МАСТЕР-КЛАСС
«Учимся говорить играя»
Выполнила:
Патрушева З.Е.
Воспитатель
МБДОУ ЦРР № 188 «Алые паруса»
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
На логопедических занятиях используются следующие игровые технологии: 1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата. 2. Игровые технологии для развития речевого дыхания. 3. Игровые технологии для развития мелкой моторики. 4. Игровые технологии для развития общей моторики. 5. Игровые технологии на развитие фонематического слуха. 6. Биоэнергопластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки).
Индивидуальные логопедические занятия по постановке звука включает в себя 3 этапа: 1.Подготовительный этап. 2.Постановка звука. 3.Закрепление звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Артикуляционная гимнастика Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения .
«Лопатка»
Рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, по шлепать по нему губами: пя-пя-пя.
«Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх
«Чашечка»
Рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой» (помощь: исходное положение как при «Вкусном варенье», удержать язык в этом положении, максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ). Удерживать на счет 1 – 10 – 5 раз.
«Трубочка »
вытянуть губы как для звука у, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнять на счет 1 – 10 – 5 раз.
«Грибок»
«присосать язык», как перед щелчком. Удержать при максимально открытом рте – 8-10 секунд.
«Вкусное варенье»
широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, стянуть воображаемое варенье в рот – 10 раз.
«Лошадка»
щелчки языком – 30-60 секунд
«Маляр»
Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба
Фонематическое (слуховое) восприятие
Что делать?
► Тренировать
названные умения
► Четко знать все буквы
алфавита
Ребенок должен
называть слова
с заданным звуком;
определять позицию
звука в слове;
определять количество
и последовательность
звуков в слове;
составлять слова из звуков;
Слоговая структура слова
Что делать?
► Необходимо произносить
с ребенком сложные слова,
отхлопывая каждый
слог
Ребенок должен
безошибочно
произносить слова
типа: экскурсовод,
сковорода и т.п.
Развитие речевого дыхания
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос .
Что делать?
- Воздух набирать через нос
- Воздух набирать через нос
● Выдох должен быть длительным
Плавным.
● Щёки не надувать
Игра «Журчание ручейков»
Игра «Мыльные пузыри» Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
Словарный запас
Что делать?
► Объясняйте новые слова
► Словесные игры:
● «Назови птиц, животных, цветы,
цвета, транспорт, времена года и их
признаки, месяцы, профессии и т.д.»
● «Подбери признаки к предмету»
● «Скажи наоборот»
● «Части целого»
около
2000 слов
Связная речь
Что делать?
► Чтение и рассказывание сказок
► Вопросы по содержанию сказки
(полные ответы ребенка)
► Пересказать сказку
► Рассказывание из личного опыта
► Запоминать и рассказывать стихи.
Ребенок должен
отвечать на вопросы;
пересказывать;
рассказывать об
увиденном;
составлять
рассказы
по картинке;
.
Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!