СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская конструирования знаний «Прошу тебя, пиши мне письма»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская познакомит школьников с традициями и примерами эпистолярного жанра, обучающиеся узнают, как появилась письменность, соберут рабочий материал для того, чтобы написать письмо личного характера.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская конструирования знаний «Прошу тебя, пиши мне письма»»

Мастерская конструирования знаний

«Прошу тебя, пиши мне письма»

Цели мастерской:

- способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра, акцентировать внимание школьников на ценностях родного языка;

- развивать навыки творческого письма, умение отбирать языковой материал для написания письма личного характера;

- воспитывать внимательное отношение к слову, эмоциям, которые оно вызывает.

Ход мастерской:

Прошу тебя, пиши мне письма

В наш громкий век им нет цены.

Т.Кузовлева

1 . Индуктор.

Учитель: Любите ли вы получать письма? Да?! Отлично. Почтальон принес для каждого из вас письмо. Вы рады? Какие чувства вы испытываете, получив известие о письме? Напишите об этом.
Учащиеся записывают: радость, удивление, любопытство, желание поскорей открыть и прочитать и т.д.
II.Социализация записанного.
А теперь я вам вручу письма, которые присланы для вас. Откройте их, прочтите. (Вручение писем 4 группам )
Я вижу ваши недоумевающие взгляды. Вы ничего не поняли. Но именно такими были первые письма.

Для чтения учащихся предлагаются письма, написанные языком кипу, вампум, клинописью, пиктографией.


III. Само- и социоконструкция. Поработайте в группах с материалами из энциклопедий и сделайте краткие сообщения. Если у вас по ходу рассказа будут возникать вопросы, записывайте их.

Рабочий материал для I группы.



Это пример пиктографического письма. Так индейские племена обращались к конгрессу США.

Пиктографическое письмо (от лат. рiсtus — нарисованный и греч. gгаfos — пишу) (рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Известно со времен неолита.

Это так называемое шумерское письмо. В 4 тысячелетии до н. э. шумеры начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Число таких знаков было порядка тысячи, и каждый из них в шумерском языке связывался с определенным словом, позднее слогом. К середине третьего тысячелетия словесно-слоговое письмо складывается в систему. С ускорением письма рисунки знаков упрощаются, и число их сокращается до 600. Шумеры писали на сырой глине треугольными тростниковыми палочками, входящими в глину под углом и создававшей клиновидное углубление. Поэтому шумерская письменность получила название клинописи.

Клинопись - письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла ок. 3000 до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись — идеографически-ребусное, позже словесно-слоговое письмо.
Клинопись — название, вошедшее в науку с начала ХУIII в. (введено Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней Азии, до времен господства так называемого финикийского алфавита. Название соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы:
первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях, шумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря
материалу — глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях, причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь независимо, получило несколько иной, хотя, в общем, и сходный вид. Изобретение клинописи принадлежит древнейшим, досемитическим шумерам.


Рабочий материал для группы II.

Древнеегипетское письмо - система письма, существовавшая у
обитателей долины Нила с конца 4 тысячелетия до н. э.; египетское название — «медет нечер» (божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» — «священные знаки». Дешифровано Ж. - Ф. Шампольоном.
Египетский язык образует особую группу афразийской (семитохамитской) языковой семьи; его носители осели в долине Нила около 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники — надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта (кон. 4 тыс. до н. э.; в т. ч. знаменитая палетка Нармера) — представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (т. н. пиктограммы; изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно, означало, что «царь захватил 6 тысяч пленных»), сочетаются с написанием царских имен известными по более поздним текстам звуковыми знаками.
Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства (около 32-28 вв. до нашей эры). Всего в ней около 700 знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка и смысловые фонемы.
Иероглифическое письмо состояло из знаков — «рисунков», предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле; оно возникло непосредственно из древнейшей пиктографии и существовало до начала нашей эры.
Иератическое (от греческого «иератикос» - жреческий») письмо сложилось к началу Древнего царства (ок. 28 в. до н. э.) из иероглифического письма, знаки которого стали более схематичными для удобства письма тростниковой палочкой и чернилами на папирусе или осколках камня и керамики. Иератическое письмо использовалось в З тыс. до н. э. — начале н. э. для записи литературных и религиозных текстов и деловых документов; с течением времени оно меняло начертания знаков.
С сер. 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных текстов; новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке.
Письмо возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения. Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии.


