СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: ознакомление участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения и использованием её на уроках в начальной школе, как средства повышения читательской грамотности. Цель: ознакомление участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения и использованием её на уроках в начальной школе, как средства повышения читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе»»

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения

на уроках в начальной школе»

учителя начальных классов

Избердеевскойсош

Куприковой Е.В.

Цель: ознакомление участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения и использованием её на уроках в начальной школе, как средства повышения читательской грамотности.

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

К.Д.Ушинский


Основным источником информации в школе является чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников не является абсолютно новой. Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным, когда:

- ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

- ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;

- ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.


Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование техники чтения, приемов понимания и анализа текста;

  • Развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать;

  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;

  • Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с литературными понятиями.

  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

На экране фраза «Учу читать текст». Подумайте, а что необычного в этой фразе. Ведь учитель начальных классов по долгу своей профессии должен учить детей читать правильно, быстро, выразительно, по ролям. Все так, а я еще учу читать продуктивно. Получая при этом главный продукт своей деятельности - полноценное восприятие и понимание текста детьми. Мои уроки строятся с применением технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Натальей Николаевной Светловской.

Данная технология включает в себя 3 этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов информации:

- фактуальной (то что в тексте говорится в явном виде),

- подтекстовой (то что в тексте говорится в неявном виде между строк),

- концептуальной (которая содержит основной смысл текста).


Рассмотрим пример применения технологии продуктивного чтения на маленьком детском произведении, которое вы все хорошо знаете.


1 этап – работа с текстом до чтения. На этом этапе применяю прием антиципации – прогнозирование содержания текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.


- Каждый урок литературного чтения, это новая встреча. Нас ждёт встреча, а с кем вы узнаете, посмотрев на экран.


- Узнали?(Нет)

- Что это? Вы слышите тоже, что и я? Что случилось? Откуда он раздаётся?(Плач ребенка)

- Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию и скажем, кто изображен на иллюстрации?

- Какая она?

- Сделайте предположение, о ком мы сегодня будем читать?

- Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой. Вы уже можете предположить, какая история произошла с ребенком? (Неприятная. Страшная. Грустная...) Почему вы так думаете? (Кто-то ее обидел. Она потеряла что-то важное. Мама ушла и оставила ее одну. Девочку испугала собака...)

- А хотите узнать, что произошло с ней на самом деле?

- Вот теперь фамилия автора. Агния Львовна Барто. Догадались, кто изображен на иллюстрации?

- Это вызов к желанию прочитать это произведение. Если желание появилось, значит, задача 1 этапа работы с текстом решена.

На 2 этапе я решаю другую задачу - обеспечиваю полноценное понимание текста. На данном этапе я провожу диалог с автором. Мы с детьми ищем скрытые вопросы, задаем их автору, сами прогнозируем ответы и сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями. А сейчас мы проведем диалог с автором на примере стихотворения А.Л.Барто. Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали.

«Наша Таня громко плачет»

- Понятно, кто герой произведения?

- А знакома ли она автору?(Наша)

- Из этой строки известен ли возраст героини?

- Если не смотреть на иллюстрацию, Таня может быть девочкой, а может быть взрослой женщиной. Что происходит с Таней?

- Предположите причину слез маленькой Тани? Большой Тани?

Таня плачет громко, а можно ли плакать тихо?

- А почему же она плачет громко?(Хочет привлечь к себе внимание)

«Уронила в речку мячик»

- Что становится понятным? (Причина слез и возраст героини)

А.Л.Барто спрятала информацию между строк, но мы попробуем понять. Где происходит действие?

- В какое время года происходят события?

- Нам становится понятно, что маленькая Таня, знакомая автору, гуляла по берегу реки, играла в мяч и уронила его в воду. Так почему же она заплакала?

«Тише, Танечка, не плачь»

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Из этих слов понятно, как автор относится к девочке?

Давайте, обратим внимание, на слово «тише». Что оно означает? Ты плачь, но не громко или совсем не плачь?

- А почему человек хочет ее успокоить? Наверное, он что-то знает. Что? Давайте проверим свои предположения.

«Не утонет в речке мяч»

- Как же человек помог девочке? (Объяснил девочке, что мяч не утонет)

- Какую же информацию о мяче узнала девочка? Какой он?(Резиновый, тряпичный мяч мог утонуть)

- Что мы узнали о самом человеке, который пришел Тане на помощь?(Добрый, умный, любящий).

Рассказ о писателе провожу после чтения произведения, а не до, чтобы ребёнок смог соотнести его с представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.

Теперь мы подходим к вычитыванию главной мысли этого произведения, т. е к третьему этапу. В чем, по вашему мнению, заключается главная мысль. (Автор учит пониманию, сопереживанию, приходить на помощь ближнему в трудной ситуации)

- Каждый человек главную мысль произведения понимает по-своему. В силу своего внутреннего духовного мира, в силу своей эмоциональности и глубокого прочтения произведения. Я этот концепт поняла так: не будь равнодушными к детям, их слезам, их радости, не проходи мимо и открывай для них удивительный окружающий мир. Эта главная мысль является чисто педагогической. Она как девиз нашей профессии.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

- Всего 4 строчки, всего 17 слов. На них выросла вся Россия. А мы прочитали это произведение, как будто в первый раз, и помогла нам в этом технология продуктивного чтения.

На этом же этапе выполняем творческие задания.Мне нравится прием, который называется «Кубик Блума». У меня в руках обыкновенный кубик, на котором написаны начальные слова заданий «Почему, «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик и выпадает слово, с которым мы работаем. Например, сегодня у нас выпало слово «Придумай»

- Придумайте продолжение истории с Таней.(Ответы)

На этом примере вы увидели, что в технологии продуктивного чтения процесс работы с произведением превращается в поиск и открытие истины, сотрудничество по схеме ученик – учитель – автор. Ученик в этой цепочке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность.

Продуктивное чтение – это чтение, предполагающее продукт, т.е. результат. Как результат у ребёнка развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Развивается умение находить нужную информацию в тексте. Эта технология помогает ребенку стать думающим читателем.

Эффективность применения технологии продуктивного чтения наглядно прослеживается на результатах проверки читательских умений школьников. В своём классе провожу такие работы регулярно в конце каждого триместра. Итоги представлены на слайде.

(диаграммы с успеваемостью и качеством знаний по чтению на слайде)

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения способствует повышению эффективности образовательного процесса Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями в рамках ФГОС.Вы их видите на слайде.

(на слайде задачи по ФГОС)

Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене, и в старших классах.