СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс " Задачи- расчеты как способ формирования деятельностной компетенции обучающихся на уроках математики в начальной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Раскрывается  опыт по обучению  младших школьников   решению практико- ориетированных задач, что  соответствует современным  требованиям  к уроку в условиях перехода к обновленным ФГОС НОО.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс " Задачи- расчеты как способ формирования деятельностной компетенции обучающихся на уроках математики в начальной школе"»

Министерство образования Республики Калмыкия

КРИПКРО г. Элиста , 2022-2023 учебный год









Республиканский семинар «Современное учебное занятие и формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС НОО»

Мастер – класс: « Задачи – расчеты на уроках математики в начальной школе, как способ формирования деятельностной компетенции обучающихся»

Мастер : Середа Мария Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Молодежненская СОШ» Яшкульского района РК

















п. Молодежный, 2022 г



Цель работы : передать опыт по обучению младших школьников решению расчетных задач.

Задачи:

-способствовать повышению мастерства учителя ;

-содействовать профессиональному общению;

-создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой;

- отследить эффективность мастер- класса через рефлексию участников.

Прогноз: слушатели умеют применять деятельностный метод обучения на уроках, как способ формирования математической функциональной грамотности , в условиях реализации обновленных ФГОС НОО.

Ресурсы: карточки с задачами для групповой работы, презентация по теме.



План

1.Вводная часть ( Определение темы, цели и задач мастер- класса)

2.Актуализация знаний по теме «Современное учебное занятие в условиях перехода к обновленным ФГОС НОО

3.Практическая часть.

3.1.Работа в группе по методике «1-2- вместе»

3.2.Из опыта работы. ( Постановка фрагмента урока) 3.3.Алгоритм проектирования задач- расчетов. 4.Рефлексия.

5.Закрытие мастер- класса.

Практическая значимость: данный метод можно применять на уроках всем учителям в условиях реализации обновленных ФГОС НОО







Ход мастер- класса

1.Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему…. девизом которого выступают такие слова « Все познается в действии!»

-Как вы понимаете эти слова ? В этих словах заложена тема мастер- класса. Подсказка.( Вспомните свои уроки математики в школе. Чему вас на них учили? -Со всеми ответами согласна. Но остановимся на роли задач- расчетов.

Свяжите слова: действие + задачи- расчеты + тема семинара. Это поможет нам сформулировать тему мастер- класса ( « Задачи – расчеты, как способ формирования деятельностной компетенции младших школьников на уроках математики» )

-Считаете эту тему актуальной в плане современного урока, в условиях реализации обновленных ФГОС НОО?

( Да, считаем . В обновленных ФГОС уделяется большое внимание формированию функциональной грамотности обучающихся, а системно - деятельностный подход - один из путей ее формирования)

-С темой определились. Давайте определим задачи.

УРОК . Расшифруйте аббревиатуру, применительно к задачам мастер- класса

У – узнать…..( в чем особенность…..

Р - развить ….(умение находить и решать задачи- расчеты)

О – обобщить ( отследить эффективность….)

К – конкретизировать …..

Прогноз . Что ждете от мастер – класса?

- сможем объяснить, что такое практико-ориентированные задания;

- научимся отличать задачи – расчеты от других видов учебных заданий;

- сможем формулировать расчетные задания по заданной теме;

- научимся применять данный метод на своих уроках в условиях обновленных ФГОС НОО

- Спасибо. Молодцы! По окончании работы вернемся к прогнозу, сравним с результатом.
2. Актуализация знаний по теме «Современный урок в начальной школе в условиях реализации обновленных ФГОС»
Современный урок в начальной школе в условиях перехода к обновленным ФГОС НОО… Каков он? Пройдены курсы, прочитано много литературы. Сейчас нужны функционально грамотные выпускники способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться. Современное занятие – это когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы , одним словом, активно действуют все 40 минут. Задачи-расчеты, практико- ориентированные задания, сюжетные задачи, ситуационные задания - это все синонимы. Именно, они делают урок современным. Математика - сложный предмет. Не всегда обучающиеся понимают учебный материал, не видят связи с жизнью. Этому их надо учить. Задача учителя показать , как математические знания могут применяться в жизни, в социуме. В современные действующие учебники по математики включены задачи – расчеты, диаграммы, но их мало. В основном, они присутствуют в рубрике « Страничка для любознательных» в конце тематических разделов учебников математики УМК « Школа России». В последнее время в начальной школе присутствуют ВПР, в которые тоже включены задачи - расчеты. Задачи-расчеты – это математические текстовые задачи, которые раскрывают метапредметные связи и позволяют обучающимся познакомиться со сферами деятельности в которых математические знания могут использоваться. Можно выделить в отдельный вид задач-расчетов задачи, связанные с процессом купли – продажи, с временными промежутками, на расчет коммунальных платежей. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Задачи - расчеты предполагают создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, отчёта, аргументированного мнения, и т.п. Задачи- расчеты – благодатная почва для формирования УУД обучающихся.


