Мастер-класс
«Тимбилдинг-командообразование»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №1»
г.п. Залукокоаже
Хажнагоева Фатимат Арабиевна
2020 год
Цель: на основе игровых подходов раскрыть возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
-
Продемонстрировать способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
-
создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
-
организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Ход мастер – класса:
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече. Мы с вами все являемся представителями разных педагогических коллективов, преподаем с вами разные предметы. А сегодня нас объединило одно мероприятие – мастер класс. Я очень рада буду видеть вас максимально активными, что предаст сил и уверенности мне, и поможет нам всем поработать с удовольствием и без принуждения. Надеюсь, что мой мастер класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведенной работой. Я желаю нам успехов.
Предлагаю начать нашу работу. Но начать не совсем обычно, а с мультфильма. Итак, предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Сутеева. (просмотр отрывка)
- Уважаемая фокус группа, определите, какие универсальные учебные действия сформированы у героев, а чему они должны научиться? Для этого вы можете воспользоваться карточкой - подсказкой, которая лежит у вас на столе.
( Примерный ответ: умеют взаимодействовать, работать в команде, использовать в работе нужные предметы, договариваться друг с другом, планировать деятельность, быть лидером, применяли свои знания в новой ситуации, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- А что необходимо сформировать Лягушонку? ( необходимо научиться принимать точку зрения других. Работать в коллективе, принимать точку зрения других, владеть собой)
Спасибо. А сейчас попрошу участников фокус-группы и несколько человек из зрителей подойти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас каждому из вас дам карточки , а вы должны будете быстро и без слов выстроиться в порядке убывания чисел.
- Из предложенных букв вы самостоятельно сможете составить слово. Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? Так о чем же мы будем говорить сегодня?
Что такое тимбилдинг? Ваши варианты ответов. (вспомните сказку, то, что мы сейчас делали…..)
Итак, мы сегодня с вами узнаем ,что же такое тимбилдинг и почему он так необходим в детском коллективе, и научимся применять его в своей работе.
Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды), командообразование. Давайте разберемся, что же такое тимбилдинг и почему он так интересен для детей. В детском и подростковом возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг – это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.
Т.е. детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога. В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе каких-то побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.
Впервые я с этим словом я познакомилась когда работала в ДОДИ. Мы все знаем, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют комплексы, стеснительны в общении, не уверенны в себе, в своих возможностях. Работая с ними индивидуально, трудно было вовлечь их в работу, тогда я стала делать конференц связь, где в эфир могли выходить несколько детей одновременно, в режиме онлайн. Я стала замечать, что они стали раскрываться, им было в команде легче и интересней работать. Таким образом, тимбилдинг был как раз тем подспорьем в развитии всех скрытых качеств данной категории детей .
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее и качественнее они выполняют задания.
Мне очень повезло, что я пришла работать в эту школу. В которой, слаженно работает сильная команда. Которая помогает мне стать частью целого для достижения своих целей . Именно эта работа подтолкнула меня продолжить использование данного приема на создание детского сплоченного коллектива в своем классе.
Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Нужна система. Именно поэтому, считаю актуальным использование приемов тимбилдинга на своих уроках ,в воспитательной работе и во внеурочное время.
Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в классе, созданию комфортной образовательной среды.
И сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми приемами тимбилдинга, которыми я пользуюсь в своей работе.
-Итак, представьте, что мы на уроке русского языка.
Посмотрите на слайд, и прочитайте еще раз тему сегодняшнего мастер-класса "Тимбилдинг- командообразование» Ваша задача: произнести эту фразу без слов.
на гласные буквы - хлопать
на согласные - топать
кавычки и знаки препинания - надо встать и сесть(давайте еще раз повторим)
-Вы готовы?
-Приготовились, начинаем.
- Удалось ли вам выполнить данное задание?
_Чему учит нас это упражнение? (Координация совместных действий)
-А сейчас мы на уроке математики. Я приглашаю фокус-группу ко мне
Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Слепая геометрия»
Для этого нужно встать в круг на расстоянии руки друг от друга, (Ведущий кладет в круг веревку). Первое, что должны сделать с завязанными глазами — найти веревку и взять ее в руки. Затем вы должны построить из веревки треугольник. При этом нельзя класть веревку на пол и держать ее должны обеими руками все участники.
-Вы можете свободно общаться, договариваться
Возникали ли во время выполнения задания трудности с общением, пониманием друг друга или выражением своих мыслей? Когда и как вы их решали?Как каждый из вас ощущал себя во время упражнения?Возникали ли у вас раздражение, гнев?Были ли моменты радости, удовольствия?
Данное упражнение замечательно работает на сплочение команды, но помимо этого обладает потрясающим развивающим эффектом, который заключается в том что несмотря на завязанные глаза, зрение постепенно возвращается! Кстати, это упражнение очень хорошо проводить и с детьми с овз, которые тоже, как и другие дети, начинают как бы "видеть"друг друга, взаимодействовать вполне успешно и легко чувствовать себя нужным звеном в команде.
- А сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой сцене. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Обсуждение:
-Что испытывали при выполнении задания?
Можно считать слабым звеном того, кто уронил мяч? (Нет, п. ч при повторе игры мяч может упасть у другого. В команде не может только один нести ответственность. Результат зависит от сплочённости команды.
Приём «Паутинка»
Наш мастер-класс подходит к концу.
Давайте подведем итог. Уважаемые коллеги я попрошу вас встать в круг. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, участник, получивший клубок, отвечает на мой вопрос, обматывает нитью свою ладонь передаёт его снова мне. Вопросы рефлексии:
На что похоже наше переплетение?(сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.) Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».
Вывод: такой приём помогает подружиться , познакомиться, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.
В заключение хочется обратить ваше внимание на то, что нас с вами связывают невидимые нити единства мыслей, благодаря этому нам всем вместе удалось решить поставленные задачи. Спасибо всем вам за участие.
Какие универсальные учебные действия сформированы у героев сказки?
1. Умеют взаимодействовать друг с другом.
2. Работают индивидуально.
3. Умеют работать в команде.
4. Умеют использовать в работе нужные предметы.
5.Каждый самостоятельно решает проблему.
6. Договариваются друг с другом, планируют свою деятельность.
7. Применяли свои знания в новой ситуации.
8.Делали работу в паре.
9. Сотрудничали в совместном решении проблемы.
А что необходимо сформировать Лягушонку?
1.Ему нужно научиться работать индивидуально.
2. Ему нужно научиться работать в коллективе.
3. Ему нужно научиться отстаивать своё мнение.
4. Ему нужно научиться принимать точку зрения других.