СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерство современного учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать интерес младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, расширение представления учащихся о разнообразии специальностей этой профессии

Просмотр содержимого документа
«Мастерство современного учителя»

Внеурочная деятельность. Тропинки в профессию.

Тема : К.И.Чуковский «Айболит»

Цель: формировать интерес младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, расширение представления учащихся о разнообразии специальностей этой профессии.

Ход занятия

1.Орг.момент

-Итак, ребята встали ровно, приготовились работать. Сегодня у нас с вами необычное занятие - к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, пожелайте друг другу хорошего настроения, коснитесь ладошками друг друга, улыбнитесь, присаживайтесь.

2. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, поднимите руку, кто любит сказки.

-Кто помнит на какие 2 группы можно разделить сказки? Сл.1

-Почему сказки называются народными?

-А почему авторскими?

-Приведите примеры народных сказок?(Колобок, Теремок, Волк и семеро козлят, Курочка Ряба, Гуси -Лебеди, по Щучьему велению, Репка, Три медведя…)

-Какие авторские сказки вы читали? (Андерсен «Дюймовочка», Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш.Перо «Красная Шапочка»…)

3. Акт.знаний

-Внимание на доску. Прочитайте слова в каждом столбике.

А.С.Пушкин

«Сказка о глупом мышонке»

С.Я.Маршак

«Дядя Миша»

В.Сутеев

Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И.Чуковский

«Буратино»

А.Н.Толстой

«Айболит»



-УСТАНОВИТЕ соответствие между словами 1-го и 2 –го столбика. Соедините линией автора и название произведения. Проверяем,помогаем….

Сегодня мы совершим путешествие в мир одной из этих сказок. Какой?

А чтобы понять о каком именно произведении пойдет речь на занятии прослушайте отрывок и определите название этой сказки…

Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!


-О каком произведении пойдет речь на занятии?(Показываю на схему на доске)Кто автор этого произведения? Это сказка народная или авторская?

-Кто главный герой произведения?

-Мы с вами на кружке «Тропинки в профессию», изучаем разные профессии, какая профессия была у Айболита?(Доктор)

-Кого лечил доктор?(зверей)

Сегодня мы и поговорим о людях, которые помогают животным, лечат их, это их профессия. О какой профессии пойдет речь?

Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - … ветеринар



4.Ф.темы, постановка цели

-Сформулируйте тему занятия К.И Чуковский «Айболит» СЛ.2

Определите цель –познакомиться с профессией ветеринар

5.Введение в тему

ИТАК, мы начинаем наше литературное путешествие. А начнем мы его с биографии автора. СЛ.3

Корней Иванович Чуковский (1882–1969 гг.) знаменитый детский писатель, поэт,  переводчик. Родился в небольшой семье в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино.В детстве очень любил рисовать и слушать музыку.С 19 лет он работал журналистом и писал статьи для газет. Позже уже в 41 год появляется его первое произведение «Мойдодыр». Чуковский был поэтом-сказочником и сочинил много произведений.

-Какие сказки К.И.Чуковского вы слышали или читали сами? (Мойдодыр, Федорино горе, Муха Цокотуха, Айболит, цыпленок, Телефон, Краденое солнце)

-Все эти книги написаны К.И.Чуковским для детей. А еще он был переводчиком и переводил с английского на русский рассказы и стихи.

ВЫСТАВКА КНИГ,ПОКАЗЫВАЮ НАСТОЛ С КНИГАМИ!!!



Вспомним, ребята, как же начиналась сказка Чуковского «Айболит»

ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ

ОН ПОД ДЕРЕВОМ СИДИТ

ПРИХОДИ К НЕМУ ЛЕЧИТЬСЯ

И КОРОВА И ВОЛЧИЦА

И ЖУЧОК И ЧЕРВЯЧОК И МЕДВЕДИЦА!


- Скажите, ребята,так кем же был Айболит?(ветеринаром)

-Какими профессиональными качествами должен обладать доктор? Каким был Айболит ?(добрым, отзывчивым, заботливым, ответственным, аккуратным, внимательным, предусмотрительным)

- Посмотрите на фотографии на слайдах и догадайтесь, где работают ветеринары:

-Кто мог к нему обратиться?

-Что произошло в Африке с Животными в произведении Чуковского(они заболели)

-Что они решили отправить доктору?(телеграмму)


6.Перв.зак.

Давайте прочитаем телеграмму, которую прислали звери доктору Айболиту, для этого вам необходимо восстановить текст телеграммы…

-Открывайте синий конверт восстанавливайте текст.НО ПРЕЖДЕ ВСПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!


«Приезжайте, доктор, ВЕШАЮ КАРТУ!!!!!!!!!!!