Рабочий материал для III группы.


Еще одна из разновидностей древнего письма — вампум.
ВАМПУМ (от индейского wampumpeag — нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племен Северной Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин.


Это пример письма кипу.


Кипу означает завязывать узел или просто узел; это слово также понимают как счет (сuentа), потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: были нити только одного цвета, другие — двух цветов, другие — трех, а другие — и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких виток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая — серебро, а красная - воинов.


Предметы, не обладающие специфическим цветом, располагались по своему порядку, начиная от предметов наивысшего качества и значения, постепенно переходя к менее ценным, каждая вещь в пределах своего вида или рода, как бывает у злаковых и овощей. Возьмем для сравнения культуры Испании: вначале идет пшеница, затем ячмень, затем горох, бобы, просо и т. д. И точно так же они вели счет оружию, ставя вначале то, которое считалось самым благородным, как-то: пики, а затем дротики, лук и стрелы, дубинки и топоры, пращи и все остальное оружие, которое они имели. А когда речь шла о вассалах, они давали отчет по жителям каждого селения, а затем вместе каждой провинции: в первой нити они фиксировали стариков от шестидесяти лет и больше; во второй — зрелых людей от пятидесяти и выше, а третья фиксировала сорокалетних, и так по десять лет вплоть до грудных младенцев.



Рабочий материал для IY группы.


Создателями звуковой системы письма, которой мы пользуемся сейчас, были финикийцы. Почти все восточные системы письма связаны с финикийским письмом, достоинством финикийского письма была простота начертания букв, их небольшое количество (22 буквы), строгая закрепленность формы и порядка расположения. Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. Но у финикийцев были буквы только для обозначения согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись.

Затем в начале первого тысячелетия до нашей эры возникает греческое письмо, где уже есть различия для гласных и согласных звуков, а направление письма — слева направо. Долго трудились древние греки над созданием своего письма. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет прибавлялось по 2-З буквы. На основе восточно-греческого письма сложилось и наше славянское письмо. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

IY. Социализация.

Y. Запишите слово «письмо» и подберите ассоциации к этому слову.

Учащиеся записывают следующие ассоциации (примерный вариант)

(Примерный вариант)


Марка Конверт Почта Радость
радость марка конверт рисунок

почта ожидание новости веселье

Ванька Жуков друзья печаль родные

теплота любопытство открытие бабушка

Сабина Хабаровск Германия Узбекистан

Дайте толкование слова «письмо».

Примерные ответы учащихся.

  • Написанное и присланное сообщение от кого-либо

  • Система знаков для написания текста

YI. Работа с культурным аналогом.

Сравните свое толкование слова со словарной статьей из толкового словаря под редакцией С.И. Ожегова и добавьте то значение, которого у вас нет.
Письмо - 1 .Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с конца 4-го начала 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография).
2. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Написать письмо. Получить письмо. Отправить письмо.
З.Умение писать. Учиться письму. Искусство письма.
4.Манера художественного изображения. Икона старинного письма.


YII. Социоконструкция.

Именно радость и удивление вы испытывали, когда я вам сказала о письмах, присланных вам. Написать хорошее письмо — настоящее искусство, и сегодня на уроке мы будем учиться писать письма личного характера.
Сейчас все больше в моде SMS-письма, электронная почта и общение в Интернете. Но именно письмам, написанным милым почерком близких нам людей, мы можем сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Письма близких оставляют в нашей памяти самые прекрасные, радостные и, увы, горестные, скорбные чувства, хорошие и плохие новости. Мы можем взять в руки сохранившиеся письма и благодаря им восстановить в памяти события нашей жизни. Перечитывая изданные письма писателей, ученых, выдающихся людей своего времени, понимаешь, чем жили эти люди, что чувствовали.


А сейчас мы обратимся к личной переписке, обратите внимание на речевые обороты, которые употребляются, на то, как начинается каждое из писем и как заканчивается. Каждая группа получит письма, и вам предстоит, выяснить, по какому алгоритму строится письмо.

Рабочий материал для групп:

***

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка. Самое главное, береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты. Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

Николай Островский


***

А. Н. Батюшковой
23 марта 1810. Москва


Любезная Александра, я узнал, что ты в Хантоново, и не могу понять, мой милый друг, причины, которая тебя принудила так рано зарыться в снегах. Ты ко мне пишешь так редко и так коротко, что из твоих слов я ничего понять не могу. Я знаю, что ты сокрушаешься, мой друг. Если б я мог что-нибудь сделать для вас, то первый был бы рад всем пожертвовать. Я чувствую цену твоей дружбы.

