Мастер – класс «Высокий уровень эмоционального интеллекта, как навык эффективного взаимодействия с близким окружением».
Я предлагаю вашему вниманию игровой эмоциональным Тренажер «Skhoolkids»- это практический инструмент работы со школьниками.
Это настольная игра, которая направлена не только на решение сложных ситуаций взаимодействия с окружающими, а так же профилактику напряженности между подростком, педагогом, родителем и профилактику суицидов.
В основе данной игры заложены: метод расстановок, систематическая терапия трансактного анализа и когнитивно - поведенческая терапия.
Слайд 3
Автор – педагог и практический психолог Людмила Депутатова.
Сегодня намастер классе мы познакомимся: с правилами игры, игровыми полями «Вопросы» и «Инструменты», проиграем в ролевую игру, применим на практике технику «Эмпатии», проведем рефлексию.
Слайд 4
И так . Правила игры.
В комплект игры входят: игровое поле, карточки ( их 171), фишки; кубик; шпаргалки для педагогов и подростков. Шпаргалки – это техники эффективного взаимодействия.
В этом инструменте собраны все основные проблемные ситуации подростков. Их 80.
Особенностью тренажера является распределение ситуаций по ключевым эмоциям.
Со страхом и грустью работает техника «Эмпатия»
С радостью и доверием – техника «Проговорить правила»
С интересом – техника «Похвалить»
С удивлением и скукой – техника «Поддержка»
И злостью – техника «Защита».
В данную игру можно играть в 4 форматах:
1. Играют одни педагоги между собой;
2. Педагог и подросток;
3. Играют одни подростки между собой, диалог строится в формате уважительного общения из взрослых позиций.
4. Играют одни подростки, в формате в дочки матери. Один игрок - подросток, другой - родитель или педагог.
Когда мы работаем с одними подростками важно соблюдать динамику группы, надо чтобы она была яркая, мощная, энергичная. Что же нам позволит это сделать?
1. Тайминг. Перерывы на отдых. Поработали 30 минут, походили, отвлеклись, выполнили техники переключения внимания.
2. Отслеживаем этапы игры. Завершая этап, мы проговариваем. Например: «Первый этап завершен». После каждого этапа я благодарю игроков. Благодарю небольшим призом (маленькой конфеткой, цветным камушком, грецким орехом). На уровне ощущений это воспринимается так. Мне что – то дали, значит, я все делаю правильно.
Я говорю подросткам «У нас, нет задачи дойти до финиша. Есть задача хорошо обсудить ситуацию и получить приз. Кто работает и раскрывается, тот получает благодарность, то и молодец.
Пройти всю игру за 1 раз нам не успеть. Но это и хорошо. Я спрашиваю ребят. А кто хотел бы в следующий раз встретиться и обсудить другие ситуации. Я их могу спросить, какие ситуации вам интересны, что бы вы хотели обсудить.
Преимущество игры в том, что не надо говорить игроку (педагогу или родителю), что он совершает ошибки, а достаточно поиграть и ответ сформируется.
В игре педагоги ставят себя на место подростка и понимают, почему он так себя ведет и как можно с ним поговорить по – другому.
Моя задача - показать механизм выхода из конфликтной ситуации.
Обычно полноценная игра проходит в течение 1 часа. Сегодня наше время ограничено и потому 1 и 2 этапы я просто расскажу. З этап – ролевая игру, ее мы проиграем.
Слайд 5
Вход в игру и игровое поле «Вопросы».
Для участия в игре я приглашаю 2, 3, 4 подростков. Они выбирают фишки и встают на поле «Старт», каждый своей фишкой. Сегодня мы будем использовать одну фишку, так как у нас демонстрационный формат игры.
Игрок кидает кубик. Выпавшее число на кубике продвигает игрока по полю. По полю продвигаемся, как в обычной настольной игре. Ходилки, бродилки.
И попадаем на поле «Вопросы».
Сейчас я приглашаю, первого игрока подойти к игровому столу.
Представитесь. Хорошо, кидаем кубик. Какая цифра у вас выпала? Идем по клеточкам и попадаем на поле «Вопросы». Я беру колоду «Вопросы» и предлагаю участнику вытянуть карточку.
Хочется отметить, что участники легко дают ответы. Игра снимает тревожность. Игроки рассуждают так « Это не мне такой вопрос задали, это просто так карточка выпала».
А. В. читайте вопрос. «Что вы чувствуете, когда на вас кричат?»
Спасибо отвечать не нужно. Я предлагаю вам пройти и занять место за игровым столом.
Этот вопрос, про нарушение наших личных границ и про то, нужно ли их защищать.
Мы обсуждаем этот вопрос, ребята высказывают свое мнение и все задумываются, а как же они воспринимают ситуацию нарушения личных границ.
Какое у них сформировано отношение к нарушителю (агрессору) и какое отношение к себе.
В колоде «Вопросы» 20 карточек. Например:
- возможно ли насилие в воспитании детей;
- что важнее самостоятельность или аккуратность и др.
