Мастер-класс
«Современные технологии на уроках обществознания и истории
в рамках внедрения ГОС»
Учитель истории и обществознания
ГБОУ «ЧООШ№2»
Володарская Ольга Александровна
Червонопартизанск – 2018
Форма проведения: мастер-класс с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель :
Представить собственную систему работы, нацеленную на формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся через разнообразные приемы и методы на уроках истории и обществознания;
Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Задачи:
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса.
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином».
(В.Ключевский)
«Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Ход мастер-класса:
1.Орг. момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Если коротко о себе, я Володарская Ольга Александровна, работаю учителем истории и обществознания в ГБОУ «ЧООШ№2».
Мое профессиональное кредо:
каждый урок
источник радостного вдохновенного труда;
источник нового, неизвестного;
источник удивления;
школа самостоятельности и творчества.
Работаю над темой самообразования ««Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» для максимально полного усвоения учащимися исторического и обществоведческого материалов.
Начать свое выступление мне бы хотелось с небольшой притчи Сократа.
«Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».
Вот так и преподаватели в своей работе: для одних – это тяжелый труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи - строят собор, собор знаний, духовности, нравственности.
Создавать свою систему работы – крайне увлекательное и полезное дело для преподавателя. Эта работа сродни зодчему, строящему храм. Я тоже пытаюсь построить свой храм, самое ценное в котором – ученики, я их учу делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки, способствую развитию активной, креативной и толерантной личности. Это актуально сегодня в современной системе образования.
Нам учителям, работающим по ГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования.
Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового государственного образовательного стандарта – стандарта второго поколения, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.
- Я как учитель истории в своей работе применяю различные образовательные технологии, среди которых я хочу выделить семь образовательных технологий:
Игровую;
Информационно-коммуникативную;
Проектную и исследовательскую деятельность;
Технологию группового обучения;
Технологию деятельностного подхода;
Технологию развития критического мышления (ТРКМ);
Технологию развивающего обучения.
Для меня, как учителя истории, число семь ассоциируется с семью чудесами света. Число семь с древности было окружено ореолом тайны. У древних греков «семёрка» считалась волшебным, счастливым и совершенным числом. Семь ярких звёзд на небе, семь цветов радуги, семь дней недели, семь муз, семь мудрецов. В сказках можно встретить слова: « за семью печатями, за семью вратами, за семью холмами…». В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств.
- А сейчас вашему вниманию я предлагаю образовательные технологии, с которыми мы поработаем в ходе моего мастер-класса. Вашему вниманию представляю игровую технологию, которая широко применяется в работе учителя.
Игровая технология.
Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической и обществоведческой действительности.
Задачи учебной игры:
«проживание» истории или ситуации;
формирование исторического мышления;
успешная социализация современной личности;
развитие мыслительных навыков учащихся.
Виды учебных игр:
Деловые игры – моделируют ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли современника (археолога, писателя, журналиста).
1. Деловые игры с элементами ретроспективности.
В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут диалог о прошлом. Очевидцы могут участвовать в телемостах, конференциях, клубах путешественников, митингах.
2. Тренинговые игры – игры с правилами, основанные на алгоритме действий («Лото», «Поле чудес», тексты с ошибками, ребусы, шарады и т.д.)
3. Реконструктивные игры:
Ø Не ролевые (конкурсные, маршрутные – воображаемые путешествия, заочные экскурсии);
Ø Ролевые – игры, в которых происходит разыгрывание определенных ролей участников исторических событий.
Театрализованные представления - имеют чётко прописанный сценарий, наличие костюмов и декораций.
Театрализованные игры – тексты не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры.
- Представляю вашему вниманию фрагмент урока с применением игровой технологии, сюжетно-ролевая игра в 5 классе, тема «В афинских школах и гимнасиях».
– В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
- Следующая технология
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Целью, которой является умение работать с информацией и рассматривать предмет с разных сторон.
В данной технологии я использую методы и приемы: ( читаю со слайда).
В ТРКМ я часто использую метод «Кроссенс», этот метод учит систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации разных типов. Этот метод отражен в фрагменте урока в 11 классе, «Холодная война» - распад СССР.
Технология группового обучения.
Цель данной технологии – ( прочитать со слайда)
- Уч-ся 9 класса покажут вам фрагмент урока с использованием групповой технологии при строительстве «Дома права».
- Не менее важной формой моей работы является проектная и исследовательская деятельность уч-ся. Цель, которой привлечение уч-ся к исследовательской деятельности. Примером этой технологии является научно-исследовательская работа МАН, ученицы 10 класса Блиновой Софии, которая под моим руководством провела исследование на примере своей семьи и выяснила, что каждое поколение не обошла война. С этой работой ученица заняла второе место в городском этапе. ( Видео-выступление).
Ход мастер-класса
- Уважаемые коллеги, а теперь мы переходим с вами к практической части моего мастер-класса, где мы будем работать в группах. Наверняка каждый из вас слышал выражение «Семь чудес света?»
- Скажите пожалуйста какие чудеса вы помните? ( 2-3 чел.)
- Может, и члены жюри присоединятся к нашей работе?
- Я предлагаю вам вспомнить все эти чудеса света.
