Мастер-класс «Уроки финансовой грамотности от литературных героев
(Управляй финансами как взрослый!) »
Ведущий 1: Уважаемые присутствующие! Добрый день! Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник - даёт ответы на эти вопросы. Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать - а значит, преподавать финансовую грамотность имеет смысл на занятиях математики.
Но предметы гуманитарного цикла подходят для этого ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе. Именно литература помогает людям ответить на многие жизненно - важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Если приглядеться, почти в каждом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами.
Поэтому тема сегодняшнего мастер-класса звучит так: «Уроки финансовой грамотности от литературных героев»
Цель: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению умения анализировать характер и поступки героев литературных произведений, формированию и первичному закреплению знаний о семейном бюджете, способах его формирования.
Ведущий 2: Целью формирования финансовой грамотности является дать базовые знания о потребностях, благах, об общих принципах управления доходами и расходами, о предпринимательстве, возможных рисках, рекламе; формировать установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости, понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
Задачи занятия:
Образовательная: сформировать представление студентов о семейном бюджете, способах его сохранения и формирования на примере поступков героев разных литературных произведений
- сформулировать уроки финансовой грамотности для современного студента.
Развивающая: способствовать формированию умений формировать и сохранять семейный бюджет.
Воспитательная: способствовать формированию интереса к изучению литературы; обеспечить условия, способствующие укреплению навыков работы в команде.
Ведущий 1: А начать свой мастер-класс мы хотели бы с веселой разминки!
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин.
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы (Присутствующие также могут участвовать)
В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)
В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (Кот в сапогах.)
Ведущий 2: Итак, продолжим. Сейчас мы проведем игру на соответствие (продолжите пословицы) (Присутствующие могут участвовать).
Копейка к копейке – проживет и семейка.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Считай деньги в своем кармане.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
В семье – любовь да совет, так и нужды нет.
Ведущий 1: скажите, о чем нам говорят русские народные пословицы, которые вы только что собрали? (о деньгах).
Ведущий 1: правильно. Верно. Деньги – важная часть жизни любой семьи,
2. Постановка педагогической проблемы.
Ведущий 2: В свое время Аристотель Онасис сказал: «Не гонись за деньгами - иди им навстречу», а П. Мериме
"Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь".
Наверное, несколько лет назад мы не задумывались над этими словами, а сейчас все чаще обращаем внимание на разговоры о материальном обеспечении и финансовой грамотности, которые являются жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения.
Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения. Низкая финансовая грамотность несет серьезные финансовые последствия и для отдельного человека, и для развития экономики страны.
Опыт и практика мировой цивилизации показывает, что без чтения нет личности, человека. Именно книга является тем инструментом, которая помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности.
Итак, сегодня мы попытаемся, проанализировав художественные произведения, сформулировать уроки финансовой грамотности для современного студента.
Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и в будущем.
Необходимо помнить, что сегодняшние студенты – это будущие участники финансового рынка. К сожалению, на сегодняшний день, согласно оценкам экспертов, в России очень низкий уровень финансовой грамотности, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся
К сожалению, на сегодняшний день не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Хотелось бы обратиться к литературе, поскольку поэтов и писателей очень привлекала и продолжает привлекать проблема отношения человека с деньгами. Во время чтения мы живём бедами и радостями, заботами и удачами героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. После прочтения книги жизненный опыт героев остается внутри нас. Он помогает нам в реальной жизни.
Таким образом, ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок поможет вынести уроки по финансовой грамотности студентов.
Сегодня мы посмотрим с вами, какие ошибки мы можем допускать, неумело распоряжаясь своими финансами, на примере историй героев разных литературных произведений.
Итак, обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в раннем возрасте.
Участие в финансовых пирамидах (1 студент). Куда же без сказок!
Все мы знаем такую детскую сказку « Золотой ключик или приключения Буратино» (проговорить связь с Самарой!) - «Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?»- продолжала зазывать его Алиса. «Конечно хочу, а как это делается»- отвечал Буратино. Это цитата из замечательной сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (связь с родной литературой). Так как Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая получить у него 4 золотых, кот Базилио и Алиса рассказали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо. «В стране дураков есть волшебное поле - называется Поле Чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза Крекс, Фекс, Пекс, положи в ямку золото, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро в ямке вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты…Буратино выкопал ямку, сказал три раза шепотом : Крекс, Фекс, Пекс, положил в ямку золото, засыпал землей, сверху посыпал солью, полил хорошенько и сел ждать, когда вырастет дерево… Лиса Алиса думала, что он уйдет спать, а он все сидел на мусорной куче, терпеливо высунув нос».
