СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская Золушки. Одежда и требования к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастерская Золушки. Одежда и требования к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки.»

Конспект открытого урока по трудовому обучению в 6 классе


Тема урока: Мастерская Золушки.

Одежда и требования к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Цель: расширить представление учащихся об одежде, познакомить с требованиями, предъявляемые к одежде, научить снимать мерки для построения чертежа юбки.

Задачи:

Образовательная - ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляются к одежде, познакомить с историей юбки, закрепить знания правил снятия мерок и их условные обозначения.

Развивающая - развивать умение выделять главное, анализировать, делать обобщение.

Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, внимательность, трудолюбие, прививать культуру труда, аккуратности, продолжить формировать умения работать индивидуально и в коллективе, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок- игра

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Новые понятия: эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде, поясная и плечевая одежда, «белошвейка»;

Оборудование: мультимедийный проектор, сантиметровая лента, поясок, тетрадь

Методы проведения занятия:

  • объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация);

  • метод стимулирования и мотивации интереса к обучению;

  • метод контроля и самоконтроля;

Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история.

Планируемые результаты:

Личностные

- проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

- осознать потребность в изучении темы;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные умения:

- отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая её.

Регулятивные умения:

- определять цель деятельности;

- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

- учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

-учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.

Коммуникативные умения:

- учиться слушать и слышать, обсуждать предложенную или выявленную проблему;

- сотрудничать, договариваться;

- доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

- конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Предметные

- знать историю происхождения сантиметровой ленты, понятие «белошвейка»;

- владеть знаниями о видах и требованиях к одежде;

- знать и применять правила снятия мерок с фигуры.

Средства диагностики: практическая работа . Рефлексия


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Практическая работа

  4. Итог урока

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час, как я рада видеть Вас,

Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихонько, дружно сели.

Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Спасибо. На уроке присутствуют все? Прекрасно.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в замечательную страну, которая называется « Страна мастериц». В этом путешествии мы с вами заглянем в Мастерскую Золушки, посетим «Конструкторский бой» , побываем в гостях у «Храброй Портняжки» , которая научит нас снимать мерки с фигуры человека для построения чертежа юбки.

Первый этап нашего путешествия – «Мастерская Золушки».

Девочки, многих жителей страны Мастериц вы уже знаете, а сегодня вы познакомитесь еще с другими жителями, кто они, вы узнаете, если назовете тему нашего урока, а для этого Золушка загадала нам загадки, а принц предложил кроссворд.

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел

(Брюки)

Лохматый пес

Тепло принес

Хозяина обнимает

От стужи укрывает.

(Шуба)

Широка да тонка

Надувает бока

Весь день на мне сидит

А ночь придет, свернется и спит

(Рубашка)


- О чем идет речь? (об одежде)


А теперь решим кроссворд:

Выделенные слова в кроссворде и будут ключевыми словами темы нашего урока. Отвечаем по очереди.
1 группа

1. Бывают ручные и машинные …(шов);
2. Бывают гладильные и школьная …(доска);
3. Бывают портновский и школьный …(мел);
4. Два конца, два кольца и в середине гвоздик (ножницы);
5. Человек, рисующий картины (художник);
6. Ручной инструмент для шитья (иголка).




Ш

О

В






Д

О

С

К

А






М

Е

Л





Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы



Х

У

Д

О

Ж

Н

И

К

И

Г

О

Л

К

А





2 группа 

1. Поясная одежда (брюки);
2. Что одевают на тело (бельё);
3. Из чего шьют одежду (ткани);
4. Бывает капроновая и сантиметровая ….(лента).



Б

Р

Ю

К

И




Б

Е

Л

Ь

Е

Т

К

А

Н

И


Л

Е

Н

Т

А





Учитель: «Девушки, назовите ключевые слова нашего урока» (ответ: одежда, юбка), открываем тетради и записываем тему нашего урока.

2. Изучение нового материала

Работа в тетради (учащиеся записывают тему урока).


На этом занятии мы с вами познакомимся с понятием «ОДЕЖДА», узнаем какие требования предъявляются к одежде, историю юбки, научимся снимать мерки для построения чертежа юбки.


