СЛАЙД 1 Мастер- класс
Тема: «Приёмы популяризации математических знаний на уроках»
учителя начальных классов МБОУ СОШ№18 Гаврилова Альбина Рафаиловна.
Организационный этап.
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Гаврилова Альбина Рафаиловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18. Хочу поделиться с вами опытом работы по формированию математической грамотности младших школьников, как одной из составляющих общей функциональной грамотности учащихся.
СЛАЙД 2 (видео)
СЛАЙД 3 (Концепция)
Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Цель моего мастер-класса: Представление форм и приемов работы по реализации Концепции развития математического образования в школе.
Основные задачи мастер - класса:
Демонстрация возможности использования математики в разных предметных областях;
Показать приемы и варианты применения математических задач на уроках;
повысить интерес педагогов к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми по развитию математической грамотности.
Ход мастер-класса.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В данном определении «математической грамотности», как мы видим, основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому, основное внимание нужно уделять развитию способности обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Поэтому необходимо использование математики в других областях науки.
Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.
Математика является одной из важнейших наук, изучаемых в школьной программе. Тем острее стоят проблемы, возникающие при изучении математики в школах.
Условие задач в группах.
Уважаемые коллеги! Для каждого из вас не секрет, что в жизни мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью использования математических навыков на практике. Например: убедиться в правильности начислений за коммунальные услуги, рассчитать семейный бюджет и т.д.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в том, как можно применить математические знания в разных предметных областях.
Слайд 4, 5,6
Задание 1 группе: Выяснить будет ли перерасчет за отопление.
В последнее время очень актуальна проблема перерасчета за отопление. Каждому из нас хочется возврата наших денег.
Компания «БашРТС» объявила о перерасчете платежей...
В Башкирии перерасчет за отопление сделают тем жителям, чья плата по итогам декабря 2020 года превысила 42% по сравнению с прошлым месяцем
Перед вами квитанция за ноябрь, а также за декабрь.
Ваша задача – выяснить, положен ли перерасчет денежных средств по данной квитанции.
Слайд 7.
Задание 2 группе: Вычислить калории.
Сейчас очень многие стараются следить за своим весом, заботятся о своём здоровье. И актуально считать калории в пище, сколько калорий человек должен употребить и сколько калорий расходует.
Задача второй группы: посчитать количество белков, жиров, углеводов, калорий, исходя из массы продукта.
Допустим, 348 г гречневой каши.
Слайд 8
Задание 3 группе:
- Многие люди любят путешествовать на личном транспорте. Для этого нужно рассчитать свои финансовые возможности и время. Потому что, у работающих людей время ограничено. Есть время на работу и, к сожалению, мало на отдых.
Я предлагаю решить следующую задачу, используя карту.
(Масштаб 1см= 60км)
Запланировав маршрут, турист решил посетить города Золотого Кольца России: Москва - Владимир - Иваново- Кострома - Ярославль – Москва. (Имея в наличии 5000 рублей для расхода на бензин, питание и посещение мероприятий и по времени – 1 сутки).
Хватит ли у него времени и денег?…
Если расход бензина на 100 км - 8 л, средняя скорость автомобиля - 60 км/ ч , 1 л бензина стоит 45 рублей, в каждом городе у туриста уходило по 1-1,5 часа на обзорную экскурсию или мероприятие.
Слайд 9
Анализ работы групп
(Подумайте, какие аналогичные задания ещё можно дать детям? Как усложнить?)
Вывод:
Уважаемые коллеги, я надеюсь, вы убедились, что математические знания нужны во всех предметных областях естественнонаучного цикла, а также в сферах жизнедеятельности человека.
Подобные задачи можно применять не только на уроках математики, но и на других уроках. Они способствуют мотивации к повышению математической грамотности школьника.