СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ (Статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье будет интересно узнать о том, почему важно формировать коммуникативные УУД обучающихся с ОВЗ и как может быть задействоаана мастерская, для достижения этого результата

Просмотр содержимого документа
«Мастерская как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ (Статья)»

Станковская Дарья Сергеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Руководитель: преподаватель, Чавыкин В.А.

МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация: статья рассматривает использование мастерских как действенного средства формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значимость практических занятий и взаимодействия среди детей для развития необходимых социальных и коммуникационных навыков.

Ключевые слова: мастерская, обучающиеся с ОВЗ, коммуникативные УУД, образовательные технологии, социальное взаимодействие.

Современное образование требует включения в учебный процесс различных подходов, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ. Мастерские, как форма активного обучения, представляют собой практичный инструмент для достижения этой цели. В условиях инклюзивного образования создание комфортной и заинтересованной среды способствует развитию у детей необходимых навыков общения и взаимодействия.

ОВЗ- «ограниченные возможности здоровья». Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролирoвать действия друг друга, уметь догoвариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, сoтрудничать как с учителем, так и сo сверстниками [1].

Они влияют не только на успешность обучения млaдших школьников, но и на процесс социализации и развития личности в целом. Этим обусловленa особая важность формировaния коммуникaтивных универсальных учебных действий для обучающихся с ОВЗ. ормирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно по нескольким причинам:

  • Социализация. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков у детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими. Формирование УУД помогает детям с ОВЗ стать более общительными, открытыми, активными и уверенными, что делает их более адаптированными в обществе. 

  • Успешность обучения. Сформированная в начальной школе коммуникативная компетентность становится базой УУД в средней и основной школе. 

  • Преодоление жизненных проблем. Формирование УУД помогает детям с ОВЗ научиться преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели. 

  • Взаимодействие с педагогическим персоналом. Для учащихся с ОВЗ важно сформировать умение взаимодействовать с педагогическим персоналом по вопросам медицинской помощи, создания специальных условий в образовательном учреждении, о своих потребностях и правах в организации учебного процесса.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ важно для их полноценной интеграции в общество и успешной адаптации к жизни.

Одной из форм для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения является мастерская. И.А. Мухина пишет, что «педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности». В мастерской происходит процесс сотрудничества и творчества обучающихся, педагог-мастер взаимодействует с учениками, они спокойно могут передвигаться по классу, разговаривать и помогать друг другу, что является ключом в коммуникации друг с другом (Рис.1).

Рисунок 1. Модель организации мастерской для обучающихся в начальной школе

В исследованиях педагогов и психологов подчеркивается важность формирования коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ [2].Мастера в образовательном процессе становятся не только наставниками, но и социальными партнерами, способствующими развитию социализации обучающихся [4].

Для исследования были использованы качественные методы, в том числе наблюдение, анкетирование и анализ результатов практических занятий в мастерских. Образовательные занятия проводились в форме работы в группах, что способствовало активному взаимодействию детей.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Повышение уровня навыков общения у детей с ОВЗ, оцененное через наблюдение за их взаимодействием внутри групп.

2. Увеличение интереса к учебному процессу: более 70% участников мастерских отмечали желание участвовать в следующих занятиях.

3. Успешное развитие навыков сотрудничества и командной работы, что подтвердили как учителя, так и родители обучающихся (Рис. 2)

Рисунок 2. Анализ исследования

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мастерские являются действенной формой работы, участие в ней способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, таких как умение общаться, работать в команде, решать проблемы и принимать решения вместе. Изучение исследования по данной теме поможет мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности. В дальнейшем рекомендуется углубленное исследование влияния различных форм организации мастерских на развитие социального взаимодействия и коммуникативной компетентности обучающихся.



Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021.

  2. Лебедев, А. 2019. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Журнал специального образования, с.45-50.


  1. Кузнецова, И.2020. Мастерские как форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогика и психология, с.30-36.



  1. Сидорова, Е. 2021. Развитие мотивации к учебе у детей с ОВЗ. Эффективное образование, с. 22-27.