Мастерская конструирования знаний
«Слово дано человеку, животным – немота»
Цели мастерской: актуализировать в сознании участников мастерской представление о языке как о важнейшем средстве человеческого общения;
- продемонстрировать неполноту знаний по данному вопросу и возможность построить свой взгляд на проблему и пути ее решения;
- воспитывать бережное отношение к языку как средству общения, создать диалоговое пространство в рамках решения вопроса «язык как основное средство человеческого общения».
Ход мастерской:
Индуктор.
Как вы думаете, можно ли представить себе жизнь без телевизора, электричества и без языка. Запишите.
2. Социализация. Примерные ответы учащихся.
- Жить без телевизора трудно, но можно. Наши прабабушки и прадедушки жили без телевизора. К ним домой не приходили театр, кино, спортивные соревнования. Фильмы они смотрели только в кинотеатре, жили дружнее, больше общались друг с другом.
- Без электричества жить нелегко. Мы знаем, что раньше люди писали и читали при свечах и при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.
- Жизнь без языка представить совершенно невозможно. Мы не сможем ни общаться друг с другом, ни читать, ни слушать.
3. Социоконструкция. Каждой группе (класс разбивается на 4 группы) предлагаются карточки с текстом. Просим участников информировать о написанном, не используя слов.
Текст на карточке:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно приятным светом
По листам затрепетало.
Каждая группа получает один и тот же текст, но учащиеся об этом не знают. Один учащийся из группы с помощью жестов и мимики показывают написанное, участники других групп должны догадаться, о чем идет речь.
4. Социализация.
Примерные варианты ответов:
- Ты бежишь ко мне, чтобы отвести меня в лес.
- Ты приходишь ко мне и улыбаешься.
Комментарий учителя: Видите, варианты ответов разные, хотя текст был дан один и тот же.
5. Самоконструкция. Внимательно причтите фразу: «Язык является основным и важнейшим средством человеческого общения». Поделите эту фразу на смысловые части.
6. Социализация. Примерные варианты разделения фразы: язык – основное средство общения; важнейшее средство общения; средство человеческого общения.
7.Деконструкция. Действительно ли язык является основным и важнейшим средством человеческого общения. По этому поводу ученые-лингвисты до сих пор спорят. Поработайте с предложенными вам материалами. Сформулируйте свою точку зрения по проблемам, затронутым в текстах.
Рабочий материал для I группы:
Выскажите свое мнение по вопросу: «Можно ли, не используя слова догадаться о содержании передаваемого нам сообщения?»
У К.Г. Честертона есть рассказ, в котором повествуется о профессоре Чадде. Профессор сошел с ума, перестал разговаривать и начал странно приплясывать, выделывая непонятные движения ногами. Все думают, что он сумасшедший, пока его друг не обнаруживает, что фигуры, которые выделывает профессор, образуют определенные последовательности. Он догадывается тогда, что профессор совсем не сошел с ума, а придумал - для проверки своих научных гипотез – особый способ передачи информации и испытывает, сумеют ли окружающие догадаться, что он так общается с ними, и смогут ли они расшифровать его сообщения. Окружающие сумели догадаться, о чем им хотел сообщить профессор.
***
Когда в прошлом веке в Южной Америке высадился европейский путешественник и, встав утром, начал чистить зубы, наблюдавшие за ним индейцы убили его, решив, что он занимается неведомым им колдовством. Они, в силу своего развития, «прочли» его действия не как гигиенические упражнения, а как магический ритуал, и это привело к печальным последствиям.
***
В Древнем Риме, решая судьбу побежденного гладиатора, зрители выражали свою волю жестами. Большой палец, поднятый вверх, означал пощаду, опущенный вниз – смерть. У русских, например, палец, поднятый вверх, означает «отлично», опущенный вниз – «плохо».
Кивок головой вместо ответа используется многими народами. Когда русский человек кивает, это означает «да», у болгар – «нет». Болгары откидывают голову назад в знак отрицания, а покачивают головой, когда соглашаются. Представьте, что к вам в гости приехал болгарин, прекрасно говорящий по-русски, но не владеющий русской системой жестов. Вы спрашиваете у него: «Хочешь чаю?». Тот в ответ мотает головой. «Ну, ладно», - говорите вы и продолжаете разговор, а ваш друг почему-то обижается.
Рабочий материал для II группы.
Предположите, только ли с помощью языка люди могут передавать какое-либо сообщение или информацию друг другу.
***
У древних греков есть легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых она пожирал. Никто не мог спастись от него. И никто не мог победить его. И вот отважный юноша Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль и договорился с отцом о том, что при возвращении цвет парусов будет сигналом победы или гибели.
И вот отважный Тесей победил Минотавра и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу и всматривался в морскую даль. Счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но … его корабль шел под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль и разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
***
В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, переговариваются друг с другом с помощью свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится далеко.
Во время войны остров был захвачен фашистами. И партизаны, боровшиеся с захватчиками, передавали друг другу сообщения с помощью свиста, а враги ничего не понимали.
