Проектная деятельность: преемственность урочной и внеурочной форм работы (по следам мастер-класса)
Бруцкая Е.Н.
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
МБОУ Елизовская НШ № 5
г. Елизово
Реализация федерального государственного образовательного стандарта требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. [2,с.3] В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования развивающих активных методов, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства. Именно поэтому для мастер-класса нами была выбрана тема «Проектная деятельность: преемственность урочной и внеурочной форм работы».
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования: от постановки задачи до представления конечного результата. Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, заключающаяся в следующем:
Сформированность коммуникативных умений
Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»
Опыт самооценочной и оценочной деятельности
Формирование этих показателей учащихся начальной школы является необходимым условием процесса обучения и, следовательно, требует особой готовности педагогов.
Готовы ли педагоги к организации проектной деятельности в учебном процессе? На этот вопрос мы попытались ответить в ходе работы Педагогической мастерской.
Целью МК было знакомство с технологией проекта для создания мультфильма в урочной и внеурочной деятельности.
Задача - привлечение педагогов Камчатского края к использованию творческих лабораторий в образовательных учреждениях.
По окончании МК слушатели:
Узнали:
1. Как создать мультфильм в рамках проекта.
2. Как осуществлять метапредметные связи при реализации проекта по созданию мультфильма.
Смогли научиться на практике связать урочную и внеурочную деятельность в единый процесс.
В ходе МК все участники пришли к единодушному мнению, что творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону. Анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов.
Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Компьютер является идеальным средством для создания анимационных продуктов.
Искусство мультипликации близко и понятно детям. Оно предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
В начале МК участники познакомились с литературной основой выбранного сюжета: стихотворение «Утреннее солнышко» из сборника «Стишатки о Камчатке» Л.Поповской.
УТРЕННЕЕ СОЛНЫШКО
Вот и солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось,
Неба лучиком коснулось
И, румяня круглый бок,
Превратилось в колобок.
И по небу покатило!
Всех будило, всех любило,
Никого не пропустило,
Всем несло тепло и свет
В этот ласковый рассвет.
Людмила Поповская
Далее ведущая организовала участников МК по группам.
Группы были организованы по сорту конфет, которые получили в начале МК.
Внутри группы участники распределили роли самостоятельно.
Каждая группа выбирала технологию распределения ролей сама:
жребий
личное желание
и другое …
Ведущая МК выдали каждой группе бейджи с обозначением роли:
режиссёр
оператор
звукорежиссёр
художник оформитель
мультипликатор
презентатор
Согласно распределенным ролям участники приступили к реализации проекта - работали над созданием декораций, проводили репетицию и съёмку мини-спектакля на видео.
Каждый этап своей деятельности участник с ролью «Презентатор» фиксировал в листе оценки работы группы, а ведущие акцентировали внимание участников на возможности использования того или иного этапа в урочной (на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии (труд), технологии (информатика и ИКТ), ИЗО) или внеурочной деятельности (работа в рамках ГПД).
Чтобы соотнести полученный результат с ожидаемым, участники МК посмотрели свои мини-спектакли внутри группы, а затем представили их публике.
В качестве рефлексии проекта «Презентатор» рассказал о ходе работы в группе: что удалось, какие возникли трудности, насколько слаженно работал коллектив.
В завершении встречи участники МК при помощи сигналов обратной связи высказали своё мнение о проведённом МК (солнышко – понравился, считаю полезным, тучка – не понравился, считаю бесполезным). В этот день в аудитории было светло и «солнечно». Это явилось подтверждением готовности участников МК к использованию творческих лабораторий в образовательных учреждениях.
Литература
Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. – 2000.- № 2. – С. 36-43. – (Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова ).
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы[Текст] / Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, Т.В.Елиференко [и др.] - Волгоград: Учитель, 2014. - 166 с.
Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты [Текст] / В.Ф. Феоктистова - Волгоград: Учитель,2012.-142с.