МАСТЕР-КЛАСС: «Точечная роспись как способ развития интереса к уроку ИЗО»
1. Презентация педагогического опыта учителя.
1.1. Обоснование основной идеи
Цель: изучить влияние эффективности точечной росписи как способа формирования и развития интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Точечная роспись — это художественная техника, при которой изображение наносится с помощью плоских или объёмных цветных точек, расположенных близко друг к другу и образующих линии и геометрические фигуры.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «интерес» и «творческая деятельность»;
2. Определить психолого-педагогические особенности развития интереса к творчеству и творческих способностей у младших школьников;
3. Изучить современные методы, приемы и средства развития интереса к творческой деятельности младших школьников, а также особенности организации уроков по точечной росписи с целью развития интереса к творческой деятельности у учащихся начальных классов. 1.2. Характеристика творческой лаборатории
Изобразительное искусство как школьный предмет играет особую роль в формировании и развитии гармоничной личности ребенка. В процессе творчества - осмысления и создания образов, воплощения их на бумаге или посредством иных материалов и инструментов, у ребенка формируются такие компетенции как внимательность к деталям и наблюдательность; художественный вкус и эстетическое восприятие, а также многое другие.
Понятие «интерес» рассматривалось многими учеными, потому что именно интерес во многом определяет то, будет учиться ребенок с удовольствием и энтузиазмом, или же учеба окажется в тягость и не принесет школьнику никакой радости.
пять содержательных аспектов понятия «интерес»:
1. Интерес как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;
2. Интерес как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3. Интерес как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
4. Интерес как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;
5. Интерес как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности .
Психолого-педагогическая работа, направленная на формирование и развития интереса к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста должна быть целенаправленной и систематической, а также включать в себя несколько элементов:
- эмоциональный;
- интеллектуальный;
- волевой с элементами творчества.
Особое значение имеет вид изобразительной деятельности (рисование с натуры или рисунок, выполненный в определенной технике) от этого зависят характер и особенности протекания процессов художественного познания на разных этапах. Эффективность познавательной деятельности в этом случае зависит от того, насколько ребенок заинтересован для рисования предметом.
1.3. Описание системы практического применения
Система уроков включает в себя:
- Введение в технику точечной росписи.
- Изучение основ композиции и цветовой гаммы.
- Практические занятия по созданию собственных работ.
- Обсуждение и анализ работ друг друга.
- Итоговая выставка.
2. Представление практического применения идеи
2.1. Рассказ мастера о проекте
Для практической части мастер-класса было разработано урочное занятие на тему «Точечная роспись как способ развития интереса к уроку ИЗО». В уроке преобладала групповая работа, где в процессе выполнения упражнений ученики положительно способствует развитию многих психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также хорошо развивает моторику рук, координацию в пространстве и глазомер, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.. Преобладает практический метод – начинать расписывать точками лучше с плоских изделий, а затем, когда рука приобретёт уверенность и чёткость координации, переходить на объёмные предметы..
2.2. Определение основных методов и приемов
В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:
- Метод демонстрации: учитель показывает основные техники и приемы.
- Метод совместного творчества: работа в группах для создания коллективных произведений.
- Метод рефлексии: обсуждение результатов и ощущений после выполнения заданий.
3. Демонстрация идеи.
Учитель демонстрирует процесс точечной росписи на простом примере, используя базовые цвета и формы – фрагмента урочного занятия.
4. Моделирование.
4.1. Самостоятельная разработка модели урочного занятия в режиме продемонстрированной идеи
Участники разрабатывают собственные модели урока, основываясь на показанном примере. Они выбирают тему, определяют необходимые материалы и планируют этапы работы.
4.2. Обсуждение
Каждый участник представляет свою модель урока, делится идеями и получает обратную связь от коллег. Обсуждаются сильные стороны и возможные улучшения.
5. Рефлексия.
5.1. Дискуссия
Обсуждаются результаты работы: какие идеи были успешными, какие методы сработали лучше всего. Участники делятся своими впечатлениями о совместной деятельности и о том, как они могут применить полученные знания на практике.
5.2. Заключительно слово учителя-мастера
Таким образом, в ходе мастер-класса и работы над проблемой было установлено, что точечная роспись является эффективным способом формирования и развития интереса к творческой деятельности у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Учитель подводит итоги мастер-класса, вдохновляет участников продолжать экспериментировать с точечной росписью и применять полученные знания в своих уроках.