Учитель: 1. Как вы думаете, когда появилась одежда?

Ученик: Одежда появилась в древние времена

Учитель: Для чего необходима одежда?

УченикДля защиты от холода.

Учитель: Какой для вас должна быть одежда?

Ученик: Удобной и красивой.

Учитель: Что, по вашему мнению, называется одеждой?

Ученик: Это вещи, которые одевают на тело.

Хорошо. Запишем определение одежды в тетради.

Одежда - это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).

Карточки № 1

В зависимости от назначения одежда делится:

Рабочая –повседневная одежда

Специальная- предназначена для защиты человека от опасных и вредных факторов

Спортивная-для занятий спортом

Торжественная предназначена для праздников, торжественных случаев

Ведомственная-форменная одежда для военнослужащих, работников транспорта и др.

Театральная-для похода в театр

Национальная-одежда которая тесно переплетается с традициями и обычаями каждого из народов

Домашняя-одежда для работы в домашних условиях.

Давайте с вами подумаем и ответим, какую одежду вы знаете, которая относится к каждой из этих групп?

Одежда должна быть удобной и в носке и красивой, чтобы её обладатель чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Всё это необходимо учитывать при создании новых видов одежды.

К различной по назначению и виду одежде предъявляют различные требования

Основные требования к одежде

Одежда должна быть удобной и в носке и красивой, чтобы её обладатель чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Всё это необходимо учитывать при создании новых видов одежды.

Работа по карточкам:

1. Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной во время эксплуатации, красивой и соответствовала моде, чтобы её цвет, фасон и стиль создавали гармоничное целое.

2. Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Под гигиеничностью одежды подразумевается необходимая для определённых климатических условий гигроскопичность, воздухопроницаемость, достаточные теплозащитные свойства и т.д.

3. Удобство пользования. Одежда должна также обеспечивать человеку свободу движений, легко надеваться и сниматься.

4. Надёжность изделия. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Например, при движении человека одни участки одежды растягиваются, другие – сжимается и изделие теряет внешний вид. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, её качества и вида обработки.

А попробуйте ответить, в чем заключаются эстетические требования?А гигиенические?

Удобство пользования? Надежность?Так какой же можно сделать вывод?

«Конструкторский бой.» "Вопрос - ответ"

1.При помощи чего снимают мерки? (сантиметровой ленты)

2.Как должен стоять измеряемый? (без напряжения, руки опущены, пятки вместе)

3.В какой последовательности снимают мерки? (сначала мерки обхватов затем - длин)

4.Как отмечают линию талии? Зачем? (тесьмой, чтобы точно снять мерки которые измеряют до линии талии и от линии талии)

5.Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объёме их записывают? ("Д", полностью)

6.В каком объёме записывают мерки обхватов, почему? Как их обозначают ( в половинном объёме, "С")

Взаимопроверка результатов теста

физминутка

Третий этап – «Храбрая Портняжка»

Мы в гостях у храброй портняжки. И, что, мы видим, на столе у нее разбросаны различные инструменты. А для работы ей нужны только 3 инструмента. Мы должны ей помочь найти их, но для этого нужно отгадать загадки.

Отгадайте загадки:

1. Неграмотный, а весь век пишет. (карандаш) изменить ручка

2. Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит. (бумага, буквы)

3. Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю, что - нибудь без меня начертить сумей-ка, угадайте-ка, друзья, кто же я?... (линейка)

Молодцы, девочки! И как вы уже, наверное, догадались, что на этом этапе нам понадобиться карандаш, бумага и сантиметр. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 1-2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.


Исконно женское занятие - шитье - давно вдохновляет художников на создание шедевров изобразительного искусства.

Умение вручную шить изящные изделия из тонких тканей высоко ценилось на Руси. Мастериц, овладевших этим искусством, называли белошвейками. Не каждая женщина могла освоить это ремесло, так как оно требовало зоркости глаз, быстроты пальцев, нестандартного мышления. Белошвейка занималась не только пошивом, но и раскроем одежды. Значит, она должна была уметь считать и писать, представлять в уме образ будущей модели одежды. Но не только ею занимались эти мастерицы: они изготавливали нижнее и постельное белье, аксессуары интерьера 

картина М.Либерман. Амстердамские белошвейки в саду.