Рисунок 1. Отличительные признаки расчетных задач. ( Слайд)

3. Практическая часть. 3.1. Работа в группе по методике «1-2-все вместе». Работа с карточками. Участники отбирают из перечня задачи - расчеты. (Каждый участник группы производит отбор. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос). Задача 1. 2 альбома стоят столько же, сколько 1 блокнот, а 1набор красок в 2 раза дороже , чем блокнот. Посчитайте, хватит ли 700 р., чтобы купить 2 таких альбома, 2 блокнота и 2 набора красок, если один альбом стоит 50 рублей. Данные о покупках запиши в таблицу.
Наименование товара Цена Количество Стоимость
Альбом 50 р. 2
Блокнот
2
Краски
2

Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ? - Вы правильно нашли расчетную задачу. Это задача №1 . Приводятся аргументы (имитация жизненной ситуации, наличие большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных) -Почему задача№2 не является расчетной задачей? - Что нужно сделать, чтобы она стала расчетной ( Построить диаграмму, например)

3.2. Из опыта работы. Мини- проект «Готовимся к празднику»

Я систематически в содержание урока включаю задачи- расчеты при изучении определенных тем, например, площадь прямоугольника и его периметр, меры массы , времени др.Некоторые задачи составляю сама , нахожу в сети Интернет, даю задание детям дома составить задачи- расчеты. Таким образом, дети учатся решать практические задачи. Я заметила, что дети с удовольствием решают задачи- расчеты. В этом году, 50% обучающихся справились с заданиями ВПР, связанные с расчетными задачами. Иногда я выделяю специальные уроки для решения таких задач и ,тогда, они трансформируются в краткосрочные проекты.

- Прошу мне помочь показать фрагмент урока мини- проекта по решению и защите расчетных задач. - Определите, какой результат образования достигается учеником при выполнении каждого из предложенных заданий.

Работа в группе №1

Задача 1. «Украшение класса».( Карточка)

К празднику для украшения класса дети хотят изготовить 4 гирлянды из одинаковых фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 фонарика. Хватит ли им на изготовление 16 листов бумаги?

Ответ: __________

Работа в группе №2

Задача 2. «Расчет пирога» ( Карточка)

Выяснить, что выгоднее купить или испечь пирог дома. Готовый в магазине пирог стоит 150 рублей.

Для приготовления пирога в домашних условиях потребуется:

 МУКА – 250 г - 20 руб.

МОЛОКО – 200 мл – 15 руб.

МАСЛО СЛИВОЧНОЕ – 30 руб.

ЯЙЦА- 3 шт. – по 6 руб.

ЯБЛОЧНАЯ НАЧИНКА – 200г - 20 руб.

 

Ответ: выгоднее ________ домашний пирог.

3.3. Алгоритм проектирования задач - расчетов. Часто возникает необходимость самостоятельно составить задачи- расчеты. Для этого нужно следовать по алгоритму: (слайд) - определить цель задачи, ее место в теме, на данном уроке; - определить виды информации для ее составления; -определить степень самостоятельности обучающихся в получении и обработке информации; - определить форму ответа на вопрос задачи ( однозначный, многозначный..) 3.4 Упражнение в составлении задач- расчетов. ( Подобрать жизненную ситуацию, преобразовать в математическую задачу, дополнить вопросом, решить, проверить) (Рынок: Купили 1,5 кг мяса по цене 320 р. Расплатились купюрой в 1000 р. Сколько получат сдачи? Ремонт. Профориентация ( Масса салата из помидоров, огурцов, редиса 400г. Рассчитать массу помидоров, если масса огурцов 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов. Магазин работает с 10 утра до 10 вечера. Перерыв с 14.00ч.до 15.00 ч. Сколько часов бывает открытым магазин?) 4.Рефлексия. В заключении попрошу продолжить два предложения, которые помогут провести рефлексию . На мастер - классе побывали…….. Работа в мастер-классе мне….. - Считаете, наш предварительный прогноз подтвердился? ( да ) . С помощью цветной фишки или баллов каждый участник мастер-класса оценивает свою работу .(Максимальный балл-20. минимальный- 12 б.

5.Закрытие мастер-класса

Спасибо за внимание, за работу. Мы учим не для школы, а для жизни.

Желаю в Новом учебном году успехов в решении жизненных задач.


.