Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Митаги- Казмалярская СОШ»
Мастер-класс
Тема:
Составитель:
учитель начальных классов
Мамаева Б.Ш.
Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться».
Эта пословица отражает основной принцип современного обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать.
Основной формой обучения в общеобразовательной школе сегодня по-прежнему остаётся урок.
Исходя из выше сказанного, определяем тему нашего мастер – класса как «Структура современного урока».
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.
Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика, при этом важнейшей целью учителя и ученика остаётся работа над качеством знаний.
Согласно требованиям системно - деятельностного подхода, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
В результате этой деятельности, учащийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Цель учителя на уроке по новым стандартам обучить самостоятельному решению проблем.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Средство - открытие знаний вместе с детьми.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цель и задачи урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
И наконец, как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Исходя из этого, цель данного мастер – класса: создание примерной структуры современного урока, в результате которого учащийся почувствовал бы себя успешным.
Для работы вам предлагается 3 группы заданий:
на жёлтых листах
на синих листах
в листах исследования
Работа выполняется чёрным фломастером.
Обратная связь будет осуществляться с помощью сигнальных карточек.
! – всё понятно, работа выполнена
? – есть вопрос, что-то непонятно
… - ничего не понимаю, повторите задание
Задание №1
Ознакомьтесь с деятельностью учителя и учащегося на традиционном уроке и современном уроке. Подчеркните только те виды деятельности, которые осуществляются согласно современным требованиям.
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Проверка по эталону (для самопроверки используются сигнальные карточки).
Обобщение.
Задание № 2. Расставьте в нужном порядке этапы современного урока.
Структурные элементы учебного занятия по требованиям ФГОС
№ | Этапы |
1 | Самоопределение к деятельности |
2 | Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная) |
3 | Постановка учебной задачи |
4 | Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). |
5 | Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала) |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой |
7 | Контроль и самопроверка знаний. |
8 | Рефлексия (знаниевая). Рефлексия ( эмоциональная). |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Проверка по эталону. Самооценка.
Задание №3
Работа по каждому этапу урока, определение деятельности учителя и учащихся. (Работа в листах исследования).
Предлагаю по примерной структуре комбинированного урока (по традиционной системе и современным требованиям) определить дидактические задачи и деятельность учащихся и педагога.
Предполагаемый предмет: технология
Предполагаемый класс:
Предполагаемая тема:
I этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Организационный момент | Самоопределение к деятельности |
Дидактические задачи |
Подготовка учащихся к работе на уроке |
Деятельность учителя и учащихся |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм: Проверка правил посадки, все учебные принадлежности подготовлены. Систематическое повторение привычных действий (небольшая речевая разминка, эмоциональный настрой и т.д.) |
Вывод: на первом этапе урока дидактические задачи, деятельность учащихся и педагога на традиционном и современном уроке совпадают.
II этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Проверка домашнего задания | Актуализация знаний. Мотивация. |
Дидактические задачи |
Проверка уровня усвоения знаний учащихся по темам, пройденным на прошлых уроках (на прошлом уроке) | Обеспечение мотивации и принятия учащимся цели учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Деятельность учителя и учащихся |
Подбор вопросов и заданий по теме, пройденной на прошлом уроке | Подбор вопросов и заданий для подготовки учащихся к изучению нового материала: проверка опорных знаний необходимых для изучения нового материала, если закрепление, то для работы на данном уроке: взаимосвязан с этапом постановки учебной задачи. определить, для чего нужно изучать данный предмет, как полученные знания могут пригодиться в повседневной жизни, на последующих уроках |
Задание: подобрать вопросы и задания, выполнение которых необходимо для подготовки к изучению нового материала. |
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод: на современном уроке важно на данном этапе подбирать только те задания, выполнение которых поможет в усвоении нового материала, формулировать чёткие и нужные вопросы.
III этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Сообщение темы, цели и задач урока Учителем | Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока |
Дидактические задачи |
Познакомить с названием темы, сообщить задачи урока. | Создание проблемной ситуации учителем Построение полных ответов. Объяснить необходимость использования таблиц. Позволяют учащимся запланировать свою деятельность, высказать свою точку зрения. Вовлечь в процесс урока, не оставаться равнодушным. |
Деятельность учителя и учащихся |
Учитель сам сообщает тему урока, формулирует цель и задачи урока. | Формулирование проблемы учениками, через задание, спорные точки зрения, документы и т.д. Определение темы урока и постановка одной цели, нескольких учебных задач. |
Задание: Исходя из темы урока: создайте проблемную ситуацию, определите основную цель урока, поставьте чёткие задачи урока. Слова помощники: Цель урока: познакомиться … Задачи урока: Узнать … Научиться … |
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод. Помочь сформулировать тему урока, поставить цель и задачи урока могут помочь следующие приёмы: проблемный диалог, выдвижение гипотез, задание с затруднением и т.д.