Мы с вами отправляемся в мастерскую к портняжке. Она научит нас, как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования прямой юбки.

Скажите, а что такое «мерка»?

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Мерки снимаются по определенным правилам. А давайте вспомним правила при снятии мерок

                                                  Правила при снятии мерок

1.      Мерки снимаются по правой стороне фигуры.

2.      Талию предварительно опоясывают шнуром.

3.      При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4.      Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.

5.      Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину юбки.

3. Практическая работа

А теперь давайте посмотрим, какие мерки портняжка нам посоветует снять для построения чертежа юбки. Она приглашает нас в Ателье.

«Ателье»

Текущий инструктаж

Показываю на ученице приемы снятия мерок:

Мерки снимаем по правой стороне

Линию талии опоясываем поясом

Сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов),

Затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Пт –прибавки к полуобхвату талии, постоянная величина, обеспечивает свободу движений и равна 1см.

Пб- прибавки к полуобхвату бедер, постоянная величина, обеспечивает свободу движения и равна 2 см.

Обращаю внимание на внимательность и точное выполнение этой работы, т.к. от правильности снятия мерок будет зависеть, как юбка будет сидеть на фигуре.

Практическая работа: “Снятие мерок”

Во время практической работы звучит музыка релаксации. Работа выполняется в виде игры “Ателье ” (заказчик и приемщик заказа).

  1. Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” , в графу “Мои мерки” для заказчика).

  2. Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.

4. Итог урока Наше путешествие подходит к концу, но нас ждет последний этап – «Ворота Знаний»

Какие требования предъявляют к одежде, для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека? Ответ: Гигиенические

С какой целью делается обмер фигуры? Ответ: Для более точного изготовления выкройки будущего изделия

Какие мерки необходимы при изготовлении выкройки юбки

Ответ: (Ст, Сб, Дтс, Дю)

Прежде чем приступить к снятию мерок юбки , что нужно предпринять?

Ответ: Для точного местоположения линии талии опоясать талию тесьмой или поясом)

Как измерить окружность талии?

Ответ: по линии талии

Как измерить длину юбки?

Ответ: от линии талии до желаемой длины

Как измерить длину спины до талии?

Ответ: от талии по позвоночнику снизу вверх до 7 шейного позвонка.

Релаксация:

У каждой девочки на столе лежат по 3 картонных цветка – жетона.

Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало;

Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было непонятно или не получалось;

Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно.

Учащиеся выбирают жетон определённого цвета.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Закрепить материал снять мерки для построения чертежа юбки мамы или сестры.

Я благодарю Вас за плодотворную работу.

Закончить урок мне хотелось такими красивыми словами: «Будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!»



Есть волшебный мешочек, в котором спрятались загадочные пуговки. Каждая пуговка желает найти себе пару. Давайте мы им в этом поможем. (девочки разбиваются по парам)


«Буквы заблудились».

Задание: переставь буквы, образуя слово, расскажи, что оно обозначает. За правильный ответ 1 балл.

Учащиеся разбирают слова по жребию, готовятся, затем отвечают по порядку слов.

  1. ЬТСОМЕАПЫСО (ОСЫПАЕМОСТЬ) Осыпаемость – свойство ниток ткани выпадать из обрезанного среза.

  2. ПАРДРИСТЬУЕМО (ДРАПИРУЕМОСТЬ) Драпируемость – свойство ткани образовывать красивые складки, фалды.

  3. ААСУКД (УСАДКА) Усадка – свойство ткани уменьшаться в размере под действием тепла и влаги.

  4. НАЕМСМИОСТЬ (СМИНАЕМОСТЬ) Сминаемость – свойство ткани образовывать мелкие замины и складки в процессе носки изделия.

  5. ЖЕСКОНИЕЛЬ (СКОЛЬЖЕНИЕ) Скольжение – свойство ткани перемещаться при пошиве относительно других слоев ткани.

  6. ОСТЬЕМЕЛПЫК (ПЫЛЕЕМКОСТЬ) Пылеемкость – свойство ткани притягивать из окружающей среды микрочастицы пыли и других загрязнений.