень просты: веришь – хлопни в ладоши, не веришь – топни.
- Вы, верите, что математика – интересный предмет?
- Предмет математика познакомит нас с геометрическими фигурами.
- Вы, верите, что треугольник – это геометрическая фигура?
- Фигуры можно различать по цвету, форме, размеру.
- На рисунке мы видим только прямоугольники.
- А какие фигуры мы видим на слайде? (ответы) Молодцы! Спасибо!
- Чтобы наша дальнейшая работа была более успешной, качественной – нам предстоит работать в группах. Вы сможете выполнять задания, совещаясь друг с другом, обсуждая и принимая совместное решение, но помните о правилах сотрудничества. Одна группа работает на магнитной доске. А жюри, гости, коллеги (которые пожелают) могут выступать в качестве внешних экспертов – наблюдателей, оценивать результат работы группы. Для вашего удобства мои помощники раздают экспертные карты. Вы можете с ними познакомиться, заполнить…
Итак! У Смешариков набралось много разных фигур. Для будущей коллекции Нюша уже разложила часть фигур на две группы и оставила на всякий случай место для третьей группы. В третью – она решила складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй группе. Помогите разложить фигуры по группам. (Несколько минут работают в группе – затем представляют результат на магнитной доске).
Мы с вами справились с одной задачей и Смешарики предлагают вам поиграть в древнюю игру «Танграм», сами они разобраться не могут. В условии игры сказано, что у всех должен получиться прямоугольник, состоящий из разных геометрических фигур. Использованные фигуры должны быть одного цвета. Использовать способ наложения нельзя. (Несколько минут работают в группе – затем представляют результат на магнитной доске).
Итак! Мы с вами справились с поставленными задачами. И в заключении, я предлагаю вам вернуться к игре, правила которой Вам знакомы «Верю – не верю!».
- Вы верите в то, если дети могут сделать это сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать это самостоятельно?
- Вы верите, что сегодня учителю важен поиск новых форм и методов обучения?
- Вы верите, что данная технология позволяет ученику быть активным участником процесса обучения?
- А я верю, что «человек рождён для мысли и действия» и мы с вами счастливые люди, потому что можем воплотить это в жизнь, можем помочь ребёнку мыслить и действовать.