СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Загадка, как средство развития речи дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Загадка, как средство развития речи дошкольников"»

"ЗАГАДКА

КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЗАГАДКА - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

ЗАГАДКА

- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

ВИДЫ ЗАГАДОК НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ

ВИДЫ ЗАГАДОК

НАРОДНЫЕ

АВТОРСКИЕ

ТИПЫ ЗАГАДОК  Описательные КАФТАН НА МНЕ ЗЕЛЁНЫЙ   А СЕРДЦЕ, КАК КУМАЧ,   НА ВКУС КАК САХАР СЛАДОК,   А САМ ПОХОЖ НА МЯЧ.

ТИПЫ ЗАГАДОК

  • Описательные

КАФТАН НА МНЕ ЗЕЛЁНЫЙ

А СЕРДЦЕ, КАК КУМАЧ,

НА ВКУС КАК САХАР СЛАДОК,

А САМ ПОХОЖ НА МЯЧ.

 ЗАГАДКИ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ  ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЦЕЙ БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ, БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ ТИХО ТАК, ТИХО ТАК  ЗАГАДКИ - РИФМЫ  В ПОДПОЛЬЕ В КАМОРКЕ ЖИВЁТ ОНА В НОРКЕ СЕРАЯ МАЛЫШКА КТО ЖЕ ЭТО?   ЗАГАДКИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ  ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК, ВЫЙДЕТ ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК. ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
  • ЗАГАДКИ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЦЕЙ

БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ,

БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ

ТИХО ТАК, ТИХО ТАК

  • ЗАГАДКИ - РИФМЫ

В ПОДПОЛЬЕ В КАМОРКЕ

ЖИВЁТ ОНА В НОРКЕ

СЕРАЯ МАЛЫШКА

КТО ЖЕ ЭТО?

  • ЗАГАДКИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ

ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК,

ВЫЙДЕТ ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК.

ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?

ЗАГАДКИ  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;   помогают увидеть вторичные значения слов;   формируют представления о переносном значении слова;   помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

ЗАГАДКИ

  • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

  • помогают увидеть вторичные значения слов;

  • формируют представления о переносном значении слова;

  • помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
ПРОБЛЕМЫ:  - невнимательно слушают текст загадки;   - не запоминают полностью содержание загадки;   - полностью или частично не понимают текст загадки;   - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;  - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

ПРОБЛЕМЫ:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК  Составление загадок коллективно для одного отгадчика.  Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.  Составление загадок дома по опорным таблицам.

ФОРМЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАГАДОК

  • Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

  • Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

  • Составление загадок дома по опорным таблицам.

МЕТОДИКА  СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК ПО  ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ

МЕТОДИКА

СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК

ПО

ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ

1 ЭТАП  Предварительная работа:  Научить детей сравнивать предметы. « На что похоже?»

1 ЭТАП

Предварительная работа:

Научить детей сравнивать предметы.

« На что похоже?»

2 ЭТАП Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам Первый способ 1. Составление опорной таблицы вида: «На что похоже?» «Чем отличается?»

2 ЭТАП

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» 3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» Забор «Чем отличается?» Пила Трава

2. Выбор объекта

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

Забор

«Чем отличается?»

Пила

Трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила Нельзя лазить Не пилит Трава Не растёт 5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО.  Составление загадки о расчёске

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Нельзя лазить

Не пилит

Трава

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО.

Составление загадки о расчёске

Загадка:   Как забор, но нельзя лазить   Как пила, но не пилит   Как трава, но не растёт .

Загадка:

Как забор, но нельзя лазить

Как пила, но не пилит

Как трава, но не растёт .

Второй способ 1. Составление опорной таблицы вида: «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» 2. Выбор объекта СОЛНЦЕ «Какое?» «Что такое же?»

Второй способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же?»

2. Выбор объекта

СОЛНЦЕ

«Какое?»

«Что такое же?»

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?» СОЛНЦЕ «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое Жаркое 4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?» СОЛНЦЕ «Какое» Яркое «Что такое же? » Круглое Лампа Жаркое Колесо Огонь

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

СОЛНЦЕ

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое

Круглое

Жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?»

СОЛНЦЕ

«Какое»

Яркое

«Что такое же? »

Круглое

Лампа

Жаркое

Колесо

Огонь

5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.  Составление загадки о солнце Загадка:  Яркое, а не лампа?  Круглое, а не колесо?  Жаркое, а не огонь?

5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.

Составление загадки о солнце

Загадка:

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Третий способ 1. Составление опорной таблицы вида: «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» 2. Выбор объекта КОМАР «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?»

Третий способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто (что) делает такое же действие?»

2. Выбор объекта

КОМАР

«Что делает?»

«Кто (что) делает такое же действие?»

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?» КОМАР «Что делает?»  «Кто (что) делает такое же действие?» Летает  Пищит Кусается

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

КОМАР

«Что делает?»

«Кто (что) делает такое же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?» КОМАР «Что делает?»  «Кто (что) делает такое же действие?» Летает  Пищит Самолёт Мышка Кусается Собака 5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.  Составление загадки о комаре

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?»

КОМАР

«Что делает?»

«Кто (что) делает такое же действие?»

Летает

Пищит

Самолёт

Мышка

Кусается

Собака

5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ.

Составление загадки о комаре

Загадка:  Летает, а не самолёт?  Пищит, а не мышь?  Кусается, а не собака?

Загадка:

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

 Тренинг  ( как,но )  Ноутбук   На что похоже? Чем отличается? Диван Компьютер Нельзя сесть Но можно легко носить с собой Нет страниц Книга

Тренинг ( как,но ) Ноутбук

На что похоже?

Чем отличается?

  • Диван
  • Компьютер
  • Нельзя сесть
  • Но можно легко носить с собой
  • Нет страниц
  • Книга
Мышь  (а,не) Какая,(какой?какое?) Что такое же?

Мышь (а,не)

Какая,(какой?какое?)

Что такое же?

Дятел  (а,не) Что(кто ) делает? Что (кто ) делает такое же действие?

Дятел (а,не)

Что(кто ) делает?

Что (кто ) делает такое же действие?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!