Мошенники Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино и выкопали его деньги. Не имея жизненного опыта деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги на деревьях не растут, они зарабатываются трудом. К сожалению, в финансовые ловушки попадали и продолжают попадать даже те люди, которые не верят в сказки. Суть предложения руководителей финансовых пирамид предельно проста - приносите сегодня свои деньги, а завтра заберите их с прибылью. Примерами такого вида мошенничества могут быть финансовые пирамиды.
Урок: глупость, жадность, финансовая необразованность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и легкие деньги, не приложив для этого никаких усилий, приводит к обогащению аферистов и мошенников.
За все нужно платить (2 студент)
С детства мы наблюдаем за товарно-денежными отношениями, нам объясняют родители, что прежде чем что-то купить, нужно заплатить за это деньги. Товарно-денежные отношения очень хорошо показаны в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился и торопился, а курочка, знай себе, да приговаривает:
- Петя, не торопись, Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Бегала курочка, чтобы спасти своего петушка, да за все товары каждый что-то взамен требовал. В итоге «Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке. Смазала курочка маслом горлышко петушку. Бобовое зернышко и проскочило.
Петушок вскочил живехонький и во все горло запел «Ку-ка-реку!»
Это наглядный пример того, что для получения какой-либо вещи необходимо заплатить какую-либо другую вещь. Очень актуальная сказка для нашего времени.
Урок: за получение необходимого товара необходимо заплатить денежные средства.
Невыплата заработной платы работникам. (3 студент)
В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который работал бы усердно и прилежно, а брал бы за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник,
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
В результате поп находит работника Балду, который соглашается работать за три щелчка по лбу в год.
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу
Есть же мне давай вареную полбу».
Работал Балда за семерых, был хорошим работником, а когда пришел срок оплаты за работу, поп не захотел расплачиваться и по совету попадьи дал очень сложное задание Балде. Но тот смог перехитрить чертей, выполнил задание, и попу пришлось платить: «С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика».
Таким образом, А.С.Пушкин демонстрирует проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.
«А Балда приговаривал с укоризной,
Не гонялся ты бы, поп, за дешевизной»
Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, обман, мошенничество работодателя всегда будут наказаны.
Сказке А.Пушкина более 180 лет, однако проблема, которая там поднимается, повторяется и в наше время. К сожалению, невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» кампании. В сказке справедливость восстановил Балда сам.
Ведущий 1:- А как вы думаете, в каких произведениях русской литературы поднимается такая же проблема, можете привести пример?
- Рассказ А.И.Куприна «Белый пудель» работаем с эпизодом «Неудача артистов». (студенты отвечают)
(студет 3)…Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, но все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.
– Н‑да‑а… Ловко! – произнес он, внезапно остановившись. – Могу сказать… А мы-то, три дурня, старались. Уж лучше бы она хоть пуговицу дала, что ли. Ту по крайности куда-нибудь пришить можно. А что я с этой дрянью буду делать? Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет‑с, очень ошибаетесь, сударыня. Старик Лодыжкин такой гадостью заниматься не станет. Да‑с! Вот вам ваш драгоценный гривенник! Вот!
И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль.
Работа со словом «гривенник».
Беседа
Ведущий 1: - Почему старик Лодыжкин так огорчен? (потому что он не получил достойной оплаты за свой труд)
В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законодательном уровне, а мошенничество со стороны работодателей наказывается органами судебной власти.
А какое наказание предусмотрено за невыплату заработной платы? (
отвечает студент) Согласно положению статьи 236 ТК РФ работодатель, задержавший выплату заработной платы, обязан выплатить не только образовавшуюся задолженность, но и денежную компенсацию. Материальная
ответственность за невыплату заработной платы наступает независимо от причин просрочки. Административная ответственность:
Невыплата или задержка выплаты заработной платы подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КОАП России. Должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение прав работников на оплату труда, ждет штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей. Чуть выше санкции для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Урок: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону.
Ведущий 2: Многие произведения русской литературы учат нас обращаться с финансами, управлять ими. Давайте вспомним произведение «Обломов», И. А. Гончарова.