Павел Алексеевич здесь. По всему видно, что получит, наверное, место. Я крайне нуждаюсь в деньгах, мне в Петербург прислать надобно 500. возьми оброку 1000, если можно вперед, и пришли, ради Бога, к святой неделе. Это мне самому больно, да делать нечего. Мне самому больно думать, не расстроим ли мы бедных крестьян. Занять — да это трудно.

Кофею не покупай для себя, я тебе высылаю полпуда.
Прощай, целую тебя и Вареньку. С тобой ли она?


Да будет Бог вам защитник .
Константин Батюшков


***

Вчера я получил твое письмо. Лар; ты пишешь, что приедешь ко мне без запросов, заявлений и прочего. Не могу передать тебе, как я огорчен этим. Право же, ты могла бы доверять моим настояниям в этой области. Завтра или послезавтра вы появитесь, полюбуетесь на забор и уедете несолоно нахлебавши. Я уже не говорю о потраченных впустую силах и времени...Дружок мой, я накануне всяких бытовых перемен; разумеется, они будут к лучшему. Передай Ире Глинке: я не загрустил. Я грущу не больше, чем раньше о себе; просто с каждым днем все больше ощущаю конкретную основу наших с Андреем впечатлений — во многом умозрительных, даже абстрактных. Не на себе ощущаю. Этот процесс, очевидно, неотвратим. Я не могу жить с закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Но я почти уверен, что мне не грозит опасность отчаяться; я очень надеюсь, что все это превратится в литературу. Еще раз: письма Иры, даже самые, с ее точки зрения, бестолковые, доставляют мне огромную радость.


14/Y (1996 г.)
Твой Ю.Даниэль

28 декабря 1907 г., суббота, Петербург




Здравствуйте, милая Соня!


Ах, Соничка, я пережила здесь такую боль; во двор, на котором я прогуливаюсь, часто приезжают военные повозки, полные мешков, солдатских шинелей и рубах, часто запачканных кровью... их сгружают, распределяют по камерам, штопают и латают, а затем снова отправляют войскам. Недавно пришла такая повозка, но запряжены в ней были не лошади, а буйволы. Я впервые увидела так близко этих животных. Они посильнее наших коров и у них большие бархатные глаза. Их привезли из Румынии, это — военные трофеи... Солдаты, пригнавшие повозки, рассказывают, что стоило большого труда поймать этих диких животных, а еще труднее приучить к упряжке, поскольку они привыкли быть на свободе. Их ужасно били: к ним применимо выражение «Горе побежденному». Этих животных, привыкших к пышным румынским лугам, кормят мало и плохо, заставляют перевозить тяжести, многие из них подыхают. Несколько дней назад пришла повозка с мешками. На повозку было наложено так много грузу, что буйволы не могли перетащить ее через порог при въезде в ворота. Солдат, сопровождавший повозку, жестокий парень, стал так безжалостно избивать их толстым кнутовищем, что надзирательница в возмущении закричала, чтобы он пожалел животных. «Нас, людей, никто не жалеет!» - ответил он, злобно улыбаясь, и стал бить еще сильнее. Животные напряглись и, наконец, одолели горку, но один из буйволов был весь в крови... Соничка, ведь кожа буйволов вошла в поговорку из-за своей толщины и прочности, а она была изорвана. Когда шла разгрузка, животные, измученные, стояли совсем тихо, а буйвол, который кровоточил, уныло смотрел перед собой, и выражение его черной морды и бархатных глаз было как у заплаканного ребенка. Да, именно как у ребенка, которого жестоко наказали, а он не знает, за что и почему. Я заплакала, глядя на него. За самого дорогого человека не будешь так переживать, как я переживала, глядя в своем бессилии на его страдания. Как далеки и навеки утеряны сочные пастбища Румынии! По- иному сияло там солнце, дул ветер; по-иному звучали прекрасные песни птиц и мелодичный звон пастухов.

А здесь — этот ужасный город... О, мой бедный буйвол, мой бедный любимый брат, мы оба с тобою стоим здесь, понуро и бессильно опустив голову, мы едины с тобой в своей боли, бессилии и тоске.
Сонюша, дорогая, несмотря на это, будьте покойны и бодры. Такова жизнь, и таковой ее нужно принимать с улыбкой, храбро и мужественно — несмотря ни на что.


