СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Masterclass elena

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Masterclass elena»

Приветствие…

-Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

-Тема моего мастер-класса Вам известна: «Методы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе».

-Я полагаю, что среди присутствующих тоже есть педагоги, отдающие предпочтение данной технологии, не так ли? Я очень рада, что нахожу в аудитории своих единомышленников. Надеюсь, у нас будет заинтересованный обмен опытом.

-Я сформулирую свою цель так: «Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»

Истина там, где есть вопрос, либо проблема.

-Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:

«Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.

Это составные компоненты проблемного обучения.

На слайде вы видите хорошо известную структуру проблемного метода обучения. Все начинается с проблемы. Для большинства из нас создать проблему на уроке – не проблема. А вот что с этой проблемой делать дальше, какой путь решения проблемы выбрать, как спрогнозировать и выдвинуть гипотезу – задача не из лёгких. Поэтому я решила начать с приема «Дорога размышлений». Это прием формулирования гипотезы, через анализ проблемы.

-Что на ваш взгляд главное в технологии проблемного обучения? (поставить и формулировать проблему)

- Это и есть формулирование темы и вопроса для дальнейшего исследования.

-Достаточно ли просто поставить проблему? Как быть дальше? (надо искать пути решения проблемы)

- Что значит, на ваш взгляд, искать пути решения проблемы? (подумать, что необходимо сделать, чтобы решить проблему).

- То есть сформулировать гипотезу.

Что же заставляет гипотезу появляться на свет? (наши знания, опыт, наблюдения)

- Предположим, я приду на урок во 2 класс и скажу ученикам, чтобы они решили систему неравенств. Справятся? Конечно нет! Почему? У них нет знаний, необходимых для решения систем неравенств. Значит проблема возникает, когда появляется противоречие между тем, что уже мы знаем и тем что не знаем. Получается, что проблема возникает на границе известного и неизвестного. Чтобы мотивировать деятельность каждого к получению новых знаний, использую прием «Дорога размышлений», т.е. анализ проблемной ситуации.

Проблемной ситуацией для нас сегодня станет сказка. Используя данный приём, мы постараемся вместе проанализировать текст сказки, найти и поставить проблему и выдвинуть гипотезу. Работать будем в группах, и все свои наработки заносить в инструкционную карту. Необходимые для работы материалы у вас находятся в синих конвертах.

Давайте вначале познакомимся с текстом сказки. Я прочитаю вам эту сказку.

Жила-была прекрасная Принцесса, которую злой Колдун заточил в башню. И сколько бы она ни пыталась выбраться из башни, у неё не получалось, хотя она перепробовала все методы. И только бесстрашный Принц сможет освободить ее.

К башне подходили пять дорог. И поставил злой колдун на охрану каждой дороги пятерых злых и свирепых магов. Одного звали Лень, другого Страх, третьего Важность, четвертого Жадность, пятого Безответственность. И любопытно было Колдуну, сможет ли хоть кто-нибудь спасти Принцессу.

И разослал Колдун весть по миру о том, что прекрасная Принцесса ждет в башне Принца и хочет выйти замуж. А надо сказать, что поблизости было пять королевств, в которых жили пять принцев. И каждому из них пришла весть о принцессе.

Принцы надели доспехи, взяли оружие и сев на коней, отправились спасать Принцессу. Каждый ехал по своей дороге и понимал, что им надо одолеть злого Колдуна и магов Лень, Страх, Важность, Жадность, Безответственность.

- Вначале выделим из каждого абзаца текста ключевые слова или словосочетания, которые нам помогут сформулировать проблему. Сделаем это вместе на примере первого абзаца.

Проходит обсуждение в аудитории и выводим ключевые слова 1 абзаца.

- Давайте посмотрим, как вариант, что же у нас получилось?

Ключевые слова: принцесса в башне, заточил колдун, спасет бесстрашный принц.

-Аналогично я попрошу вас сейчас поработать в группах, чтобы выделить ключевые слова каждого абзаца и подчеркнуть их в тексте. 1 группа поработает со 2 абзацем, 2 группа – у вас 3 абзац и 3 группе достается 4 абзац.

Проходит обсуждение в группах и выводим ключевые слова.

- Какие ключевые слова выделила 1 группа во 2 абзаце?

- 2 группа в 3 абзаце?

- Что получилось у 3 группы в 4 абзаце?

- Объединим наши ключевые слова и посмотрим на слайд, что же у нас получилось, как вариант.

- Теперь используя все ключевые слова, постарайтесь сформулировать одну проблему всего текста и записать её в облако проблем в инструкционных каратах 1-2 предложениями. Обратите внимание, если у нас есть общие для всего текста сказки ключевые слова, то и проблема у нас должна быть единая.

Проходит обсуждение в группах и выводим проблему.

- Какую проблему на основе ключевых слов сформулировала 1 группа?

- 2 группа? - 3 группа?

- Формулировка проблемы разная, но смысл проблемы одинаковый. На этом этапе формулировки проблемы, очень важно объяснить детям, что поскольку мы анализируем один и тот же текст, ключевые слова у нас одинаковые, то и проблема у нас должна быть одна. Посмотрим на слайде, как вариант.

- Еще вначале мы выяснили, чтобы появилась гипотеза нужна проблема. А чтобы понять проблему, надо её проанализировать. Анализ данной проблемы мы проведем по 3 этапам.

 1 этап – описать реальную ситуацию, т.е. ту ситуацию, которая есть на данный момент, 2 этап – описание желаемой ситуации, чего мы хотим добиться, 3 этап – описать условия, при которых в данной ситуации возможен положительный результат и проблема будет решена.

Я попрошу вас, уважаемые коллеги, вновь поработать в группах на инструкционных картах. Постарайтесь проанализировать нашу проблему.

1 группа будет описывать реальную ситуацию, 2 группа – желаемая ситуация, 3 группа – условия при которых возможен положительный результат.

Проходит обсуждение в группах и выводим анализ проблемы.

- Давайте посмотрим, какова реальная ситуация при анализе нашей проблемы?

- Чего мы хотим добиться, т.е. желаемая ситуация?

- При каких условиях возможен положительный результат?

- Обратите внимание на слайд, мы провели анализ проблемной ситуации, происходящей в тексте сказки.

- У нас остается заключительный этап - формулировка гипотезы.

Я рекомендую вам использовать при формулировке гипотезы связку слов «если…., то…..». В инструкционных картах есть поле «гипотеза», обсудите со своими коллегами и выведите гипотезу, используя данную связку слов.

Проходит обсуждение в группах и выводим гипотезу.

- Гипотезы почти идентичны. Сверим с одним из вариантов.

 Пройдя по дороге рассуждений, на свет появилась гипотеза. Этот прием можно использовать при анализе литературного текста, анализируя сложные составные задачи. Прием «Дорога рассуждений» носит общепедагогический характер, т.к. его можно использовать на разных уроках не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звеньях.

В конце мастер-класса остается лишь добавить, что, используя этот или другие приемы работы в технологии проблемного обучения, мы выходим за пределы образовательного стандарта, учим детей мыслить творчески и неординарно. У учеников появляется интерес, уверенность в своих силах, глаза светятся от счастья, когда понимаем, что истина найдена и открытие совершено!

Спасибо за сотрудничество, за живое и открытое общение, за поддержку на нашем мастер-классе.