"ЗАГАДКА
КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ЗАГАДКА
- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
ВИДЫ ЗАГАДОК
НАРОДНЫЕ
АВТОРСКИЕ
ТИПЫ ЗАГАДОК
КАФТАН НА МНЕ ЗЕЛЁНЫЙ
А СЕРДЦЕ, КАК КУМАЧ,
НА ВКУС КАК САХАР СЛАДОК,
А САМ ПОХОЖ НА МЯЧ.
- ЗАГАДКИ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЦЕЙ
БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ,
БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ
ТИХО ТАК, ТИХО ТАК
В ПОДПОЛЬЕ В КАМОРКЕ
ЖИВЁТ ОНА В НОРКЕ
СЕРАЯ МАЛЫШКА
КТО ЖЕ ЭТО?
ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК,
ВЫЙДЕТ ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК.
ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
ЗАГАДКИ
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
ПРОБЛЕМЫ:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
ФОРМЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ЗАГАДОК
- Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
- Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
- Составление загадок дома по опорным таблицам.
МЕТОДИКА
СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК
ПО
ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ
1 ЭТАП
Предварительная работа:
Научить детей сравнивать предметы.
« На что похоже?»
2 ЭТАП
Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первый способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
2. Выбор объекта
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
Забор
«Чем отличается?»
Пила
Трава
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?»
«Чем отличается?»
Забор
Пила
Нельзя лазить
Не пилит
Трава
Не растёт
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО.
Составление загадки о расчёске
Загадка:
Как забор, но нельзя лазить
Как пила, но не пилит
Как трава, но не растёт .
Второй способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)»
«Что такое же?»
2. Выбор объекта
СОЛНЦЕ
«Какое?»
«Что такое же?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
СОЛНЦЕ
«Какое»
«Что такое же? »
Яркое
Круглое
Жаркое
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?»
СОЛНЦЕ
«Какое»
Яркое
«Что такое же? »
Круглое
Лампа
Жаркое
Колесо
Огонь
5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.
Составление загадки о солнце
Загадка:
Яркое, а не лампа?
Круглое, а не колесо?
Жаркое, а не огонь?
Третий способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?»
«Кто (что) делает такое же действие?»
2. Выбор объекта
КОМАР
«Что делает?»
«Кто (что) делает такое же действие?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
КОМАР
«Что делает?»
«Кто (что) делает такое же действие?»
Летает
Пищит
Кусается
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?»
КОМАР
«Что делает?»
«Кто (что) делает такое же действие?»
Летает
Пищит
Самолёт
Мышка
Кусается
Собака
5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.
Составление загадки о комаре
Загадка:
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?
Тренинг ( как,но ) Ноутбук
На что похоже?
Чем отличается?
- Нельзя сесть
- Но можно легко носить с собой
- Нет страниц
Мышь (а,не)
Какая,(какой?какое?)
Что такое же?
Дятел (а,не)
Что(кто ) делает?
Что (кто ) делает такое же действие?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!