Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого. Наполеон Хилл
Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к развитию необходимых современной личности качеств.
Самостоятельность
Предприимчивость
Конкурентоспособность
Можно научить творчески учиться!
В современном образовании всё более актуальным становится потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Концепция модернизации российского образования предполагает придать обучению индивидуально-творческий характер.
Научить творчеству нельзя. Что же делать мне, как педагогу, в этой ситуации?
Мастер-класс на тему: « Задачи как важнейший компонент рефлексивной культуры учащихся »
Цветкова Дарья Сергеевна
Учитель математики МБОУ СШ №10
Рефлексия
Психология
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души.
Философия
Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.
Педагогика
Компонент мышления (или интеллектуальной деятельности), ори-ентированный на осознание себя в системе познавательной деятельности и межличностной коммуникации.
«Рефлексия – это процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди» (Мудрик А.В)
Обоснование проблемы
Необходимость создать условия для формирования рефлексивных умений у учащихся на уроках, так как в процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач.
Нехватка времени в учебном процессе уделять место, время и специально организовывать процедуры по формированию таких умений.
Поиск эффективных методик для формирования рефлексивных умений учащихся на уроках математики.
Какие возможны препятствия на моем пути?
Что именно мне
необходимо
достигнуть?
Основная идея развития рефлексивных умений – способствовать активному вовлечению учащегося в учебную деятельность на уроках математики
уверенность в себе и в будущем
самореализация
Что конкретно мне
следует делать?
самоизмениние
самонабюдение и самоанализ
- Интеллектуальные
- Интеллектуальные
- Кооперативные
- Кооперативные
- Коммуникативные
- Коммуникативные
- Предметной направленности
- Предметной направленности
Виды рефлексивных умений
Развитие рефлексивных умений осуществляется на всех этапах урока математики, через различные формы организации учебной работы
Урок
Самостоятельная работа, выполненная на уроке
Домашняя самостоятельная работа
Внеурочная деятельность
- Индивидуальная работа с учащимися Внеклассные мероприятия
- Индивидуальная работа с учащимися
- Внеклассные мероприятия
Задачи
Важнейшие компоненты рефлексивной культуры учащихся
Анализ результата
Способы выполнения заданий
Основания своей деятельности
Задания
Со скрытой направленностью на рефлексию
Задачи, решаемые различными способами.
С явной направленностью на рефлексию
С избытком данных
С недостатком данных
Поиск решения
Исследовательский этап
Рефлексивное исследование
1. Задание с явной направленностью на рефлексию:
а) Выпишите в один столбик целые выражения, в другой дробные выражения.
2. Задания со скрытой направленностью на рефлексию :
- задание с недостатком данных
а) алгебра: Первые 30 километров велосипедист ехал со скоростью 10 км/час, затем его скорость изменилась. Сколько времени он затратил на весь путь, который составляет 47 км?
- задание с избытком данных
а) алгебра: сократите дробь
и найдите ее значение при а=1/3, х=2
3. Задание, предполагающее различны способы решения:
а) дана трапеция, у которой боковые стороны равны между собой. Докажите, что углы при основаниях тоже попарно равны между собой.
Рефлексивные беседы
Ассоциативные задачи
Ситуационные задачи
Задачи-провокации
Приём «Стратегия Уолта Диснея»
мечтатель
реалист
критик
Выводы:
В результате развития рефлексивных способностей ученик:
вырабатывает в себе потребность к самообразованию
стабилизирует и гармонизирует свой эмоциональный мир
овладевает ключевыми компетенциями
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Спасибо за внимание!