СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Творим, мастерим и говорим».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Творим, мастерим и говорим».»

Мастер-класс «Творим, мастерим и говорим».

Авторы: Учитель-логопед Качан Наталья Николаевна,

воспитатель Мякишева Анастасия Васильевна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-конструированию.

Задачи:

  • обучение участников мастер-класса навыкам применения ТИКО–конструктора;

  • оссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с детьми дошкольного возраста в области ТИКО-конструирования;

  • формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ТИКО-конструктора.

Оборудование и материалы: конструктор ТИКО, проектор, схемы для сборки моделей ТИКО.

Планируемый результат: 1) информирование педагогического сообщества о системе работы по ТИКО-конструированию для детей дошкольного возраста с ТНР; 2) сформированность представлений педагогов о возможности работы с ТИКО-конструктором.

Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

-теоретическую,

- практическую,

- заключительную.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы хотели бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ТИКО.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР).

У детей с ТНР отмечается:

  • снижение уровня познавательной активности;

  • недостаточная мотивация к деятельности;

  • сниженная работоспособность к приёму и переработки информации;

  • отставание в речевом развитии.

Работая с детьми с ТНР, мы постоянно ищем эффективные пути коррекции речевого развития, мелкой моторики рук и общего развития детей, стимулируем познавательную активность. У детей речевыми нарушениями нужно развивать связную речь, что на первый взгляд кажется просто невозможно. Однако, учитывая, что основными видами деятельности в дошкольном возрасте выступают игровая и конструктивная, большое внимание отводится разработке и внедрению педагогических технологий, имеющих ярко выраженный моделирующий характер. Это стало определяющим моментом в использовании нами технологии ТИКО-конструирования для развития речи детей.

ТИКО не вызывает у детей негативного отношения, поэтому коррекционная работа с его использованием воспринимается ими как игра. При применении этого конструктора, у детей получаются красочные конструкции, вне зависимости от имеющихся у них навыков. Благодаря этому воспитанники испытывают приятные эмоции. Основу коррекционной работы применением ТИКО составляют конструирование декораций, моделей последующим их описанием, воспроизведение действий персонажей с их озвучиванием, использование предваряющей, сопровождающей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ТИКО даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. А мы знаем, что у таких дошкольников обогащение словаря происходит лучше всего через увиденное и осознанное. Например, работа по теме «Наш город» очень результативна. Дети создают конструкции, как на фантастические, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная оставляющая игры способствует активизации диалогов в процессе работы. Оставление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее повествование помогают детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности выказывания. Такая же работа проводится по темам: «Космос», «Виды транспорта», «Домашние животные», «Дикие животные». Дети конструируют постройки для лошади и жеребёнка, для козы и козлёнка. Создание объёмных построек способствует лучшему запоминанию образа. Дети работают с большой мотивацией. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствует формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск лова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Использование ТИКО –технологии позволяет осуществлять коррекцию речевых нарушений с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет. В результате пересказ становится более развёрнутым и логичным. Дети воспринимают занятия как игру, учатся точно выполнять инструкции, у них формируется внимательность, усидчивость. Это помогает лучше усваивать материал. Таким образом, игровые ТИКО-технологии, используемые нами для развития связной речи у детей с её нарушениями, помогают им составлять рассказ, фантазировать, последовательно и полно излагать собственные суждения. Такая работа совершенствует связную речь, улучшает результаты обучения и воспитания.



     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Однако возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения  и развития в ДОУ реализуем в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.

Кроме того, концепция программы «Уральская инженерная школа» предполагает подготовку специалистов инженерных и рабочих профессий со школы, но основы исследовательского и творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться уже в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной и педагогически целесообразной необходимость подбора из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.

Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Работа с трансформируемым игровым конструктором для обучения (далее по тексту ТИКО) позволяет ребёнку исследовать мир через игру. Методика работы с конструктором ТИКО развивает у детей навыки конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать, а значит формированию и развитию основ инженерного мышления у детей.

В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития инициативного, самостоятельного, уверенного в своих силах ребенка.

     Совершенно недавно в нашей педагогической деятельности произошло знакомство с конструктором «Тико». Что же такое ТИКО конструктор? Это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

  Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.

Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.

Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.



  1. Практическая часть.

А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!»

На столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Работа выполняется по схеме.

В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!»

Необходимо найти в контейнере все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку.

  1. Заключительная часть.


Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:

  • В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

  • В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

  • Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;

  • В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;

  • В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

  • Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

  • Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

  • В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

В заключении хотелось бы получить обратную связь. Передавая шарик друг другу, скажите, что сегодня вы получили от матер-класса.

Спасибо за внимание.