СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастеркласс по теме "Приемы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности на уроке истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная деятельность на уроках истории -эффективная форма быстрого и интересного усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«Мастеркласс по теме "Приемы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности на уроке истории"»

Тема: «Приемы и технологии организации проектной и исследовательской деятельности на уроке истории».

Форма работы: мастер-класс.

Цель мастер-класса: Совершенствовать профессиональную компетентность и обобщение опыта в области использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход мастер-класса:

Учитель: Добрый день, коллеги! Сегодня я познакомлю вас с тем как организую проектно-исследовательскую деятельность на уроке истории.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  
Цель: Совершенствовать профессиональную компетентность и обобщение опыта в области использования проектно-исследовательской деятельности на уроках истории.

В процессе работы у нас есть необходимость разделиться на группы. Я предлагаю вам выбрать ту группу, название которой вам показалось наиболее близким, понятным. Отнеситесь к этому и в шутку, и всерьёз.

Названия групп: «Мастера коллажа», «Специалисты по компьютерным технологиям», «Эксперты-аналитики». Каждая группа будет работать самостоятельно, и по мере необходимости всем будет оказываться нужная помощь, но это произойдёт немного позже.

Здесь и сейчас я хочу поделиться с вами тем, что проработала и прочувствовала сама, а также отработала вместе со своими учениками на уроках истории и обществоведения. Ведь говорят, «век живи – век учись», но всем хорошо известно, что технологию, однажды созданную автором, повторить невозможно – её необходимо изучать, исследовать и даже тогда речь может идти только об использовании отдельных элементов. И в этом случае их необходимо изучить, исследовать, попробовать и даже тогда это не всегда может принести желаемый результат.

Проект – слово, слишком популярное в наши дни, и особенно в образовании. Но, несмотря на явную популярность проектов, вокруг этой темы существует множество споров и разногласий: что мы понимаем под таким известным словом - «проект»? нужны ли проекты? а, если да, то все ли проекты стоят того, чтобы их выполнять или любой проект уже несет положительный результат для его создателей.

В современном мире огромное количество творческих профессий, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что более творческую профессию, чем профессия учителя, найти трудно. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные, интерактивные. Наиболее интересными в наше время считаются интерактивные методы, когда в корне меняются отношения «педагог - ученик». Одним из таких методов и является метод проектов. Педагог теряет свою лидирующую и контролирующую роль, он становиться участником творческого процесса:

Воспитанник определяет цель – педагог помогает ему в этом;

Воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует источники;

Воспитанник выбирает – педагог содействует;

Воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности. Таким образом, каждый ребёнок способен творить, и то, что он делает под руководством учителя сегодня, завтра он сделает самостоятельно.

Метод проектной деятельности на уроках хорошо отражает и современный личностно- ориентированный подход.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с V класса. В этом классе учащиеся не владеют знаниями проектной работы, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.

В V-VI классах она, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационного (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Древний Египет», «Воображаемое путешествие в Древний Восток»); творческого (например, «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века») и ролево-игрового («Иван Грозный – гений или злодей?» (суд)). Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.

Работа над проектами включает в себя 3 этапа.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап Погружение в проект

На этом этапе выбирается тема проекта Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач (Почему это важно для меня лично?) Зачем мы делаем проект?)

2 этап Организация деятельности

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап Осуществление деятельности

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап Презентация

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, представляют готовый продукт, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

Современное общество ставит перед образованием новые задачи и предъявляет новые требования к организации учебной деятельности учащихся. Ведь современные дети уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому основной задачей учителя является подготовка и выпуск в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, правильно усваивать её и превращать в знания и навыки продуктивного общения с окружающей средой , в том числе при помощи техники и Интернета. Ведь, как сказал в далёком прошлом знаменитый философ Сократ, «назначение учителя – помочь родиться мысли ученика», которая впоследствии даёт возможность делать что-нибудь самостоятельно, проявлять себя, пробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат.

Для меня самой проектная технология стала возможностью реализовать свои идеи и идеи своих учеников на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание идеальной «естественной» среды – и есть основная миссия педагога. Он не просто учитель, а инициатор интересных идей и начинаний, провоцирующий активность учащихся. Ибо, как говорила Ф. Найтингейл, «никогда нельзя упускать возможность поддержать практическое начинание, даже самое маленькое, ибо зачастую в горчичном зерне скрывается настоящее чудо».

Начало нашей деятельности было положено малыми краткосрочными проектами, которые реализовывались прямо на уроках.

Хочу сказать, что метод проектов, как современная педтехнология, вполне себя оправдывает и позволяет:

  • Каждому проявить себя как творческая личность.

  • Каждому заниматься тем, что ему по душе.

  • Получать знания на принципах проблемного обучения.

  • Развивать навыки самостоятельной работы.

  • Развивать умения самовыражения, самоопределения и самореализации.

  • Воспитывать целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма и ответственности.

Китайская мудрость гласит: Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда.

Поэтому прямо сейчас, работая в группах, мы с вами попробуем сделать то, чего нет, но что может быть сделано, если приложить некоторые усилия.

А сейчас – небольшой эпизод из фильма, благодаря которому вы догадаетесь о теме наших мини-проектов.

И так, тема «Олимпийские игры». Задания группам: (в конвертах)

  1. Используя метод коллажа, описать начало истории олимпийских игр в Древней Греции.

  2. .

  3. Охарактеризовать плюсы и минусы проектной технологии, составить пакет замечаний и предложений по использованию проектной технологии в школе.

(группы работают над мини - проектами)



Мы услышали и увидели много теоретического материала, попробовали себя в работе над проектами, услышали конкретные замечания и предложения по использованию проектной технологии на уроках. Я буду рада, если эти материалы пригодятся и вам.

Согласитесь, работать вместе было довольно интересно. А как вы считаете? Хотелось бы услышать ваше мнение, а для этого используйте высказывания знаменитых людей (в конвертах). (участники высказывают свои мысли)

Спасибо всем за работу, а закончить хочу наше занятие очень интересной легендой.

Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить, ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого …Внимание задание 1 группе: Продолжите высказывание мудреца о первой фигурке. (в одно ухо влетает, а из другого вылетает). Вторая напоминает человека, который… Внимание, задание 2 группе: Продолжите высказывание мудреца о второй фигурке (едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим.) Третья же фигурка схожа с тем… Внимание задание 3 группе: Продолжите высказывание мудреца о третьей фигурке (кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце).

Я хочу, чтобы всё услышанное вы также пропустили через своё сердце, тогда у вас всё получится.

Ну, а сейчас обратите внимание на наш необычный градусник. На нём 4 деления: я остался холоден, от этого ни жарко, ни холодно, я почувствовал тепло, я прямо загорелся. На ваших столах лежат маленькие градусники, и мне бы хотелось, чтобы вы поместили их напротив одного из делений, тем самым выразив своё отношение к происходящему сегодня.

Спасибо!





6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!