СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Учитель – артист!?...

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Учитель – артист!?...»

Мастер-класс «Учитель – артист!?... (Учитель – артист!?...)»


Предлагаем вам рассмотреть:

  1. Общее в работе педагога и актёра.

  2. Особенности метода К.С. Станиславского.

  3. 6 простых приёмов для удержания внимания ученика в течение урока.


В РАБОТЕ ПЕДАГОГА И АКТЕРА МНОГО ОБЩЕГО

Во-первых, у педагога, так же, как у актера, один тот же живой инструмент — это руки, лицо, тело, одежда, макияж, прическа, походка, чувства, эмоции

Во-вторых — работа у тех и других требует огромного психического напряжения

В третьих — у педагога, так же, как у актера, общение происходит при помощи диалога. Поэтому, чтобы речь захватывала и увлекала, необходимо и тем, и другим освоить элементы сценической речи

В четвертых — у актера есть текст пьесы, у педагога разработанная учёными программа

В пятых — актер с помощью актерского мастерства доносит смысл пьесы. Педагог при помощи педагогического мастерства преподносит смысл школьного материала. При этом не надо забывать, что сказать слово и правильно донести его до сознания, это разные вещи. Чтобы сказанное слово было не только услышано, но и понято, необходимо еще подключить свои дополнительные психические резервы.

В шестых — владение сценическим мастерством помогает актеру приковывать внимание зрителя к сцене, вдохновить и восхитить.

Педагог, владея ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЧУТКОСТЬЮ, имеет возможность заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети сами стремились познавать школьный материал.

А главное — это публичные профессии. Актер во время работы находится в театре, его рабочее место сцена, куда устремлены глаза и внимание зрителей. Педагог во время работы находится в школе и его рабочее место в классе, у доски. Где детские глаза внимательно разглядывают его в течение дня.


Работа актёров и преподавателей имеет много общего: у тех и других есть аудитория, внимание которой нужно привлекать и удерживать. Поэтому учителя могут использовать в своей работе метод легендарного режиссера и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского (1863 – 1938).

Суть этого метода состоит в том, что актер, работая над ролью, усваивает внутреннюю жизнь своего персонажа, включая его мотивацию и эмоциональное состояние. То есть актер должен представить себя в условиях, заданных пьесой.

Так, один из главных принципов системы Станиславского – жизненная правда на сцене. По мысли режиссера, существует прямая связь между эмоциями актера и ощущениями зрителя. Если актер не овладел мастерством правдоподобности игры, его работа оценивается знаменитым «Не верю!»

Для учителя тоже важно верить в то, о чем он говорит своим подопечным и любить свое дело, а также создавать соответствующую атмосферу. Тогда ученики поверят наставнику, он приобретет в их глазах авторитет.

Важное умение для актера – играть по принципу «здесь и сейчас». Это значит, что он должен каждый раз переживать по-новому роль, которую он исполняет не первый раз, любое действие должно рождаться на сцене заново.

Также и учитель: из года в год повторяя по заученной схеме один и тот же материал, он рискует наскучить себе и ученикам. Неслучайно педагоги традиционно повышают квалификацию, осваивают новые методы преподавания, ходят друг к другу на уроки, чтобы перенимать опыт и адаптировать его в своей практике.

Самосовершенствование – важное условие успеха как актера, так и учителя. Необходимо воспитывать в себе нужные для работы качества.

К ним относятся:

  • наблюдательность;

  • память;

  • внимание;

  • способность концентрироваться на задаче;

  • умение отвлекаться от второстепенных деталей;

  • воображение – без его развития речь сковывается, выступление получается неполным.

Кроме того, К.С. Станиславский говорил о трёх кругах внимания актера. Этот же принцип применим и к педагогам.

Первый круг внимания – диалог с самим собой.

В центре вашего внимания – вы сами, ваше самочувствие и ощущения. Внутренняя сосредоточенность актёра или учителя проявляется в его состоянии и харизме, что неизменно привлекает внимание зрителей или учеников.

Второй круг внимания – разговор.

Это вы и один-два собеседника (ученика). Такая беседа вовлекает другого человека в ваш круг внимания, заставляя его чувствовать себя особенным и уважаемым. В этом круге учитель может управлять учебным процессом отдельных школьников.

Третий круг внимания – пространство.

Это самый мощный и энергозатратный из всех кругов Станиславского, так как нужно вовлекать всех в каждую свою мысль и каждое сказанное слово. Для учителя это, конечно же, работа со всем классом. Когда педагог увидит свою аудиторию как единое целое, то он сможет лучше взаимодействовать с ней.

Важное направление самосовершенствования актера – работа над телом. Константин Сергеевич Станиславский требовал от своих учеников не просто правдиво играть – он учил, как вживаться в образ персонажа, внутренне преображаться и смотреть на игру глазами своего героя.


Упражнение СЕМЕЧКО.


  1. Как удерживать внимание ученика весь урок: 6 простых приёмов.

1. Неожиданный вопрос

Когда архитектор Антонио Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антонио вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает…» Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть, как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка: «Ваня, как ты считаешь, какие прилагательные можно придумать к слову „кудесник“?» (А какие прилагательные предложите вы, коллеги?).
На уроке окружающего мира: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?» (Как бы вы ответили на этот вопрос?), или: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?» (Сколько, как вы думаете?).

2. «Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.


3. Внимание к деталям (КАРТИНКИ на экране)

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Коллеги, что было на голове у Железного Дровосека? (Он носил шляпу-маслёнку). Вы видели когда-нибудь человека в такой шляпе? А где был этот головной убор до того, как стать шляпой?».
«Какие зонтики были у сказочника Оле-Лукойе? Какой человек может носить чёрный зонтик? А цветной? А какие зонтики носите вы?»

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

4. Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда Счастье вдруг в тишине постучалось … в двери. Неужели ко мне? Верю и не верю! Счастье, а как я могу понять, что ты здесь?!

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

5. Аудиоэффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? (АУДИО).
- Какую лягушку представили вы? Где она живёт? Чем занимается?
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия, и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

6. Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу включения, погружения учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры. 

На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например, «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте рассказать сказку «Репка», используя только свои части речи».


Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс. «Максим, а что бы ты сделал на месте Игоря (Н. Носов «Фантазёры») при разговоре с мамой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»


И учитель, и актер имеют дело с человеческими чувствами и эмоциями. И для учителя, и для актера один из основных девизов должен быть – не навреди. Это смелость – брать ответственность.