Вашему вниманию представляею комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста, направленный на укрепление свода стопы и ее правильного формирования.
В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Для этой цели используются упражнения в "подошвенном сгибании" стопы, а также движения вокруг вертикальной оси голеностопного сустава,и выполняются они из различных исходных положений: сидя, лежа, стоя.
Вместе с тем, чтобы не перегружать еще неокрепшие мышцы, на первых порах нужно чаще использовать упражнения, выполняемые из исходного положения сидя и лежа, причем работу по профилактике плоскостопия необходимо проводить систематически, постепенно увеличивая нагрузку.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх.
«Ловкие ножки»
1. И. П. лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края.
2. И. П. лежа на спине. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол, разводить пятки в стороны, возвратиться в и. п.
После серии движений расслабиться.
3. И. П. тоже, поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
4. И. П. Руки упор сзади, ноги согнуты в коленях. Поочередно выпрямляем ноги в коленях, носок на себя.
«Спортсмены»
1. И. П. лежа на спине, ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы прикасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стопы.
2. И. П. лежа на спине, положить согнутую в колене ногу на колено другой полусогнутой ноги. Проводить круговые движения стопы в одну и другую сторону. Сменить ноги, проделать другой ногой.
3. И. П. лежа на спине. Скользящие движения стопы одной ногой по голени другой с одновременным обхватом голени. То же, другой ногой.
«Смельчаки»
1. И. П. Сидя на полу упор сзади, ноги согнуть в коленях, стопы параллельно - приподнятие пяток вместе.
2. И. П. То же. Тыльное сгибание стоп, вместе и поочередно.
3. И. П. Сидя, упор сзади. Приподнимание пяток одной ноги, с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
4. И. П. То же. Ноги выпрямить в коленях, сгибать и разгибать стопы.
«Веселые мячики»
1. И. П. Руки упор сзади, ноги согнуты в коленях. Прокатываем мяч ногами вперед-назад. То же другой ногой.
2. И. П. Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Круговыми движениями катаем мяч правой и левой стопой поочередно.
«Веселый зоосад»
1. "Танцующий верблюд"
И. п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.
2. "Забавный медвежонок"
И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь ("по-медвежьи ").
3. «Веселый пингвинчик» И. п. - стоя на внутренних краях стоп, руки на пояс Ходьба на внутреннех краях стоп, поворачивая носки вовнутрь ("как пингвинчики ").