МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: «МОТИВАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА», НА ПРИМЕРЕ УРОКА «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Подготовил:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 43
Субботина Елена Александровна
«Вопрос о мотивации учения есть
вопрос о процессе самого учения».
Пётр Яковлевич Гальперин
Актуальность темы
Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения ,замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.
- Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Цели и задачи
Цель - ознакомление с приёмами работы на уроке, которые способствуют повышению учебной мотивации
Задачи :
познакомить с приёмами работы на уроке для повышения мотивации; показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию мотивации;
показать методы и приемы мотивирования, которые можно использовать на уроках
Методы мотивации
Выделяют следующие методы мотивации .
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации:
1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Игра – завлекающий маневр!
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра , т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Кратко о приемах
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы :
1.Привлекательная цель
Удивляй!
2.Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретить Митраша и Настю. Что бы вы сказали им. Можно разыграть беседу по ролям.)
3.Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
4. Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
5. «Контроль под моим контролем!»( ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Имя существительное”.)
6. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
7.Лови ошибку (Исправление ошибок в употреблении слов. Доказывают свое мнение.)
8.Мозговой штурм (Что такое фамусовское общество? Живо ли это общество в современном мире?)
9. Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)
8. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
«Начинаем наш урок!»
- Сегодня замечательный день! Ставлю только положительные оценки!
Игра «Аукцион знатоков» – проверка домашнего задания, выставление оценок только подготовленным
- (практиковать не на каждом уроке!, можно предложить детям заполнить «Лист ожидания» (приложение 1), в котором указываются фамилии тех, кто не готов к домашнему заданию, без объяснения причин, что поможет в дальнейшей работе с классными учителями, родителями и пед. коллективом)
1. Постановка проблемы
Моя шестилетняя дочь как-то спросила, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь . Злата стала как-то странно вертеться. - Мам! Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нет…
- Почему ребенок не понял меня? (В этом выражении слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом, вся фраза)
- Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие? (Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам)
2. «получаем информацию, добавляем свое»
- Из каких источников мы можем узнать фразеологизмы и их особенности , углубить познания о сферах употребления фразеологизмов?
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Льёт, ……..как из ведра) ;
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (Пусто, словно ……Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (Страшнее кошки ……зверя)
- А какие примеры фразеологизмов Вы можете привести сами, которые связаны с природой, мифами, сказками и т.д.?
3. Давайте немного поработаем!
- Поработаем все вместе!
Игровой момент: «Море синонимов»
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы («что это такое, давайте вспомним?») из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма (приложение 2)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
4. «Касса моих достижений за урок!»
Творческий диктант:
(запись начала фразеологизма под диктовку, далее самостоятельно продолжить, приложение 3)
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …
Проверка определенных заданий, которые даны учителем, и фиксирование в общем блокноте «Касса моих достижений за урок» (приложение 4) – «Сколько правильных фразеологизмов я составил»
(Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм)
5. «Порассуждаем?» ( устно) Работа с текстом
«Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на черный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придет этот день».
Что имел в виду отец?
Почему дочка не поняла его?
Какой фразеологизм вы можете выделить?
Что он означает? (ответы)
6. Оцени себя сам!
Критерии оценивания.
- Вы себя будете оценивать. Давайте выработаем критерии оценивания (листы оценивания – приложение 5). Что и как будем оценивать?
Предлагаю остановиться на умении работать в группе и работать самостоятельно и запишем это в нашу «Кассу достижений на уроке»:
засучив рукава – 5 б
гнул спину – 4 б
ни шатко, ни валко – 3 б
спустя рукава – 2 б
Подумай,
почему ты
поставил именно
такую оценку себе?
7. Итог занятия: упражнение на закрепление, игра «Нить Ариадны» (ориентир, Помогающий найти выход из трудной ситуации – ДГ миф «Нить Ариадны»)
Подобрать к фразеологизмам из первого столбика антонимы («что это такое, давайте вспомним?») из второго столбика (приложение 6):
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10) засучить рукава 10) на всех парах
8. Домашнее задание
Д./з. творческого характера на выбор . Например, предположить, каким может быть
фразеологизм про учителей, про учеников, про родителей (пример: про учителей – ни свет ни заря , про учеников – как с гуся вода, про родителей – зарубить на носу) .
Или:
Составить сказку, используя фразеологизмы, проиллюстрировать ее, сделать книжку-малышку.
Выставление оценок за урок, «Кредит доверия» - в некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит», это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
9. Рефлексия
Работа устно (или в тетрадях) . Перед вами
«Облако тегов», продолжите их:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- я люблю сегодня себя за то…..и т.д.
Какой делаем вывод?
- Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть;
- Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.
Еще немного слов, и подведем итог!!!!
Вот прошёл мой мастер-класс.
И надеюсь, я порадовала вас:
Но чтобы все пошло всем впрок,
Нам надо подвести итог!
Если «мастер» был вам интересен,
Увлекателен, полезен-
Вы открыли в себе дар -
Улыбнитесь-ка всем нам!
А теперь посмотрим вкруг:
Со всех сторон - улыбчивый друг!
Все улыбки как лучи, посмотри,
Так итог мы подвели!
Уважаемые коллеги!
Спасибо за работу!
Наше занятие окончено!