***
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым». Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огнь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем, на третьем, четвертом, пятом холме. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.
***
Одни и те же символы могут у разных народов обозначать различное. Допустим, Вы видите изображение зайца. Если вы в России, и вас сравнили с зайцем, значит, вы трусливый человек.
А вот в Западной Африке заяц – олицетворение мудрости.
А если в ответ на гостеприимство японца мы сделаем определенный жест у горла, чтобы показать, что совершенно сыты, это произведет на него тягостное впечатление, так как у японцев такой жест может означать только обезглавливание или увольнение с работы.
Рабочий материал для III группы.
Существует множество теорий, согласно которым могут общаться между собой не только люди, но и животные также могут «разговаривать». Так ли это? Работая с текстами, предположите, какие основания были у исследователей считать, что «разговаривать» могут не только люди.
***
Американский журналист Юджин Линден рассказал о такой обезьяне по имени Уошо. Она оказалась удивительным существом, хотя вначале была самой обыкновенной обезьяной. Когда ей исполнился год, она попала к ученым, которые хотели выяснить, умеют ли обезьяны говорить. Обезьяны очень похожи на людей, но речевой аппарат у них совсем другой. И тогда ученые стали обучать Уошо языку жестов. Им пользуются глухонемые от рождения люди.
Вначале Уошо «отправили» в человеческую жизнь. Она была роскошной: обезьяна владела собственным домом, где были кухня, столовая, спальня и ванная. На кухне стояли плита и холодильник. Окаймляла дом площадка для игр.
Началось обучение Уошо языку. И вот она произнесла первое слово: подушечки ее пальцев коснулись друг друга. Это означало «еще». Она попросила дать ей еще вкусненького. Наверно, бананов. Этим жестом обезьяна попросила, чтобы ее пощекотали еще (а обезьяны, в отличие от нас с вами, очень любят, когда их щекочут), погладили и еще научили другим словам.
Просьбы Уошо выполнялись: через пять лет она знала уже 160 слов и умела ими пользоваться. Но ученым хотелось, чтобы Уошо общалась на этом языке не только с людьми, но и с другими обезьянами. Для этого ее перевезли в обезьяний питомник и на некоторое время, пока ей не приготовили дом, поместили с другими обезьянами.
Уошо была потрясена переменой, произошедшей в ее судьбе. И тогда она стала… скандалить. Никто и никогда не обучал Уошо ругательствам, и ей пришлось изобрести ей самой. Вцепившись в решетку и яростно дергая ее, обезьяна просила выпустить ее на свободу и дать ей попить. Смотритель не реагировал на ее просьбы, но обратил внимание, что Уошо делает еще один жест: ударяет себя тыльной стороной ладони по подбородку, что означает «грязный». Разъяренная обезьяна кричала: «Грязный Джек, дай попить!» очевидно, из всех слов, которые знала Уошо, это казалось ей самым подходящим для ругательства. Наверно, она была довольна своим изобретением, потому что охотно им пользовалась и придумывала другие, похожие на это ругательства. Например, грязной она называла мартышку, а сородичи- обезьяны, которые ей не нравились, были для нее «черными тварями». Вы, конечно, догадались, что Уошо овладела языком жестов так, что сама смогла некоторым словам дать переносный смысл и придумывать слова.
***
В Нью-йоркском зоопарке ученый записывали на магнитофон «болтовню» обезьян. Но начался дождь, и эксперименты пришлось прервать. Через день ученые воспроизвели запись. Обезьяны, услышав крики, которые издавали при приближении дождя два дня назад, бросились под навес, не обращая внимания на то, что на небе не было ни облачка. Обезьяны «общаются» на уровне инстинкта, и их общение никак нельзя назвать осознанным.
***
Существует теория Джона Лили о том, что дельфины могут разговаривать. Оказывается, у дельфинов мозг весит гораздо больше, чем человеческий. Джон Лили писал, что весь накопленный опыт передается у дельфинов так же, как народные сказания и легенды, передаваемые изустно из поколения в поколение, дельфинам все приходится хранить в памяти. В так называемом «словаре» дельфинов существует 7 исходных сигналов, из которых формируется 31 элемент более сложного состава.
Домашняя свинья может передавать 23 различных сигнала, а курица – 20. Как известно, до сих пор не удалось получить ни малейшего подтверждения гипотезы о том, что дельфины могут общаться между собой способами, которые бы отличались от звукоподражательных сигналов животных.
Рабочий материал для IY группы.
Познакомьтесь с текстами, рассказывающими о роли языка в жизни отдельно взятого человека, и выскажите свое мнение о роли языка в жизни человека.
***
Сережа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина? – спросила его я.
- Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаете… Ну, словом, просто здорово… Понимаете?
Но я ничего не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же ему так понравилось в картине. Для такого рассказа у него не нашлось слов.
***
Малыш начинает говорить примерно в 1 год. Это звукоподражательные слова, он произносит их еще неосмысленно. Но уже в два года произносимые маленьким человеком слова становятся совершенно осмысленными.
