Мастер - класс
Цель: поделиться опытом по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать целесообразность их применения.
Задачи:
1. Раскрыть особенности орфографических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.
Тема занятия: «В гостях у орфограмм. Орфографические игры»
Цели: упражнение в правописании слов с орфограммами в корне.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммами в корне;
- упражнять в применении способа орфографического действия;
- работа над формированием УУД.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уроке;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Личностные:
Коммуникативные:
уметь оформлять мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре;
Познавательные:
уметь решать орфографические задачи;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
I.Организационный момент.
Дорогие ребята, я очень рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий.
II. Самоопределение к деятельности.
М…сква, пер..он, шар.., …вёс, пиро..., тер..араса, к.рандаш, телеграм..а, Рим…а, тр..винка. (Слайд 2)
(ОРФОГРАММА)
-Ключевое слово урока «Орфограмма». (Слайд3)
-Что означает слово «орфограмма»?
Орфограммы приглашают нас в гости
-Ребята, а что вы делаете в гостях?
- В какие игры можно играть на уроках русского языка
- С какой целью мы будем играть в орфографические игры?
Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Поиграем, друг мой милый,
Думаю, что все поймешь! (Слайд 4)
II. Орфографические игры
1. Игра в мяч. Составление кластера «9 орфограмм»
Для начала давайте вспомним, какие орфограммы нам знакомы?
- Я называю слова, а вы назовите орфограмму, которую надо знать, чтобы написать слово безошибочно.
-Марс, дрова, объездить, сугроб, сумма, печка, доблестный, пловец, м-ама, ма-ма (Слайд5)
2. Работа в паре.
Восстановите последовательность алгоритма действий при работе с орфограммой
Выбрать способ
Найти……
Закрепить
Определит тип …..
Применить на практике. (Слайд 6)
3. Моделирование орфограммы
-Скажите, какая орфограмма приглашает нас в гости?
(Слайд 7)
А, О, Е, И, Я
-Как надо проверять безударные гласные?
Игра «ХЛОПУШКИ»
-Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне).
-Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова.
Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, , в..лна, в...здушный, в...сёлый,
д...лёкий .
Вариант: не делимся на команды, а на букву Е хлопаем в ладоши, на букву И – кладем ладошки на стол. Слушаем внимательно.
р..ка, л..щи, л..цо, цв..тет, скр..пит, ш...стёрка, кр...кливый.
-На наших ладонях находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за наше эмоциональное состояние, и сейчас, хлопая в ладоши, мы не только повторили правописание слов, но и отдохнули и улучшили свое настроение, поэтому теперь можем переходить к серьезному упражнению... Что, не хочется? Тогда снова будем играть!
Работа со стихотворением – рифмовкой
4. Орфографическое лото
-Прочитайте, что написано на следующем слайде
Дать волю (Слайд 8)
-Как вы понимаете это выражение.
-Назовите буквы согласных звуков в словах.
-Какую орфограмму повторим сейчас?
Эта фраза поможет вам запомнить непроизносимые согласные
Карточки со словами звез?ный, доблес?ный, чу?ство, со?нце, опас?ный, вкус?ный
-Какое правило помогло вам выполнить задание? (Слайд 9)
5. Между двумя школами проходят соревнования в форме военной игры. «Радист» передаёт сообщение: «Под сломанной берёзой спрятан кот! Ищите!» «Разведчики», конечно, старательно ищут этого котяру, который зачем-то был спрятан под берёзой, естественно, безрезультатно. Игра проиграна.
-Почему ребята проиграли?
(«код» и «кот» разные слова, у них разное значение, они изменяются по- разному, у них разные родственные слова) Вот какая ситуация, которая может сложиться из-за пренебрежения правилами русского языка или элементарного их незнания. А виноват во всём «радист», пославший своих искать вместо «кода» домашнее животное.
-На какой вопрос дал ответ этот случай? ( Ясно, зачем надо знать орфограммы)
-Как проверяем парные согласные? (Слайд 10)
Интерактивная игра «Гостях у орфограмм»
6. Игра «Каляки –маляки»
- Какая орфограмма сейчас нас приглашает в гости? (Слайд 11)
Иногда, чтобы запомнить непроверяемую гласную интересно, надо «оживить «букву, создать её «образ» в конкретном слове.
Слово трудное попалось
– Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву.
Не забудем никогда.
Аллея, карандаш, восток. (Слайд 12)
7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. (Слайд 13)
Быт… орф…графически грам…тным – значит уметь п…сать без ош…бок.
III. Итог
-Для чего нам нужен изученный материал?
-Ребята, а как вы думаете, можно ли человека, знающего орфографию назвать культурным человеком?
(Человека, знающего орфографию, можно без сомнения назвать культурным. Русский человек, родившийся и живущий в России, должен знать правила русского языка, правила правописания это знак уважения к самому себе, своей стране, культуре)
- Что помогло нам подружиться с орфограммами?
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока,
Но это замечательно
И очень увлекательно!
-Оцените свою работу на уроке