Пишите скорее, обнимаю Вас, Соничка.
Ваша Роза Люксембург


***

Дорогой Павлик!


Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда полнеба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну...


Пока, до свидания Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг Коля


YIII. Комментарий учителя.

Для чего же были написаны все эти письма? Для чего мы с вами пишем письма?
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно узнать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

IX.Социализация работы групп.


Алгоритм написания письма


1. Приветствие или обращение, имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте, приветствую вас... дорогой друг, милая мама и т.д.
2. Вступление — вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. Очень благодарен вам за письмо.., большое спасибо, что помните обо мне.., как вы поживаете.., что у вас нового..
З. Основная часть — изложение информации, предположительно интересной адресату. 4. Заключение — выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания (с уважением к вам..., с нетерпением жду ответа...)


X. Самоконструкция. Участникам мастерской предлагается написать письма личного характера и потом обменяться ими.

XI. Социализация писем (по желанию авторов).
25.05. 07
Здравствуй, милая Таня! *1


Где ты собираешься отдыхать на летних каникулах? Я решила поехать на Черное море. Там я еще ни разу не была, но говорят, что там очень хорошо.
Жду не дождусь дня, когда закончатся занятия в школе. Осталось потерпеть еще три дня. Учебный год заканчиваю на «4» и «5». А как у тебя дела?
Если хочешь, можешь приехать погостить к нам. Здесь, в деревне, очень хорошо: все вокруг зелено, прекрасная погода, речка, лес. Дышится легко и хочется все время быть на воздухе и восхищаться красотой природы. Постоянно меняются краски: на фоне зеленой травы появляются сначала желтые пятна одуванчиков, которые затем превращаются в белый пух; затем — разных оттенков фиолетовая кипень сирени и ее одурманивающий запах. Но в этом году почему-то не цвели сады. Я всегда радуюсь их цветению, в это время у меня на душе прямо какой-то праздник. Приезжай, прошу, к нам, ты еще увидишь красоту летнего разнотравья, и мы, как в прошлом году в купальскую ночь будем искать цветок папоротника и стеречь дом от мальчишек. Передавай привет своим родителям, пусть не болеют.

Пока, пиши мне побольше.
Твоя подруга Линда

Приветик, подружка!


Я очень по тебе соскучилась. Как только получишь мое письмо, сразу
же дай ответ. Что у тебя нового? Как ты сдала экзамены? Наверно, погода у
вас отличная. Правда, в городе очень душно, нечем дышать, не сравнить с
тем, как у нас, в деревне. Здесь недавно произошел забавный случай: у
одного городского мальчишки, приехавшего к бабушке на выходные,
закружилась голова от избытка кислорода. Ты его знаешь. Это Андрей.
Приезжай ко мне в гости летом. Будем с тобой ходить на речку, в лес по грибы и ягоды, а вечерами, как всегда, танцы. Приедут все наши знакомые из Питера, Москвы, Ярославля, Калуги и Смоленска.
На твой день рождения я уже купила тебе подарок. Только не скажу какой.
Всем от меня передавай привет. Я очень соскучилась. Целую. До свидания.


25.05.07


XII. Социоконструкция.

Ребята, вы обратили внимание, что я читала ваши личные письма вслух только с вашего разрешения. Не знаете, почему?
Существует так называемая тайна личной переписки. Переписываясь с кем-либо, мы должны соблюдать определенные правила. Давайте подумаем, какие это правила и совместно запишем их. Участники мастерской работают в группах над правилами личной переписки.

XIII. Социализация.

Правила переписки (в распечатанном виде на партах):

Правила хорошего тона требуют ответа на каждое письмо. Не откладывай в долгий ящик ответ и не пиши его в спешке. Если сразу нет времени ответить, лучше не медля отправить открытку – промежуточную весточку;
- тот, кто хранит старые письма, должен относиться к этому очень внимательно. Бывает неприятно, когда маленький ребенок неожиданно находит пачку маминых писем и начинает играть в почтальона, разнося их по соседям;