Ученые наблюдали двух близнецов Юру и Лешу. Они поздно начали говорить, общались только между собой. Игра в кубики сводилась только к тому, что малыши переносили их с места на место. Ученые решили поместить близнецов в разные группы детского сада. И что вы думаете? Через три месяца мальчики уже в своем общении употребляли предложения, а их игры стали осмысленными. При игре в кубики они уже строили метро: кто-то подвозил строительный материал, кто-то строил темный туннель и т.д. Они начали с помощью языка познавать мир.
***
Много написано о детях, которые провели первые годы своей жизни среди животных. Они были почти как животные, интеллект у них полностью отсутствовал.
Один из наиболее известных «диких детей» - двенадцатилетний мальчик, встреченный охотниками в 1799 году в лесах Аверона (Франция). Он не был похож на человеческое существо, издавал нечленораздельные звуки, ел, как животное, и сильно кусался, если к нему приближались. Очевидно, он заблудился в раннем детстве и смог выжить, питаясь орехами и ягодами. Мальчика (его назвали Виктор) попытались переобучить, так, чтобы он мог вписаться в человеческое общество. Молодой врач Жан Марк Итар занимался с ним 6 лет. Мальчик научился есть, понимать и произносить несколько десятков слов.
В 1344 году в Гессене (Германия) в лесу был обнаружен мальчик. Позднее его назвали «мальчик-волк». Почти до четырех лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков. «Мальчик-волк» привык передвигаться только на четвереньках. Когда его пытались научить передвигаться как люди, к его ногам необходимо было привязывать доски. А научить говорить, понимать смысл слов его так и не смогли.
***
- Мас скудается – устрекою Шуры не прикосали бы и не отъюхтили шивару.
- Поёрчим массы бендюхом, а не меркутью и шивару пулим ласо, а не возломки забасаем щавами; не скудайся!
- Елтуженка, повандай побрять: кресца, вислячков, сумачка, спидончика поклюжи на стропень, подъюхалчанки да жулик не загорби, а самодул созна постычьте. Счабану набасаемся поскенне – клевее мияшит. Дрябану в выксе скенно, не жалкомни, а счабану да сластиму привандырим.
8.Социализация.
I группа.
Мы считаем, что язык является основным средством для передачи какой-либо информации. Профессор Чадд из рассказа К.Г.Честертона придумал свою систему общения с помощью каких-то знаков. Нужно быть очень умным человеком, чтобы разгадать смысл его сообщений. Одни и те же знаки и жесты у различных народов могут обозначать совершенно разное, например, болгарин качает головой, что означает «нет», а русский это понимает как «да».
Только с помощью языка мы можем точно понять смысл того или иного сообщения.
II группа.
Мы можем обмениваться информацией не только с помощью языка, но и с помощью жестов, символов-картинок. Чтобы хорошо понимать смысл этих сообщений нужно хорошо знать, что символы и жесты обозначают.
Если бы отец Тесея дождался прибытия корабля, он бы узнал о победе, и все закончилось бы благополучно. Черные паруса как символ в каком-то роде послужили сигналом для несчастья.
Язык символов важен для туристов, важен тогда, когда необходимо скрыть какую-то информацию, в повседневной жизни мы очень редко к нему прибегаем.
Язык символов не может «принять на себя» все, что людям нужно сообщить друг другу. Однако на бытовом уровне мы можем использовать этот язык.
III группа.
У ученых были все основания считать, что общаться с помощью языка может только человек. В 20 веке ученые пытались доказать, что «разговаривать» могут и другие живые существа. Обезьяна Уошо выучила 160 слов, но так, как говорят люди, она не могла разговаривать. Исследования в зоопарке доказали, что общаются обезьяны на уровне инстинкта, их общение нельзя назвать осознанным. Не получила своего подтверждения и теория о том, что дельфины могут «разговаривать». Итак, можно сделать вывод, что говорить может осознанно только человек.
IY группа.
Язык становится для человека средством познания мира и развития. Если человек растет вне общества людей, он становится похож на животное, хотя потом таких людей можно научить говорить. Примером могут послужить «мальчик-волк», «дикий ребенок» из Франции. Но и в человеческом обществе можно так и не научиться умению выражать свои мысли и чувства с помощью языка.
9. Самоконструкция. Озаглавьте словами «язык», «человек», «общение» три столбика. К каждому из этих слов придумайте ассоциации, соедините слова из разных столбиков. Поделитесь своими находками.
«
язык» «человек» «общение»
Б
уква мысль речь
Символ существо разговор
Ч
еловек слово размышление
Ж
ест разум информация
Пиктограмма интеллект общество
Р
ечь язык человек
Разговор общество животное
Уникальное значение языка в том, что он позволяет людям просто–напросто общаться между собой, сохранять и передавать информацию последующим поколениям. И только человек с помощью языка может создавать удивительные шедевры поэтического творчества. Мы ни в какой из колонок не видим линий пересечения со словом «животное».
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание. Напишите текст – размышление на тему: «Язык – самое лучшее или самое худшее, что у нас есть?»