IV этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Объяснение материала учителем | Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). Правила, понятия, алгоритмы |
Дидактические задачи |
Знакомство учащихся с новыми понятиями, определениями, терминами | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Деятельность учителя и учащихся |
Учитель объясняет, учащиеся слушают | Построение этапов исследования: план урока. Использование различных методов и форм работы в рамках изучения нового материала: |
Задание: Запланируйте деятельность учащихся на уроке (этапы исследования). |
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод: Этапы исследования помогут запланировать чёткие задачи урока.
V этап, VI этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Закрепление изученного материала | Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала). Самостоятельная работа с самопроверкой |
Дидактические задачи |
Отработка навыка | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации |
Деятельность учителя и учащихся |
Упражнение в применении знаний, полученных на уроке. | Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Активная деятельность учащихся: примерно каждые 5-7 минут смена деятельности: парная работа, по цепочке, фронтальная, индивидуальная, групповая и т.д. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации |
Вывод: На данном этапе важно вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, продумывать целесообразность выбора вида работы для наиболее прочного усвоения знаний в зависимости от возраста учащихся и уровня подготовки класса.
VII этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Общая оценка за урок | Контроль и самопроверка знаний. |
Дидактические задачи |
Оценить качество работы учащихся на уроке | Организация самостоятельной работы учащихся, которая проверяется ими по эталонам. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Деятельность учителя и учащихся |
Количественная оценка учителем деятельности учащихся на уроке | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения (тест) при возможности. Работа с листами самооценки. Оценка учащихся на каждом этапе урока. Общая оценка урока учителем. |
Вывод: На данном этапе необходимо тщательно продумывать задания для проверки знаний.
VIII этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Обобщение. Итог урока. | Рефлексия (знаниевая и эмоциональная) |
Дидактические задачи |
Оценить общую результативность урока | Организация экспресс – диагностики результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, над чем ещё предстоит работать . Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Деятельность учителя и учащихся |
Учитель подводит итог урока. - Мы сегодня на уроке узнали …. | Возвращение к задачам урока и подведение итога по степени реализации поставленных задач. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. - Я приобрёл… - Мне захотелось… - Меня воодушевило… - Я могу похвалить себя за то, что … |
Вывод: на данном этапе происходит осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Необходимо формулировать чёткие вопросы: (например)
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленные задачи?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
IX этап |
Традиционный урок | Современный урок |
Домашнее задание (общее на всех) | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Дидактические задачи |
Отработка навыка, закрепление знаний, полученных на уроке | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Деятельность учителя и учащихся |
Учитель называет домашнее задание | Инструктаж учителя по выполнению трёхуровневого домашнего задания: 1 уровень - репродуктивный характер: выучить правила, алгоритм, определения, если урок закрепления: задание на отработку алгоритма (базовые). 2 уровень – (конструктивный) репродуктивный и частично-поисковый: задания и упражнения по алгоритму, но с дополнительными заданиями. Устные предметы: - пересказ параграфа с дополнительными вопросами. 3 уровень - (исследовательский или творческий) на дополнительную оценку: -олимпиадные задания - повышенной сложности, Кимы. -творческое задание: сочинение, эссе, ребусы, кроссворды и т.д., дополнительные доклады и презентации. |
Задание: Сформулируйте 3 уровня домашнего задания |
1 уровень 2 уровень 3 уровень |
Подведение итогов работы в группах. Отчёт групп. Самооценка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №2» села Белиджи"
Мастер-класс
Тема:
Подготовила :
учитель начальных классов
Нагиева П.Д.
Выступление на ШМО Нагиевой П.Д. учителя начальных классов на тему « Выявление одаренных детей. Методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время»
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения в урочной и внеурочной деятельности, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, общение с родителями, По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляется краткий «портрет» на каждого ученика.
Таким образом, формируется банк данных об одарённых детях. Опираясь на собранные данные, планируется система работы с одаренными детьми.
В работе с одарёнными детьми необходимые следующие методы и формы:
методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проективный;
формы работы:
1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4. дискуссия;
5.игры.
Очень важны:
1. предметные олимпиады;
2. интеллектуальные марафоны;
3. различные конкурсы и викторины;
4. словесные игры и забавы;
5. проекты по различной тематике;
6. ролевые игры;
7. индивидуальные творческие задания
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру, английскому языку);
Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
Участие в школьных ,районных предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру технологии, английскому языку
Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
Районные, областные спортивные соревнования, марафоны, конкурсы
Какие же приёмы работы с одаренными детьми?
I этап - увлечь! Выявление одаренных детей
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе наблюдений один учащийся поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать математические задачи, пятый - предрасположенностью к спортивным успехам, у шестого - золотые руки.
II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС такая задача решается на внеурочных занятиях.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки.
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
Учащиеся с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах: «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ» и др.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Примеры из собственной практики.
На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: слон, кошка, мягкая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово мягкая, т.к. это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и слон (это существительное 2 склонения, а остальные - первого), и лошадь (так как на конце слова пишется мягкий знак)
Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности.
На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.
Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом. Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.