СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Династия Романовых и культурное наследие России. Великая княжна Ольга Романова. Подвига свет неугасимый»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: показать сочетание различных методов на уроках ОПК, использование наглядности, выполнение творческой работы (кластер). Я покажу это на примере факультативного занятия, посвященном 400-летию Дома Романовых по теме «Династия Романовых и культурное наследие России. Великая княжна Ольга Романова. Подвига свет неугасимый». Файл содержит материалы к уроку по данной теме, презентацию и рабочий лист

Просмотр содержимого документа
«??????-?????»

МАСТЕР-КЛАСС

по теме «Династия Романовых и культурное наследие России. Великая княжна Ольга Романова.

Подвига свет неугасимый»


Из опыта работы преподавателя

факультативного курса

«Основы Православной Культуры»

в 8 классе МБОУ СОШ № 3

станицы Павловской Краснодарского края

Долгой Ольги Константиновны



Цель мастер-класса: показать сочетание различных методов на уроках ОПК, использование наглядности, выполнение творческой работы (кластер). Я покажу это на примере факультативного занятия, посвященном 400-летию Дома Романовых по теме «Династия Романовых и культурное наследие России. Великая княжна Ольга Романова. Подвига свет неугасимый».


ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Актуализация знаний.

На данном этапе факультативного занятия формируем метапредметные и коммуникативные компетенции учащихся. Учащиеся демонстрируют свои

знания о династии Романовых, полученные на уроках истории, искусства и других школьных дисциплинах.

( ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

В 2013 году Россия отмечает 400-летие Дома Романовых – своей последней правящей династии. Когда Русь в начале XVII в. постигло бедствие Смуты и внешние и внутренние враги страны объединились, а само существование русской государственности оказалось под угрозой, на исторической сцене появился древний род бояр Романовых. Избрание на Земском соборе 1613 г. Царя Михаила Фёдоровича Романова объединило расколотое общество, дало силы на возрождение духовных и патриотических сил народа.

История Дома Романовых – история самой страны. Царь, как помазанник Божий, нёс ответственность за свой народ перед Богом, народ верил Царю и эта глубокая взаимная связь, освящённая Православной Церковью, всегда остро осознавалась династией, лучшие представители которой с особенным чувством долга отдавали себя служению Отечеству и народу.

1918 год. Ночь с 16 на 17 июля. Большевики расстреляли императорскую семью в Екатеринбурге).

Далее сообщаю учащимся, что в 1981 году Русская Зарубежная Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых. В 2000 году Царственных страстотерпцев канонизировала Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В 2007 году две Русские Церкви объединились. В 2013 году отмечаем 400-летие дома Романовых. Никак не забыть и не вычеркнуть весь период династии Романовых. Они нам оставили больше, чем потеряли.

2. Целеполагание.

На данном этапе занятия сообщаю учащимся тему. Акцентирую внимание на задачах занятия, на центральном образе разговора и проблеме урока: В чём состоит «подвига свет неугасимый» княжны Ольги Романовой и в чём состоит её вклад в культурное наследие России. Поэтому и занятие разбиваем на два условных блока.


3.РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ. БЛОК 1.

1)Знакомство с княжной Ольгой Романовой, дочерью Александра 3, сестрой Николая 2. Демонстрация слайдов сопровождается словом учителя.


Великая Княжна Ольга Александровна появилась на свет в Петергофе 1 (14) июня 1882 года. Это событие сопровождалось необыкновенными торжествами. Все колокола Петергофа заливались радостным звоном. Пушечный гром традиционного салюта с Петропавловской крепости огласил счастливую весть в Санкт-Петербурге. И в каждом городе Российской империи был великий праздник.

Дело в том, что новорожденная Царевна была единственным "багрянородным" ребенком Александра III. Так называется ребенок, рожденный от уже Царствующего Императора. Еще в Византии, первой христианской империи, такой младенец считался особым даром свыше.

Первое упоминание о Царевне мы читаем в воспоминаниях ее старшего брата - будущего Императора Николая II: "Проснулись в семь; одевшись, пили молоко, играли, пришли к Мама и нашли ее в постели и узнали, что у нас родилась маленькая сестра Ольга". Воспитанная в строгости, Ольга с детства имела одну-единственную страсть — рисование. Даже на уроках арифметики в тетрадках рисовала полевые цветы. Они стали любимой темой художницы на всю жизнь.


2) Эвристическая беседа и семантическая работа над словом.

Предлагаю ученикам начать с работы над понятием «ПОДВИГ».