Все вопросы связаны с установками человека и воспоминаниями о детстве.
Через простые вопросы мы видим убеждения человека на сегодня и болезненные точки. Анализируя ответы, мы видим, что для человека важно и почему он считает, что так реагировать правильно.
Это диагностический этап.
Слайд 6
Игровое поле «Инструменты».
Инструменты – это способы переключения эмоционального состояния.
И я вновь приглашаю, второго игрока подойти к игровому столу.
Представитесь, пожалуйста. Хорошо, кидаем кубик. Какая цифра у вас выпала? У нас выпала цифра один. Идем по клеточкам и мы остаемся на поле «Вопросы». В этой ситуации снова выбираем карточку из колоды «Вопросы». Читаем задание и обсуждаем с ребятами предложенную ситуацию. Дальше ход переходит к следующему игроку. В нашей ситуации мы попросим Д. А. еще раз бросить кубик.
Бросайте кубик, какая цифра выпала? Продвигаемся по полю и сейчас мы попадаем на поле «Инструменты». Я беру колоду «Инструменты» и предлагаю участнику вытянуть карточку.
Д. А. , читайте задание. «Потеребить мочку уха». Выполнять упражнение не нужно. Спасибо Д. А., прошу вас занять свое за игровым столом.
Инструменты – простые техники, меняющее эмоциональное состояние очень быстро, в течение 2-х минут.
В колоде «Инструменты» 24 карточки. Например:
- умыться холодной водой;
- спеть куплет любимой песни и другие.
Прямо во время игры я предлагаю всем игрокам выполнить предложенное задания. Например: выпала карточка «Посмотреть в окно и назвать, что ты видишь». Мы все встаем, подходим к окну, и ребята по очереди называют кто, что видит. Один видит, что наступила осень и падают листья, другой видит солнышко, третий фантик, который валяется на тротуаре.
Дальше я задаю вопрос игроку, который получил задание: « Что ты чувствуешь сейчас?». «Когда это упражнение может помочь тебе, в каких эмоциях, в каких ситуациях?».
Иногда подросток отвечает однозначно, и тогда я спрашиваю. А какие упражнения переключения внимания знаешь ты, и какие тебе помогают.
Я обращаю внимание подростков, что трансформировать эмоции нужно перед разговором . И что именно они несут ответственность за свое эмоциональное состояние.
Слайд 7
Ролевая игра.
Сегодня мы проиграем одну ситуацию.
А. В. Кидайте кубик и продвигайтесь фишкой по полю.
И мы попадаем на поле «Грусть».
Грусть – это утрата чего – то ценного и важного.
Дальше распределяем роли. Чей ход, тот педагог, сосед подросток.
Чтобы разыграть ситуацию мы попросим А. В. побыть в роли педагога.
А. В. Вы согласны?
А.В.. Да, я согласна
Какую роль вывыбираете: воспитателя, учителя или психолога?
А.В. Я выбираю роль воспитателя.
Хорошо, как мне к вам обращаться, какое у вас будет имя, отчество?
А. В. Я буду воспитателем, я оставлю свое имя и отчество.
А.В. выберите карточку ситуации «Грусть», читайте задание.
А. В. Ребенкане взяли на Олимпиаду, соревнования, а он очень хотел.
Выбираем карточку «Стереотипа». (это то, что не работает, плохо работает и имеет побочные эффекты). Читайте.
А. В. Наказание. «Еще раз это повторится, и ты будешь наказан».
Сейчас ваша задача подумать, как вы построите диалог с подростком, в предложенной ситуации и опираясь на карточки.
А я поговорю с Д. А.
Дмитрий Анатольевич, я предлагаю вам побыть в роли подростка. Вы согласны?
Д. А. Да, я согласен.
Сейчас вам надо представить себя подростком, вжиться в эту роль.
Сколько вам будет лет? Как вас будут звать, как к вам обращаться?
Д. А.Мне 15 лет и меня зовут Иван.
Хорошо. И так ваша задача, уважаемые игроки, разыграть диалог. Говорите то, что считаете нужным, отвечайте так, как хочется вам ответить. Опирайтесь на карточки «Ситуации» и «Стереотипа».
Вы вживаетесь в роли и ведете разговор из своих ролей. Начинает воспитатель А. В.
А. В. - Ну что с тобой Ваня опять случилось? Настроение плохое, огрызаешься, получил замечание в школе. В чем дело?
Ваня – Ничего не хочу, отстаньте от меня, оставьте меня в покое.
А. В. – Я слышал, что тебя не взяли участвовать в новогодней сказке?
Ваня – Да, не взяли.
А.В. – Ну не взяли и не взяли. Дисциплину нарушать нельзя. Еще раз такое повторится и ты будешь наказан.
Ваня – Отстаньте от меня, не хочу ни с кем говорить.
Стоп – игра. Мы видим, что разговор зашел в тупик.
Слайд 8
Иван, что ты почувствовал. Что тебе захотелось сделать?