(студент 4) Выходец из немецкой семьи Андрей Штольц с детства был приучен к финансовой грамотности. Отец рано научил Андрея трудиться и за работу платил ему жалование. Штольц возил товары отца на телеге и работал мастеровым. За это он получал 10 рублей в месяц. Для сравнения, чернорабочие в середине XIX в. получали в месяц до 15 рублей. Уже в 14 лет Штольц один ездил в город по поручениям отца и помогал ему вести дела.
Родители вкладывали много сил и денег в его образование. С 8 лет он занимался географией, литературой, игрой на фортепиано и иностранными языками. Отец основал небольшой пансион, в котором учился Андрей, Илья Обломов и дети соседних дворян.
После завершения университета Штольц поступил на государственную службу, а затем открыл свое дело. Начав с небольшого капитала, он развивает экспортный бизнес, и «из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу». Ему удается много путешествовать, знакомиться с людьми и даже помогать финансовыми советами другу Обломову.
Штольц Обломову: «…Ты будешь получать втрое больше, только я долго твоим арендатором не буду, у меня свои дела есть…»
Урок: финансовые успехи во многом зависят от воспитания и образования. Чем раньше посвятить ребенка в семейный бюджет и научить правильно расходовать карманные деньги, тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни. Ребенок должен понять, что деньги достаются трудом, а их сбережение помогает избегать финансовых проблем. Например, если семейный бюджет не позволяет купить новую игрушку, то варианты покупки можно обсудить с ребенком: предложить откладывать на эту цель мелкие деньги в копилку, найти более дешевую игрушку или продать ненужную свою.
Ведущий 1: Все знают знаменитое произведение И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»
(студент 5) — Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.
— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.
— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.
— Но ведь я, — сказал Остап, — только завтра получу деньги по телеграфу.
— Тогда и разговаривать будем, — заключил упрямый монтер
Остап Бендер — обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный. Все, кто читал произведение или смотрел его экранизацию, очарованы этим персонажем. Из-за этого как-то сглаживается тот факт, что по сути своей Остап — злостный мошенник. К тому же он — превосходный психолог: жертвы его обаяния добровольно отдают ему «ключи от квартиры, где деньги лежат». Сегодня его «талант» имеет специальное название — социальная инженерия.
Вывод 1. Будьте осторожны с предоплатой.
Даже самые умные и осторожные люди иногда попадаются на уловки аферистов. Не следует безоговорочно верить собеседнику, если он, например, пытается выманить у вас оплату раньше, чем передаст товар. Или, как Бендер, просит отдать ему вещь сейчас, а завтра обещает ее оплатить. Также стоит задуматься, если вас просят внести предоплату, чтобы якобы забронировать вещь за собой.
Вывод 2. Насторожитесь, если вас торопят или настойчиво пытаются в чем-то убедить.
Великий комбинатор Бендер обладал невероятным даром убеждения. Сегодня мошенники действуют более жесткими методами: они торопят и давят на жертву, чтобы у нее не было возможности спокойно все обдумать и взвесить. Злоумышленники требуют немедленно перевести деньги, срочно оплатить какую-либо услугу, как можно скорее назвать секретный номер, пароль или код. Запоминаем: явный прессинг, обещание золотых гор или настойчивое убеждение в чем-то — верный признак, что вы имеете дело с аферистами.
(студент 6) М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, − шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.
Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, зеркала исчезли, провалились витрины и табуретки, ковер растаял в воздухе так же, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола».
Во время представления в театре «Варьете» Воланд и его свита устроили в зале денежный дождь и открыли прямо на сцене салон с заграничными предметами роскоши. «Фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь» — кто откажется от такого щедрого предложения?!
Но когда сеанс черной магии подошел к концу, артисты вместе с реквизитом испарились, а свежие купюры оказались резаной бумагой. Те, кто обменял свою одежду на новую, остались в нижнем белье, а подарки профессора и его помощников превратились в «пшик».
Вывод 1. Не ведитесь на «аттракционы неслыханной щедрости».
Манящие речи в стиле «обменяй старую вещь на новую совершенно бесплатно» или «закажи прямо сейчас и получи подарок» — в лучшем случае маркетинговый ход, а в худшем — откровенный обман.
Вывод 2. Проверяйте тех, кому доверяете свои деньги.