Здесь будет уместна работа над семантикой слова. Выяснение лексического значения слова «ПОДВИГ», его понимания учащимися.

Работу можно провести следующим образом:

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое подвиг? Какой смысл изначально вложен в это понятие? Безусловно, каждый из вас имеет свое представление и определение данного понятия. Что такое – подвиг? Поделитесь своим мнением.

Рассмотрим, как даёт определение понятию «ПОДВИГ» Ожегов в своём словаре.

Попробуем подобрать однокоренные слова (двигаться, движение, подвигать, подвижка, – в ряду этих слов В.И. Даль в своем словаре помещает слово подвиг).


3)Слово учителя как переходный мостик к следующей работе:

Мы подошли к духовному смыслу слова подвиг. Подвиг – это движение, сдвигание самого себя, тяжелый и медленный труд над собой. Можно сделать что-то, от чего мир вздрогнет и назовет это величайшим деянием всех времен, но если для тебя это было легко, подвигом это не является. Подвиг – постоянная борьба с собой, преодоление себя, своего эгоизма. Удержаться от соблазна, когда он так близко, когда его дыхание обжигает лицо, – подвиг. Собраться с силами и сказать себе правду, не пойти против совести – подвиг. Не совершить предательство, когда его выгоды так очевидны, – подвиг. Суметь пойти за правду против всех, не лгать – все это подвиг. Защитить слабого, протянуть руку тому, кто в ней нуждается – подвиг. Настоящий подвиг складывается из бесконечных побед над собой. В православном понимании подвиг – обязанность каждого христианина, и его главным содержанием является постоянное и неуклонное движение («подвиг», это заложено в самом слове) к сердечной чистоте и великодушию, кротости и милосердию. Проще сказать – к святости, которой ждет от нас Господь.

4) Исследовательская работа в группах.

Предлагаю учащимся попробовать себя в роли исследователей и познакомиться с выдержками из биографии княгини Ольги Романовой и выяснить, в чём же заключается подвиг этой женщины.


5) Анализ поисковой работы.


Учащиеся приходят к выводу, что подвиг Ольги Романовой заключался в том, что она жила по законам христианской веры, помогала нуждающимся, организовывала благотворительные фонды, несмотря на то, что её жизнь была полна перипетий и жизненных невзгод. Подвиг ещё и в том, что не упала духом, потеряв родных, в том, что, покинув Родину, продолжала верить в её будущее, помогала соотечественникам:


Подвиг есть и в сраженье.

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе…

(Демонстрация слайдов – Ольга Романова-сестра милосердия)

Как один из вариантов этого этапа занятия можно предложить небольшую творческую работу - Составление кластера «Подвига свет неугасимый»



4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. БЛОК 2.


1) «Почему же свет неугасимый?» - задаю вопрос учащимся. Он является переходным мостиком к следующей проблеме урока.

Чтоб разобраться в данном вопросе, приглашаю учащихся посетить виртуальный вернисаж (демонстрация слайдов сопровождается словом заранее подготовленного ученика) – реализация индивидуального домашнего задания.


(ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИКА:

Воспитанная в строгости, Ольга с детства имела одну-единственную страсть — рисование. Даже на уроках арифметики в тетрадках рисовала полевые цветы. Они стали любимой темой художницы на всю жизнь. При жизни Великой княгини было несколько выставок работ за границей – в Дании, во Франции, в Англии и Канаде. Большую часть ее работ составляют пейзажи, рисунки цветов, сцены из жизни дворца и русского села, а так же портреты своих родных и близких. В многочисленных альбомах Великой художницы сохранилось много портретов детей. Все они пронизаны солнечным светом, в интерьерах много цветов. Множество акварелей Ольги Александровны посвящены именно цветам, которые она очень любила, с ее живописных работ дышат ароматной свежестью ирисы, незабудки, розы, анютины глазки, сирень… Биограф Великой княгини Йен Воррес так описывает первую встречу с Ольгой Александровной: «Пол уставлен горшками с цветами и растениями, кипами бумаги для рисования, усеян кистями и тюбиками краски. Вскоре я узнал, что живопись и садоводство - главные занятия Великой княгини…»


Картины Великой княгини оставляют в зрителях неизгладимое впечатление…


- Особое чувство света присуще рисункам Ольги Александровны. Это не только техника, это некая озаренность мировосприятия. Им окрашены простые полевые цветы и дворцовые интерьеры, величественные соборы и заросшие парковые уголки. Наверное, в невзгодах и в спокойствии, в радости и в горе благодатный свет реял над порфирородной Великой княгиней Ольгой. То, что мы видим его отражение в таких простых рисунках, - это действительно царский подарок… (Дарья Павлова. Искусство Великой княгини. «Правая.Ru»)


- Вслед за Ахматовой Ольга Александровна могла бы воскликнуть:


Я к розам хочу, в тот единственный сад,


Где лучшая в мире стоит из оград,


Где статуи помнят меня молодой…


2)Работа с понятием «культурное наследие».