В Африку скорей,

И спасите, доктор,

Наших малышей!»



- Читаем!Молодцы

КАРТА!!!!И Вот наш Айболит отправляется в гости в Африку. Посмотрите какой путь он должен проделать. (Прикрепить на карте звездочку откуда он выезжает и флажок куда он прибудет)

ФИЗМИНУТ

-Встанем отдохнем.

Глеб выходи!

-Здравствуйте, ребята,вы меня узнали! (МАШУТ)

-Вам нужна моя помощь?


Давайте расскажем доктору что мы здоровы и лечить нас совсем не надо…



Добрый доктор Айболит (разводят руками)

Вам не надо нас лечить( повороты головой)

Будем ноги поднимать

По густой траве шагать( шагают)

Будем бегать и скакать (прыжки)

Будем силы набирать (сгибают руки)



И вот наш герой Айболит уже мчится на волке (вешаю)


-Молодцы! Вспомните, каких животных лечил Айболит в сказке? (бегемот, страусята, слоны и носороги, акула (зубастая), кузнечик, тигрята, верблюжата)

СЛ.4

-Теперь наш герой плывет дальше по морю.(вешаю корабль)

_Ему снова нужна наша помощь, восстановите пословицы о здоровье

Достаем из желтого конверта пословицы о здоровье , выбираем и вставляем подходящее слово в предложение.


Преодолеем препятствие и скоро доктор окажется в Африке.

Читаем, Что у вас получилось…1 группа …2 группа…


Здоровье всего дороже.(лучше)

Корень богатства в здоровье. (в деньгах) ВЕШАЮ НА ДОСКУ

Умнички! И вот доктор уже мчится на орле(вешаю)…ему нужно расчистить площадку для посадки.

-Помогаем Айболиту , из зеленого конверта достаём карточки и обводим предметы, которые могли бы находиться в чемоданчике у доктора Айболита. НО УЖЕ ,РЕБЯТА, РАБОТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО!





И вот доктор в Африке. Он приземлился, и посмотрите, как рады звери.

7.Подведение итогов

Слайд 6

-Вы справились со всеми заданиями, доктор Айболит у своих друзей, все рады. Доктор и звери всех угощают шоколадом.

- О какой профессии мы говорили?

-Что нового узнали о профессии Ветеринар?

- Какие качества должны быть у ветеринара?

Ребята назовите тему занятия

Назовите цель занятия

Достигнута ли нами была цель?

Как вы считаете, чем важна эта профессия и почему? Молодцы, ребята!

8. Рефлексия

Оцените свою работу , поднимаем ладошки.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу и помните, что необходимо заботиться о животных: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Иди, Айболит, угощай наших ребят шоколадом.

Всем спасибо! Встали!



















1. Как называют врача который лечит животных?(ветеринар)

2. Как Айболит узнал о больных животных в Африке?(телеграмма)

3. Что ставил Айболит больным зверям?(градусник)

4. Как по-другому можно назвать гиппопотама ? (бегемот)

5. Как звали акулу в сказке? (каракула)

6. Какое слово всегда твердил Айболит?(лимпопо)

7. Под какое транспортное средство попал зайчик?(трамвай)

8. Чем угощал доктор больных зверей?(шоколад)





















-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали!

-Вам нужна моя помощь?































Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней?


Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.



Кто болен –он капли предложит принять

Тому кто здоров, разрешит погулять….

































































2.Биография К.И.Чуковского

-В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей Родины – России, и который заслужил у ребят почетное звание «дедушка». Жил человек, чьи стихи, сказки и загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, который родился в 1882 году, которому 31 марта 2017 года исполнилось бы 135 лет…

Слайд 1.

Кто знает имя этого человека? Это Корней Иванович Чуковский, настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Чуковский испытал немало горя. От болезни умерла его младшая дочь Мурочка, во время войны погиб сын Борис, сын Николай тоже умер раньше отца. Но дом Чуковского в Переделкино всегда был открыт для всех нуждающихся людей.

-Он был поэтом-сказочником и сочинил много сказок.

Выставка книг

-Одной из книг К.И.Чуковского в этом году исполнилось 88 лет. Сейчас мы будем разгадывать кроссворд и узнаем, что это за книга.

Слайд 2.

  1. Какая героиня сказки Чуковского произносила эти слова?

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать. (Федора)

  1. Назовите настоящее имя К.И.Чуковского ? (Николай)

  2. О ком эти строчки? Отгадайте кто это.

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает,

Он страшное слово кричит:

«Карабас!Карабас!Пообедаю сейчас!»(Бармалей)

  1. Из какой сказки эти строчки?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде-

Вечна слава воде! («Мойдодыр»)

  1. Из какой сказки эти строки?