В романе зрители соблазнились предметами роскоши, а в жизни чаще ведутся на предложение быстрых и легких денег. Мошенники наживаются на нашей алчности: они организуют финансовые пирамиды, запускают яркую рекламную кампанию и обещают большой доход без особых усилий. Как только фирма соберет достаточно взносов, она просто испаряется, а участники остаются ни с чем. После этого вернуть деньги практически невозможно. Перед тем, как вложить средства в сомнительный проект, стоит проверить компанию в белом и черном списках Банка России.
Ведущий 1: Еще одно произведение Н.В. Гоголя «Шинель» учит нас финансовой грамотности!
( студент 7) Жёсткая экономия — не всегда путь к благосостоянию. К примеру, титулярный советник Акакий Акакиевич — очень бережливый человек. Он ведёт тщательный учёт финансов и живёт в режиме жесточайшей экономии: не позволяет себе никаких развлечений, по вечерам не зажигает свечи, голодает и пьёт пустой чай, а по улицам ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подмёток». Башмачкин получает 400 рублей в год — примерно 33 рубля в месяц. С каждого жалованья он откладывает 33 гроша, и за несколько лет ему удаётся скопить 40 рублей. При таком скромном доходе это достойно восхищения, но деньги Акакий Акакиевич никуда не вкладывает — они лежат мёртвым грузом в запертом на ключ ящичке. Неизвестно, когда именно происходит действие «Шинели», но в год написания повести -1841! Открылась как раз первая в России сберегательная касса, куда можно было положить деньги под проценты. И если бы Башмачкин воспользовался её услугами, ему, возможно, не пришлось так долго копить на новую шинель.
Урок: Времена, конечно, изменились. Но деньги всё равно не должны лежать мёртвым грузом, иначе их съест инфляция! Отнесите деньги в банк, а не прячьте в банке!
Ведущий 2: Скажите, а чем отличается экономный человек от жадного?
(Эти два понятия противоположны друг другу. Жадный человек не желает делится тем, что имеет. Жадность может быть обращена к каким-то вещам или к самим деньгам. Второй случай более сложный, т. к. человек бесцельно копит деньги. Именно бесцельно. Его цель сам процесс накопления.
Экономичный же человек не растрачивает средства, т. к. копит их на что-то. Т. е. у него есть план приобретения чего-то. В то время как у жадного такого плана нет.)
– Как вы думаете, на чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
Также проводим беседу «Как можно сэкономить» (экономия средств)
Пример из сказки. (просмотреть видео сюжет)
В любимой для многих книге Э.Успенского «Трое из Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо. Давайте вспомним диалог героев.
«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете выписывать?
- Я буду «Мурзилку» выписывать.- говорит Дядя Федор
- А я про охоту что-нибудь.- Это шарик
- А я ничего не буду. Я экономить буду».
Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.
Урок : бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог финансового благополучия.
- А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
- Какие дополнительные источники дохода всегда может найти любая семья?
Составляем список (отвечают студенты)
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;
2. Иметь личное подсобное хозяйство;
3. Сдавать в аренду лишнее помещение.
4. Изготавливать на продажу различные вещи.
В этом же мультфильме кот Матроскин жалуется, что в доме нет молока. (просмотреть видео сюжет)
— Надо бы корову купить, — говорит Матроскин.
— Надо бы, а где денег взять? — отвечает Дядя Фёдор.
— А может, занять у соседей? — предложил Шарик.
— А чем отдавать будем? Отдавать надо! — возражает Матроскин.
Матроскин — финансово грамотный кот: прежде, чем занимать круглую сумму, он думает, как будет ее отдавать, оценивает свои доходы и расходы. И неважно, у кого вы занимаете деньги — в банке или у приятеля. Если отдать долг вовремя не удастся, будет испорчена либо кредитная история, либо дружба.
Урок: Прежде чем брать в долг, подумай, как будешь отдавать
Ведущий 1: Давайте обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Чудик»
Как вы можете охарактеризовать героя? (добрый, непосредственный, чувствительный).
Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»? (он не способен подумать, как его поступок будет воспринят, не умеет анализировать, как ребенок).
Какие отношения складываются у Чудика с женой? (его поступки ее раздражают, она даже бьет его шумовкой).
прочитайте отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Чудик». «Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять 10 разъясняла жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде. Но постепенно горечь проходила».
Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?..
Надо было возвращаться домой.
Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать.