- в конце отпечатанного текста письма личного характера, надо написать хотя бы несколько строк от руки. Приглашения, поздравления и соболезнования пишутся только от руки.
- такие замечания, как «Прошу извинить за плохой почерк, но я очень спешу, потому что хочется отправить письмо с сегодняшней почтой», не могут служить извинением за неразборчивый почерк;
- тому, кто не в ладах с орфографией, лучше сначала заглянуть в орфографический словарь, нежели отправлять письмо с массой ошибок;
- письма личного характера нужно строить логически. Иному может показаться, если пишешь подряд все, что приходит в голову, то это свидетельствует о доверительном отношении автора к адресату. Но такая манера письма свидетельствует лишь о том, что вам лень собраться с мыслями;
- порядочному человеку не пристало писать анонимные письма;
- по возможности в письмах надо избегать приписок. Но если это необходимо, следует написать роst sckriptum (P.S.), после чего дописать, что нужно, и поставить свои инициалы, возможно дату и подпись;
- неприлично заглядывать в письма, открытки, адресованные другим. Переписка всегда касается только тех, кто ее ведет.


XIY. Самоконструкция. На письмах, которые вы получили, было написано: «Тане», «Линде», «Васе» и т.д. Как вы думаете, дойдет ли такое письмо до адресата? Конечно, нет. Ведь на письме не указан адрес.
Я вам раздам открытки с правильно написанными адресами, разработайте правила написания адреса на конверте. По аналогии запишите свой адрес.


Правила заполнения конверта
От кого
Скокова М.И.
Откуда д. Раевка, Монастырщинский район, Смоленская область
Индекс 216 159


Кому
Грищенковой Т.И.
Куда г. Смоленск , ул. Пушкина, д. 23, кв.45
индекс 214 023


XY. В завершение мастерской познакомимся с необычным письмом. Это письмо Сергея Александровича Есенина матери.


Письмо матери


Ты жива ль еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.


Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Засадил под сердце финский нож.


Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.


Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.


Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни довелось.


И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.


Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.


Учитель: Ваши мысли, чувства, вызванные этим посланием.


Скоро вы покинете стены нашей школы, может быть, уедете учиться куда-нибудь далеко, я прошу вас, не забывайте своих родителей и пишите им почаще.

XYI. Домашнее задание. Представьте, что вы учитесь где-то вдалеке от дома, напишите письма своим родителям, правильно заполнив конверт.


XYII. Рефлексия.


Вот и подошла к концу наша мастерская. На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Письмо» и понравился урок, то выберите лепестки с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).

Наш цветок готов, оказывается, не все мы смогли узнать за мастерскую. Поэтому на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы.
Обратите ваше внимание на эпиграф к мастерской:
Прошу тебя, пиши мне письма,
В наш громкий век им нет цены.
Пишите письма, ведь именно они заставляют нас задуматься о многом и многое понять, живо рисуют нашему воображению картины жизни наших родственников или друзей по переписке.



Методический комментарий к мастерской конструирования знаний «Прошу тебя, пиши мне письма»

В качестве индуктора на мастерской участникам предлагается письма в конвертах, написанные языком кипу, вампум, клинописью и т.д. учащиеся, привыкшие к знаковому письму оказываются в немного затруднительной ситуации: они ничего не могут понять из написанного.

Возникает информационный запрос. Как прочитать написанное? А письма ли это или только рисунки? Этот вопрос помогут решить рабочие материалы, из которых учащиеся, как возникла письменность, которую мы до сих используем.

Следующее задание на самоконструкцию: участники мастерской записывают ассоциации к слову «письмо», дают толкование.

Работа с культурным аналогом – словарной статьей из словаря под редакцией С.И.Ожегова – помогает учащимся определить значение слова «письмо».

Как будто все понятно, но сможем ли мы написать обыкновенное письмо так, чтобы адресату было интересно его читать? Существует ли алгоритм написания письма? На эти и другие вопросы поможет ответить работа с письмами писателей, ученых, обыкновенных людей.

Алгоритм написания письма определен, участники мастерской приступают к написанию письма личного характера. На этапе социализации авторы писем по желанию зачитывают их вслух.

На этапе социоконструкции участники мастерской размышляют над правилами личной переписки и записывают их.

В завершение мастерской ребята знакомятся с «Письмом матери» С.А.Есенина, записывают свои чувства, эмоции, вызванные этим стихотворным посланием. В завершение мастерской – рефлексия: участники составляют цветок из вопросительных и восклицательных знаков. Как правило, в цветке больше восклицательных знаков. А это значит, что после мастерской ребята, наверняка, напишут хотя бы несколько писем.



1 Письма публикуются с разрешения авторов