Мастерство публичного
выступления
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию.
Публичное выступление – это выступление
не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед
большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Он воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно,
но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
Умение подготовить речь, умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к оратору.
Мастерство публичного выступления зависит от многого. В первую очередь ораторской речи.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить настрой аудитории, её
взгляды, убеждения, настроения.
Особенно важна роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.
Подготовка к речи начинается:
- с выбора темы выступления;
- с индивидуальных качеств самого выступающего;
- с подготовки места для выступления.
Многие публичные люди, готовя своё выступление, соблюдают несколько правил публичного
выступления, которые очень важны для интересной и яркой речи:
1. Смелое и решительное приветствие.
2. Доброжелательность к слушателям.
3. Выдержанность в одежде и в разговорном стиле, без лишней эмоциональности.
4. Доступность речи для понимания аудитории,
без излишних сложных терминологий.
5. Визуальный контакт со зрителями.
6. Решительное окончание своей речи.
Не стоит забывать и о подготовки к выступлению.
Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы : докоммуникативную – подготовку выступления и коммуникативную –взаимодействие с аудиторией.
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа :
- Определение темы и цели выступления;
- Оценка аудитории и обстановки.
Тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка – не выбираются выступающим.
Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Не надо пытаться рассказывать слишком много материала в ограниченное время.
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
Необходимо ясно сформулировать основной
тезис который будет с самого начала – стержневую идею. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько идей но не
более трех. Это дает возможность задать определенную тональность выступлению.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.
Перед выступлением нужно определить главную мысль и «разбить» её на отдельные составляющие.
Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
Своё мнение обязательно необходимо подкрепить ссылкой. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы. Ведь высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её примерами.
Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Необходимо проверить насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления.
При этом надо помнить, что речи выступления могут быть:
- написаны полностью и заучены наизусть;
- написаны полностью и прочитаны по рукописи;
- сказаны экспромтом;
- сказаны с предварительной
подготовкой, но без записи и
без заучивания.
Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.
Заранее надо подумать о приводимых цифрах. В тексте не должно быть много цифрового материала.
Большое количество цифр утомляет аудиторию, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными и опираться на реальную специфику аудитории. В некоторых случаях цифры следует
округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются. Округление не желательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление.
Выступление должно состоять из трех частей:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.
Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:
- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
- хронологическое изложение;
- изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
- индуктивное изложение (от общего к частному).
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.
План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и,
кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментамосновной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.
Во время выступления очень важно:
1. Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене.
2. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки.
3. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть
монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.
4. Очень важно контролировать
скорость речи: при быстрой речи
аудитория не воспринимает
всего материала, а при медленной
– люди отвлекаются.
При выступлении важно уметь установить контакт с аудиторией.
Важно знать своих слушателей и готовиться к выступлению на примере двух-трех людей.
Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
- возраст;
- уровень образования;
- профессия;
- цель прихода людей на выступление;
- уровень заинтересованности в теме;
- уровень осведомленности в данном
- вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Оценка темы, цели и аудитории является
основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования» , т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и
в соответствии с конкретной обстановкой.
Этот этап включает:
- подбор материалов;
- композиционно-логическое оформление речи;
- использование фактического материала;
- работу над языком и стилем выступления.
При выступлении важно сохранять уверенный вид.
Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделать несколько ослабляющих вздохов перед началом речи. Надо быть особенно
осмотрительным во вступительных замечаниях. Если поддаться
первому побуждению – спешить, ваша нервозность только возрастет. Паузы надо делать так часто, как посчитаете нужным. Не надо стесняться, когда случайно оговорился. Слушатели не придадут этому никакого значения, если самим не смутиться.
Важно не подаваться страху и преодолевать его действием!
Спасибо за внимание!
Надеюсь, было полезно
и интересно!