1 слайд
Я очень рад, что конкурс Учитель года – 2019 стал частью моей жизни!!!
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри конкурса и гости нашего мастер-класса.
2 слайд
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 18 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в школе связаны более 70 % времени его бодрствования. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь .
В связи с этим Министерство образования и науки РФ в 2011 году внесло изменения в базисный учебный план в виде 3-го часа физической культуры.
Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Поэтому я считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе играют важную роль в формировании культуры здоровья обучающихся.
3 слайд
Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни:
Физическая культура и спорт
Активный труд и отдых
Личная и общественная гигиена;
Рациональное питание;
Отказ от вредных привычек;
4 слайд
От чего зависит состояние здоровья ?
Наследственность 17 %
Медицина 10 %
Окружающая среда 23%
Образ жизни 50%
5 слайд
Проводя методический семинар я рассказывал о тенденции роста состояния физического здоровья у обучающихся! Члены жюри задали мне вопрос: «А как Вы определяете состояние здоровья у обучающихся?» Я ответил, но увидел, что меня не до конца поняли. Поэтому сегодня я хочу до конца развернуть свой ответ в проведении «Мастер-класса» с применением из одного приема здоровьесберегающих технологий (Контроль и самоконтроль)
6 слайд
Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиску оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (физического, психического и социального), созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении своего успеха, необходимо уделять значительное внимание.
В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мне приходится искать наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.
7 слайд
1. Анкета для оценки общего состояния здоровья.
Как бы Вы сказали о своем здоровье, что оно:
1 — отличное
2 — очень хорошее
3 — хорошее
4 — удовлетворительное
5 — плохое
Сколько дней за последний месяц Вы не могли работать из-за плохого самочувствия?
(число баллов равно числу дней)
Беспокоят ли Вас боли в области сердца?
1 — не беспокоят
2 — менее 1 раза за год
3 — 1 – 3 раза за год
4 — более 3 раз за год
Часто ли Вы болеете острыми респираторными заболеваниями (гриппом, ОРЗ, ОРВИ)?
1 — практически не болею
2 — болею однократно во время эпидемии
3 — болею неоднократно во время эпидемии
4 — болею 1-2 раза за год независимо от эпидемии
5 — болею несколько раз за год независимо от эпидемии
6 — болею практически постоянно
Беспокоят ли Вас боли в области суставов?
1 — нет
2 – иногда
3 — да
Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
1 — не бывает
2 —бывает, но редко
3 —часто
4 —постоянно.
Беспокоит ли Вас головная боль?
1 — не беспокоит
2 — редко
3 — часто
Делаете ли вы утреннюю зарядку?
1 — да
2 — иногда
3 — нет
8 слайд
Просуммируйте набранные баллы.
15 баллов и менее – на основании анкеты у Вас не выявлено проблем с общим состоянием здоровья.
Выше 15 – следует уделить внимание своему здоровью.
9 слайд
2. Оценка пробы с задержкой дыхания (Проба Штанге)
Выполнить задержку дыхания на вдохе. Отметьте свой результат в таблице.
Задержка дыхания на вдохе (в секундах) |
Ваш результат: | |
10 слайд
Оцените свои показатели по таблице :
Оценка состояния | Задержка дыхания на вдохе (в секундах) |
Отличное | Больше 60 |
Хорошее | 40-60 |
Среднее | 30-40 |
Низкое | Меньше 30 |
11 слайд
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.
12 слайд
ИМТ = Вес (кг)_____
Рост (м) х Рост (м)
ИМТ = ( ) = ______
( )х( )
Критерии:
20-25 - норма;
25-30 - ожирение 1 степени;
30-40 - ожирение 2 степени;
Более 40 - ожирение 3 степени; Идеальный показатель - 22.
13 слайд
4. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
14 слайд
Ход работы.
Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 секунд (ЧСС 1).
В течение 1 минуты сделать комплекс ОРУ на месте под музыку.
Повторно сосчитать пульс за 10 секунд сразу после выполнения наклонов (ЧСС 2).
Сосчитать пульс за 10 секунд через 1 минуту после выполнения наклонов (ЧСС 3).
15 слайд
Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:
ПР = (ЧСС 1 + ЧСС 2 + ЧСС 3 – 33) : 10
ПР = ( (____) + (____) + (____) – 33) : 10 = _______
Оцените свои показатели по таблице :
Показатель реакции (ПР) | Оценка состояния |
0 - 0,3 | Сердце в прекрасном состоянии |
0,31 - 0,6 | Сердце в хорошем состоянии |
0,61 - 0,9 | Сердце в среднем состоянии |
0,91 - 1,2 | Сердце в удовлетворительном состоянии |
Более 1,2 | Сердце в плохом состоянии |
16 слайд
(заключение)
На мой взгляд, достижению хороших результатов в использовании
здоровьесберегающих технологий мне помогают обеспечение комфортного эмоционально-
психического состояния обучающихся и учителя, создание общей эмоционально-
положительной, дружественной, доверительной и доброй атмосферы на уроках.
Применяя здоровьесберегающие технологии на уроке, использование личностно – ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и
т.д.), совершенствование контрольно-оценочной деятельности, развитие
интеллектуальных и творческих способностей, мышления (особенно логического),
формирование практических навыков, оптимальная дозировка домашнего задания,
использование игровых форм проведения урока, оптимальная плотность урока и многое другое способствуют формированию культуры здоровья обучающихся.
Мое участие в конкурсе профессионального мастерстсва «Учитель года – 2019» поможет мне со стороны взглянуть на мою профессиональную деятельность, увидеть недостатки и отметить
сильные стороны.
Думаю, учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и с помощью применения здоровьесберегающих технологий должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах.
Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны. А в этом ему помогут учителя и здоровьесберегающие технологии.
17 слайд
Спасибо за внимание. Будьте здоровы!!!