Работа в группах
- Каждая группа придумывает название своей группе. Я предлагаю вам поработать с первым заданием, возьмите файлы с заданием номер 1. Ваша задача собрать пазл, на котором будет изображено одно из чудес света, и озвучить его. Вы должны его не только сложить, но и приклеить к основе.
- Давайте озвучим, какие же у вас получились «Чудеса света», они являются самыми древними.
- А теперь я предлагаю еще раз полюбоваться ими.
Кратко обо всем
Историки и ученые считают, что самой древней является первая достопримечательность – Египетские Пирамиды. Отличительной особенностью этого Чуда света является то, что только оно сохранилось по нынешний день в почти первозданном виде. Датируется постройка Пирамид Гизы приблизительно 1983 годом до н.э., и самым крупным строением из комплекса является гробница Хеопса.
Остальным Чудесам света не так повезло, и до наших дней дожили только развалины некоторых из них. К примеру, Висячие сады Семирамиды, которые создавались в VI веке до н.э., были разрушены наводнениями во II веке. Но даже обветшалые остатки этого величественного сооружения захватывают дух.
Статуя Зевса из Олимпии, созданная приблизительно в 435 году до н.э. известным античным скульптором Фидием, сгорела почти через тысячу лет в Константинополе. Храм Артемиды в Эфесе был возведен в 550 году до н.э., но по прошествии двух веков его так же разрушил сильнейший пожар.
Галикарнасский Мавзолей создан архитектором Пифеем в 351 году до н.э. В 1494-м на юго-западе Турции были отмечены землетрясения, после которых сохранились лишь фундаменты и архитектурные фрагменты строения. Что касается Колосса Родосского, построенного в начале III века до н.э. греками, то он пал в результате серии сильнейших подземных толчков где-то между 224 и 225 годами до н.э.
Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э. по указанию правящей династии Птолемеев, является вершиной инженерно-технической мысли того времени. Строение продержалось до 1480 года, обеспечивая надежным освещением прибрежные воды. В XV веке маяк был частично разрушен землетрясением.
О каждом из Семи чудес света можно говорить бесконечно. О них знает любой школьник. С ними связывают античные эпосы и древние легенды. Каждое из них укрыто тенью тайны и неизвестности. Но одно можно сказать со всей уверенностью – это самые значимые памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.
- Из всех чудес света осталось только одно, которое неподвластно времени – это Пирамиды. «Все на земле боится времени, но время боится пирамид».
- Следующий этап моего мастер-класса «Исторический сундучок фразеологизмов».
- В истории Древнего мира, а именно в Древней Греции, зародилась большая часть фразеологизмов. Я предлагаю вашему вниманию элемент технологии развития критического мышления «Исторический сундучок фразеологизмов», в котором находятся также семь предметов имеющих отношение к древнегреческим фразеологизмам.
- Каждая группа сейчас достанет предмет, но не называет его, если вы затрудняетесь соотнести ваш предмет с фразеологизмом, у вас на столе лежат подсказки.
- Какой фразеологизм подходит к этому предмету? Кто может озвучить, что он обозначает? Давайте обратимся к аудитории, может кто-то может помочь?
Ахиллесова пята – уязвимое место.
Дамоклов меч – угрожающая опасность.
Троянский конь – коварный замысел.
Гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств.( принять быстрое и смелое решение)
Яблоко раздора – причина спора, ссоры.
Рог изобилия – символ богатства.
Нить Ариадны – путь, ведущий к цели в сложных условиях.( путеводная нить).
- Молодцы, вы хорошо поработали!
- С течением времени, к сожалению, древние чудеса света разрушились, кроме пирамид, поэтому 07.07.2007 года, в день трех семерок, в Лиссабоне были названы новые претенденты на Семь чудес света?
- Может быть, вы знаете, какие новые семь чудес света входят в новый перечень?
Игра «Нить Ариадны».
- Хорошо, сейчас из этой затруднительной ситуации нам поможет выйти «Нить Ариадны», в этой игре вы узнаете названия новых семи чудес света.
- А теперь с помощью нашей нити мы вернемся назад, но при этом вы озвучите любое чудо света, но только не ваше.
- Из новых чудес света, лидирующее место занимает «Тадж-Махал», храм воспевающий любовь к жене.
Признанные 7 чудес света 07.07.2007г.: Великая китайская стена, Мавзолей Тадж-Махал, Статуя Христа-Искупителя, Колизей, Город Петра, Город Мачу-Пикчу, город Чичен-Ица.
- Я, как учитель истории, прививаю своим ученикам любовь к историческим памятникам культуры. Побывав на экскурсиях мы вместе с моими учениками путем голосования выделили «Семь чудес нашего края» ( Парк каменных скульптур г.Луганск, Мергелова гряда, Памятник князю Игорю, Провальская степь, Дом-музей Даля, усадьба Мсциховского, могила Мечетная – высшая точка Донецкого кряжа).
- В нашем крае немало своих чудес и достопримечательностей, может и одно из них когда-нибудь станет новым чудом света.
- На этом наш мастер-класс по теме «Семь чудес света», подошел к концу, давайте подведем итог нашей с вами совместной работе. У каждой группы лежит элемент исторической «Пирамиды знаний» и с помощью метода незаконченных предложений, каждая группа, пусть выскажет свое отношение о нашей работе.
- Спасибо за работу, уважаемые коллеги хочу пожелать каждому из вас открыть новое восьмое чудо света, но уже в своей педагогической деятельности.
. Стих
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!