Даю учащимся определение:

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытанием временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.


В чём же состоит культурное наследие княгини Ольги Романовой?


А дело в том, что дело княгини Ольги продолжает жить. Обладательницей ценнейшей коллекции, собранной в Канаде, США, Франции и Дании, является невестка Великой княгини Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд имени Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны и ведёт масштабную просветительскую работу.

Блажен, кто посвятив себя другим,

Не требует за доброту награды.

Блажен, кто, будучи душой раним,

Приносит людям в жизни только радость.

Блажен, кто, человечество любя,

Чужие на себя берёт печали.

Лишь на таких и держится земля…

Их на Руси СВЯТЫМИ почитали.













Просмотр содержимого презентации
«?????? -????? ???????? ?????????»

Династия Романовых и культурное наследие России. Великая княжна Ольга. Подвига свет неугасимый. Долгая Ольга Константиновна, учитель МБОУ СОШ № 3 ст. Павловская Краснодарского края

Династия Романовых и культурное наследие России.

Великая княжна Ольга. Подвига свет неугасимый.

Долгая Ольга Константиновна,

учитель МБОУ СОШ № 3

ст. Павловская

Краснодарского края

В 1981 году Русская Зарубежная Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых. В 2000 году Царственных страстотерпцев канонизировала Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В 2007 году две Русские Церкви объединились. В 2013 году отмечаем 400-летие дома Романовых.

В 1981 году Русская Зарубежная Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых. В 2000 году Царственных страстотерпцев канонизировала Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В 2007 году две Русские Церкви объединились. В 2013 году отмечаем 400-летие дома Романовых.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Быть, а не казаться» - этому девизу Ольга Александровна была верна всегда и во всем.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова

«Быть, а не казаться» - этому девизу Ольга Александровна была верна всегда и во всем.

«ПОДВИГА СВЕТ НЕУГАСИМЫЙ» Подвиг есть и в сраженье. Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпенье, Любви и мольбе… За личное мужество, проявленное на фронте, была награждена Георгиевской медалью

«ПОДВИГА СВЕТ НЕУГАСИМЫЙ»

Подвиг есть и в сраженье.

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе…

За личное мужество, проявленное на фронте, была награждена Георгиевской медалью

Реализация индивидуального домашнего задания

Реализация индивидуального домашнего задания

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытанием временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытанием временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Многие десятилетия имя Великой Княгини Ольги Александровны Романовой было запрещено упоминать на родине. Только в 90-е годы, уже после ее кончины, в новой России начал свою деятельность благотворительный Фонд ее имени, созданный сыном, Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. Фонд, который теперь возглавляет его супруга Ольга Николаевна, занимается различными гуманитарными проектами в России. Среди них - восстановление монастырей и храмов, создание кадетских корпусов, поддержка казачьего движения. Важная часть деятельности Фонда - возвращение на Родину творческого наследия августейшей художницы.

Многие десятилетия имя Великой Княгини Ольги Александровны Романовой было запрещено упоминать на родине. Только в 90-е годы, уже после ее кончины, в новой России начал свою деятельность благотворительный Фонд ее имени, созданный сыном, Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. Фонд, который теперь возглавляет его супруга Ольга Николаевна, занимается различными гуманитарными проектами в России. Среди них - восстановление монастырей и храмов, создание кадетских корпусов, поддержка казачьего движения. Важная часть деятельности Фонда - возвращение на Родину творческого наследия августейшей художницы.

Блажен, кто посвятив себя другим, Не требует за доброту награды. Блажен, кто, будучи душой раним, Приносит людям в жизни только радость. Блажен, кто, человечество любя, Чужие на себя берёт печали. Лишь на таких и держится земля… Их на Руси СВЯТЫМИ почитали.

Блажен, кто посвятив себя другим,

Не требует за доброту награды.

Блажен, кто, будучи душой раним,

Приносит людям в жизни только радость.

Блажен, кто, человечество любя,

Чужие на себя берёт печали.

Лишь на таких и держится земля…

Их на Руси СВЯТЫМИ почитали.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!