Плачут Тотоша с Кокошей:

«Папочка, ты нехороший:

Даже для глупой овцы

Есть у тебя леденцы.

Мы же тебе не чужие,

Мы твои дети родные,

Так отчего, отчего

Ты нам не привез ничего?»(Крокодил)

  1. Из какой сказки эти строки?

Кому велено чирикать-

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать-

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушкам под облаком!(Путаница)

  1. Из какой сказки эти строки?

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень!(Телефон)

-Прочитаем хором ключевое слово. (Айболит)

4.Из истории создания «Айболита»

-Скажите, ребята, как вы думаете, доктор Айболит-вымышленный герой, придуманный автором? Или Чуковский знал такого доктора и посвятил ему эту сказку?

К.И.Чуковский знал такого доктора, им был Цемах Шабад. Чуковский два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильнюс, где жил доктор, по делам.

Цемах Шабад был врачом и ученым. Они не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг и ворон. И все пациенты его беззаветно любили. Поэтому и неудивительно , что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский пишет :

  1. «Был это самый добрый человек, которого я знал. Придёт к нему худенькая девочка он говорит ей «Ты хочешь, что бы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока». И по утрам я замечал выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему но и приносили больных животных .»

  2. «Как- то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Доктор вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудесно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»»

Слайд 3.

-А еще в центре Вильнюса сейчас стоит памятник, который изображает именно этот эпизод : девочка протягивает доктору раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада.

5.Просмотр видеофрагмента из сказки

А сейчас мы вспомним, как начинается сказка «Айболит».

Физкультминутка

7.Путешествие в Африку

-И вот наш главный герой Айболит. Скажите, что вы можете о нем сказать? Каким он был? Звери решили его поздравить, а мы должны им в этом помочь. Давайте прочитаем телеграмму, которую они ему прислали (ученики в парах восстанавливают текст телеграммы и читают). «Доктор Айболит! Приезжайте в гости в Африку. Звери »

Но прежде чем доктор тронется в путь, надо вспомнить, как он добирался до Африки и помогал больным зверям. Сейчас на экране будет появляться картинка, а вы к ней должны подобрать отрывок из текста.

Слайд 4-12

Дети читают отрывки из текста к рисункам.

-И вот наш Айболит отправляется в гости в Африку. Посмотрите какой путь он должен проделать.(Прикрепить на карте звездочку откуда он выезжает и флажок куда прибудет).

-Вот наш Айболит мчится на машине. (Прикрепляется значок машины)

Слайд 13.

-Закройте глаза и послушайте, что он слышит по дороге (стук дятла).

-Доктору Айболиту особенно приятно было услышать этот стук. Как по-другому называют дятла? Почему? («Лесной доктор» - питается насекомыми и их личинками, которые живут под корой дерева и вредят ему.)

-Но на пути море. И нам предстоит новое испытание.

Слайд 14-15

-Вспомните каких животных лечил Айболит в Африке? (бегемот, страусята, слоны и носороги, акула (зубастая), кузнечик, тигрята, верблюжата)

-Посмотрите на доску. Назовите, каких животных лечил Айболит.

-Проверим

-Теперь наш герой плывет дальше по морю. Закройте глаза и послушайте шум волн, плеск воды. Море позади, а горы впереди. Преодолеем препятствие, и доктор Айболит окажется в Африке.

Слайд 16.

Надо восстановить пословицы и поговорки о здоровье. Тут есть начало, а надо подобрать конец. Прочитаем начало каждой пословицы. А теперь конец. Кто составил первую пословицу? (обсуждение, ответ)

-Вы справились с этим заданием, и доктор уже летит на самолете (значок самолета)

-Но доктор Айболит не может приземлиться: надо расчистить площадку.

Сейчас я задаю вам вопрос, вы отвечаете, находите это слово в буквенном квадрате и зачеркиваете его.

  1. Как называют врача который лечит животных?(ветеринар)

  2. Как Айболит узнал о больных животных в Африке?(телеграмма)

  3. Что ставил Айболит больным зверям?(градусник)

  4. Как по-другому можно назвать гиппопотама ? (бегемот)

  5. Как звали акулу в сказке? (каракула)

  6. Какое слово всегда твердил Айболит?(лимпопо)

  7. Под какое транспортное средство попал зайчик?(трамвай)

  8. Чем угощал доктор больных зверей?(шоколад)

-И вот доктор в Африке. Он приземлился, и посмотрите, как рады звери.

8.Подведение итогов

Слайд 17

-Вы справились со всеми заданиями, доктор Айболит у своих друзей, все рады. Доктор и звери всех угощают шоколадом.

А дома я вам предлагаю нарисовать рисунок, который хотели бы подарить доктору Айболиту и его друзьям.