Ехал в автобусе и негромко ругался – набирался духу: предстояло объяснение с женой.
Сняли с книжки еще пятьдесят рублей.
Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде. Но постепенно горечь проходила. Мелькали за окном леса, перелески, деревеньки… Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории… Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре, курили.
– У нас в соседней деревне один дурак тоже… Схватил головешку – и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит: «Руки, – кричит, – руки-то не обожги, сынок!» О нем же и заботится… А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным…
– Сами придумали? – строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков.
– Зачем? – не понял тот. – У нас за рекой, деревня Раменское…
Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил…
За какой поступок жена бьет Чудика шумовкой? (он оставил 50 рублей в магазине).
что именно в характере Чудика не нравится его жене? (он непрактичный, похож на ребенка, а не на главу семьи; жена в доме главная).
давайте посмотрим отрывок демонстрация отрывка из мультипликационного фильма «Чудик», снятого по мотивам рассказа В.М.Шукшина.
Почему Чудик обращает внимание на деньги в магазине? Как это его характеризует? (он хотел доставить людям радость, у него даже не возникает мысли забрать деньги себе, пока никто не видит).
Почему он не возвращается за деньгами? (вдруг все подумают, что он решил прикарманить чужие деньги, что он нечестный).
что вынуждены сделать герои рассказа, чтобы Чудик все-таки смог съездить к брату на Урал? (снять со сберегательной книжки еще 50 рублей).
Какая семейная ценность пострадала в результате необдуманных трат Чудика? (семейный бюджет).
Что же такое семейный бюджет? Из чего он может состоять? (примерные ответы студентов). Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).
Бюджет – схема доходов и расходов определенного объекта (одного человека, семьи, организации), устанавливаемая на определенный период времени ими.
А зачем нужен семейный бюджет? (семейный бюджет позволяет контролировать деньги в семье и правильно их распределять).
Чтобы понять, из чего же состоит семейный бюджет и как он работает, необходимо разобрать его на составные части. В семейном бюджете есть две составляющие: доходная часть и расходная часть.
Распределите картинки. Какие из них относятся к доходам, а какие к расходам.
Правильно. Сформулируйте определение доходов и расходов.
Доходы – это деньги или материальные блага, получаемые физическими или юридическими лицами при выполнении ими каких-либо действий, связанных с получением вознаграждения или прибыли за эффективность хозяйственной деятельности.
Расходы семьи – это затраты (издержки) на потребление материальных или духовных благ человека.
Как же формируется семейный бюджет? Попробуйте написать формулу, по которой его можно рассчитать. (Семейный бюджет = Доходы семьи - Расходы семьи).
Попробуйте проанализировать поведение Чудика в магазине с точки зрения его финансовой грамотности.
(Как он распорядился финансами и как должен был поступить?).
Ответы студентов
Давайте рассмотрим следующую финансовую операцию на примере поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Чичиков с детства привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Он свято помнил и выполнял наказ отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой».
Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н.В. Гоголю А.С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением.
Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование.
Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.
Решение финансовой задачи
Цена ревизской души — до 500 руб., залоговая стоимость — 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина — 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) — это дает 416 душ (из текста известно, что всего душ было более 400). Тогда средняя цена — 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль,
Уроки шестой и седьмой. В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года.
Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.
4.Подведение итогов мастер- класса.
Таким образом, книга - это зеркало жизни. К книге как к источнику света тянется и стар и млад. Как ни крути - она является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и ситуации. Произведения, рассмотренные, сегодня являются актуальными в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют по сей день.
Произведения, которые мы сегодня рассмотрели, актуальны и по сегодняшний день, так как проблемы, обозначенные в них, существуют и по сей день.
В произведениях, которые мы проанализировали, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определены последствия неправильного обращения с денежными средствами. На конкретных примерах мы рассмотрели приемы работы над формированием финансовой грамотности. Конечно, очень трудно составить какой- то инструментарий для оценивания результатов формирования этого направления ФГ. Тем более мы только в самом начале этого пути. Эти универсальные учебные действия, которые нужны будут в дальнейшей жизни.
Может быть, вы приведете свои примеры оценки поведения литературных героев?
Нам кажется, что оценку поставит сама жизнь!
Большое спасибо всем за продуктивную работу!
Всем желаем стабильного финансового благополучия!
Д.з. сочинить свою финансовую сказку