Ваня – Я почувствовал, что никому не интересен. Никому нет до меня никакого дела. Не важны мои чувства и желания. Почувствовал, что меня не понимают. И всем только что – то от меня надо: надо учиться, надо слушать, надо чтобы отвечал, надо соблюдать дисциплину.
Что тебе захотелось сделать?
Ваня – Захотел, чтобы все отстали от меня и я побыл один, посидел в раздевалке.
Спасибо за ответ.
А. В. что вы почувствовали, что захотелось сделать?
А. В. – Я почувствовала недоумение. Из – за такой простой ситуации (не взяли участвовать в новогодней сказке) подросток нарушает дисциплину и подводит группу.
Что захотелось сделать?
А. В. – Захотелось объяснить, что это не проблема. В жизни будет еще всякое. Захотелось обратить его внимание на то, что он живет в коллективе и подводит всех своими замечаниями.
Спасибо А. В. Мы видим, что воспитатель обесценил ситуацию значимую для подростка, да еще и обещал наказать. Подросток в свою очередь закрылся. Мы видим, что стереотипы не работают, плохо работают и есть побочные эффекты.
Сейчас попробуем построить разговор по - другому. Прежняя ситуация стерта, стерта. Начинаем снова.
Для начала новой игры вам А. В. надо выбрать карточку из колоды «Эмпатия». Выбирайте, читайте задание.
А. В. Я тебя понимаю, ты расстроился из - за того, что
Ситуация та же самая, но вместо стереотипа мы используем в разговоре технику «Эмпатия». Я даю шпаргалку. Здесь прописаны основные этапы техники и фразы.
Слайд 4
Прежде чем начать диалог, я скажу несколько слов.
Важно установить визуальный контакт с подростком. Не нужно вести разговор через всю комнату. Надо подойти к подростку, посмотреть в глаза. Говорим спокойным голосом. Интонация играет огромную роль. Одни и те же слова, сказанные в разной тональности, воспринимаются по - разному. Назидательным тоном сложно и невозможно выразить уважение и понимание. И так А. В. начинает заинтересованно.
А. В. – Ваня, что у тебя случилось, почему настроение на 0.
Ваня – Я получил замечание на уроке математики.
А. В. – Что у тебя случилось?
Ваня – Плохо себя вел.
А.В. – Расскажи, мне интересно, я за тебя переживаю. Ты же хороший ученик, любишь математику.
Ваня – Я психанул.
А.В. – А почему?
Ваня – Меня не взяли актером в новогоднюю сказку.
А.В. – Да, я тебя понимаю, ты хотел выступить, ты хотел показать всем как ты хорошо умеешь играть разные роли. Как ты классно читаешь стихи. У тебя это получается.
Ваня – Да, я люблю выступать.
А. В. – А как ты думаешь, почему тебя не взяли?
Ваня – Не знаю. Нет, знаю, я вспылил на репетиции.
А.В. – А как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Ваня – Ничего, меня уже не возьмут играть в сказке.
А. В. – понятно. А как ты думаешь, что можно сделать, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем?
Ваня – не знаю. Нет, наверное знаю. Надо учиться не психовать.
А. В. – Могу ли я тебе чем-то помочь?
Ваня – Нет, Я справлюсь сам.
А. В. – Хорошо. Если тебе нужна будет помощь обращайся.
Ваня – ладно.
И так стоп игра.
Мы видим, что собеседники договорились.
Ваня, что ты почувствовал, что захотелось сделать?
Ваня. Я почувствовал, что воспитатель ко мне хорошо относится и понимает меня.
Что захотелось сделать?
Захотелось научиться сдерживать недовольство, чтобы меня не исключали из интересных дел.
Спасибо Ваня.
А. В. теперь вопрос к вам. Что вы почувствовали, что захотелось сделать?
Я почувствовала, что смогла поддержать подростка в сложной для него ситуации.
Что захотелось сделать?
Дать возможность Ване самому справиться с этой ситуацией. Тем самым дать понять подростку, что я уважаю его мнение.
Благодарю вас. Теперь вы снова А. В. И Д. А.
Играть роль при всех не просто, и я хочу сказать вам спасибо за вашу смелость и участие в игре.
Подводя итоги нашего мастер класса, я хотела задать вопрос игрокам: «Что вы заметили, что узнали нового, играя в эту игру?»
А. В. Я заметила, что воспитанники слышат наши слова несколько иначе. Мы говорим правильные вещи, а ребенок ждет личной заинтересованности и поддержки.
Спасибо А. В.
Д. А. что вы заметил, что узнали нового?
Я заметил, что играя в игру можно сказать то, что в обычной жизни никогда не скажешь.
Спасибо большое участникам за обратную связь.
У нас сегодня получилась я надеюсь познавательнаявстреча. Мы познакомились с правилами игры, игровыми полями «Вопросы» и «Инструменты», поиграли, применили на практике технику «Эмпатии», провели рефлексию.
Спасибо всем за внимание. На этом наше занятие завершается, до новых встреч.