СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс (выступление)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс (выступление)»

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Ты сам мастер»

Изготовление народной тряпичной куклы.

Учитель изобразительного искусства

филиала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Донское

Меркулова Елена Анатольевна

Цель занятия:  изготовление куклы – оберега из пластиковой бутылки

Задачи урока:

  • формировать знания о бережном отношении к традициям, обрядовой кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу.

  •  корригировать познавательный интерес, восприятие геометрических форм и объединение части в целое, мышление, самостоятельность, мелкую моторику;

  • воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость,   эстетический вкус.

Средства обучения:

  1. Учебные:

Плакаты с поэтапным выполнением куклы, презентация.

  1. Наглядные:

      обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол

  образцы тканей для фронтального показа

  1. Раздаточный материал:

  • лоскуты тканей  

  • инструкционные карты “Изготовление русской народной куклы из пластиковой бутылки»

  • ножницы

  • русские народные куклы  

Ход:

   При современной загруженности наших детей, различными мониторингами, подготовкой к ОГЭ, ЕГЭ роль предметов эстетического цикла постепенно уменьшается. Предпочтение отдают более важным предметам. И сейчас первостепенная задача учителя, построить урок так и найти такие формы и методы работы, чтобы урок был интересным, насыщенным и успешным. Чаще организовывать индивидуальные, групповые формы работы, проектную деятельность, создавать ситуацию успеха на уроке.

Много лет работаю по программе Б. М. Неменского, которая построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о связи нашей жизни с искусством. Программа предусматривает привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Тема моего матер – класса «Ты сам мастер» (изготовление куклы) Эта тема входит в программу 5 класса. Чтобы заинтересовать детей, на уроке применяю групповую форму работы.

Декоративно – прикладному искусству всегда отдают особое предпочтение, поскольку здесь ребята могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других более сложных видов работы. 

 Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение их к изготовлению русской народной тряпичной куклы, но не совсем традиционным способом. Данный вид работы можно продолжить во внеурочной деятельности, в конкурсах.

   Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

   Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

   Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. 

   Обереговые  куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая  кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

   Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

   Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

   Современному ребёнку нужна народная кукла. Главная ценность в том, что ребёнок может сам (под руководством взрослого) её мастерить – кукла становится для ребёнка родной и дорогой, способствует развитию творческих способностей детей. При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию.

Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.

       Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.

Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком. Обращаю ваше внимание на выставку  КУКОЛ.  Здесь вы их видите самые разные.  Кукла – это образ человека,  его маленькая копия.       У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу

Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги изготовить   тряпичную куклу Домохранительницу – Благополучницу в основе ее будет пластиковая бутылка. Этапы работы: создание костюма В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла  не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!