Мастерство учителя
Легендарного тренера в прошлом, а ныне потрясающего спортивного комментатора
Джона Мэддена по праву считают знатоком профессионального футбола: он способен непревзойденно, мастерски объяснить все, что происходит на поле, вплоть до отдельных передач. Вспомните только, с каким энтузиазмом он рисует оси координат
и чертит сложные линии диаграмм футбольных матчей! Дуга Лемова можно с уверенностью назвать Джоном Мэдденом профессионального преподавания. За последние
десять лет Дуг посетил уроки в сотне классов по всей стране, просмотрел тысячи часов видеозаписей работы учителей и проанализировал их методики, подойдя к этому
делу с бóльшим энтузиазмом и вниманием к деталям, нежели любой другой исследователь за всю историю американского образования.
Дуг занимался (и занимается) этим систематически и в высшей степени целенаправленно. Он составил и изучил огромное количество диаграмм и графиков. Так
вот, его графики с двумя переменными (на оси Y представлен средний показатель
успеваемости школы, на оси Х — индекс благосостояния семей ее учеников) неизменно дают линию регрессии, четко указывающую на прямую зависимость экзаменационных баллов учащихся от уровня доходов их родителей, и от почтовых индексов их места проживания . Будь Дуг социологом, он, скорее всего, сделал бы вывод,
что большинству детей из небогатых семей, даже живущим в США, стране поистине
неограниченных возможностей, по собственному опыту известно: демография — это
судьба
Однако Дугу Лемову довелось работать и простым учителем, и директором школы,
в которой ученики из малоимущих семей одержали решительную победу над собственной судьбой, и он в своих исследованиях всегда ищет и находит более оптимистичную
информациюради выполнения гораздо более важноймиссии. Дуг ведет непримиримую
борьбу за равные возможности в области образования. Педагога-исследователя интересуют не столько линии регрессии, сколько тот факт, что лишь очень немногие точки
в правом верхнем углу точечных диаграмм расположены на несколько стандартных
отклонений выше мест, отведенных для них прогнозом специалистов. Этими точками
обозначены общедоступные школы, в которых в основном учатся дети, получающие
бесплатные или льготные обеды и в то же время сдающие экзамены и тесты успешнее своих гораздо более обеспеченных сверстников. За последние десять лет Лемов
объездил все эти школы. Он находил наиболее результативно работающих учителей
и буквально дневал и ночевал в их классах, наблюдая за мельчайшими деталями их
работы: как они здоровались с учащимися, как раздавали и собирали тетради, как проводили опрос, как ждали ответа на заданные вопросы. Все это исследователь самым
тщательным образом фиксировал.
Надо сказать, выводы Дуга Лемова поражают своей простотой и оптимизмом: они
несут отличную новость для всех, кто трудится в области среднего образования. Нет,
Дуг не нашел магического алхимического рецепта для смешивания обучающих «зелий» и не выделил ДНК мощной учительской харизмы, но, что гораздо важнее, не обнаружил и подтверждения пагубной лжи, якобы наиболее эффективные учителя добиваются отличных результатов просто потому, что им попались лучшие, старательные
и способные ученики. Нет, Лемову много раз встречались педагоги, которые всегда
тщательно готовились к урокам и изначально многого ожидали от учеников. Кроме
того, это были высококвалифицированные профессионалы, использовавшие тщательно отобранные инструменты и целенаправленно, шаг за шагом строившие и укреплявшие в своих классах нужные культурно-обучающие системы.
Норман Аткинс,
основатель и CEO программы Teacher U; основатель, в прошлом CEO и председатель правления Uncommon Schools;
соучредитель и бывший содиректор академии North Star;
бывший соисполнительный директор фонда Robin Hood