СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.»

Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе «Пос­ле бала».

Особеннос­ти композиции.


Цель урока:

 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе; историей создания рассказа «После бала»;

2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;

развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;

работа над языковыми средствами произведения;

З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.

Оборудование урока:

1. Компьютерная презентация. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;

2. Оформление классной комнаты:

3. Портреты Л.Н. Толстого:

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

Тип урока:

Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.



Ход урока

  1. Организационный момент

– Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!



- Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

- Как вы думаете,о чем сегодня будем говорить на уроке? Какой рассказ будем разбирать? (Рассказ «После бала»)

- Кто написал рассказ «После бала»? (Л.Н.Толстой)

-Как вы думаете, какие цели предполагает сегодняшний урок? (Воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку, неприятие насилия над личностью).



-(Учитель обращает внимание детей на эпиграф)

На доске написан эпиграф урока:

                                                Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

                                                    нельзя считать себя знающим свою страну,нель-

                                                зя считать себя культурным человеком.  

                                                                                        М. Горький



- По словам Горького, Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

-Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Об этом мы узнаем из ваших сообщений, подготовленных дома

  1. Опрос д/з «Л.Толстой – человек, мыслитель, писатель»

(Ученики читают сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого)



Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву, а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Ясной Поляне у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений.           

  1. Слово учителя

Толстой говорил: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта». Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего. История создания рассказа «После бала»

В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того, как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».


  1. Анализ рассказа После бала

-Кто является рассказчиком в этом повествовании?

-Выделите основные части рассказа.

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика).

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).



  1. Работа в тетрадях

экзекуция
ж. устар.
1) Телесное наказание.
2) Исполнение судебного или административного приговора (казни, изъятия
имущества и т.п.).



– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи (восстание декабристов) , и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).



  1. Устный опрос

На балу 

-В какой день проходит бал?

Описание Ивана Васильевича

Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

-А почему он так счастлив?(Он влюблен в Варю)



Описание Варвары

Варенька прелестна: стройна, высока, величественна и грациозна, она всегда царственно откидывает голову назад, и держится прямо, смягчая свой вид улыбкой. Герой не мог отвести глаз от Вареньки, оно сияло, ему нравились и ее ямочки, и милые ласковые глаза и румянец.



Описание отца Варвары (из книги читает ученик...)



– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).



  1. Танец Вальс



– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).



  1. Второй эпизод (После бала)

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

-Какая музыка слышится герою? Включить музыку

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

(Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

(Мука, боль).

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

(«Надо все по закону»).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».



9. Работа в паре

Определите характеристику по которой можно составить части рассказа



На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение



Мы сейчас с вами составили противопоставление двух эпизодов из рассказа. Как называется такой приём? (Антитеза)

10. Составление синквейна.



Иван Васильевич на балу

БАЛ

Чудесный, шикарный.

Люблю, восхищаюсь, живу.

Готов объять весь мир!

Счастье!



Иван Васильевич после бала

ВСТРЕЧА

Мрачная, неожиданная.

Узнал, разочаровался, мучился.

От любви до ненависти – один шаг.

Случай.

11. Рефлексия

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).



  1. Итоги урока

- В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

        Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

- Что взяли для себя с этого урока?



Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.



Домашнеее задание

Написать сочинение :

Составить сравнительную характеристику на одну из тем:

1. «Полковник на балу и после бала».

2. «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».



Оценить учеников





Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.



На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.































На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение












На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение












На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение




На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение










На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение












На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение




На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение








На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение












На балу

Линии сравнения

После бала


Звуки



Цвета



Рассказчик Иван Васильевич



Любовь



Полковник



Настроение




МКОУ «ХУЧНИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ№1»











Открытый урок по литературе

Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе

«Пос­ле бала».

Особеннос­ти композиции.















Учитель русского языка

и литературы

Казиева З.Д.











16