Малькова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №57» г. Курска
Жилина Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №57» г. Курска
Мастер-класс для учителей по теме «Что такое счастье?»
Цель: познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.
Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;
способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас доброй улыбкой!
- У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.
Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Слайд 1

- Уважаемые коллеги, современная школа уже перешла на новые образовательные стандарты. И ни для кого уже не секрет, что огромное значение придаётся универсальным учебным действиям. А учитель начальных классов дает толчок к их развитию. Вместе со своими детьми мы сами, и для них и для себя, открываем новые знания.
Читаем слайд 1
Поставим знак «равно» - учитель – ученик.
Какое счастье: он – добытчик знаний, ты – лишь проводник.
- А сейчас, чтобы определить тему нашего мастер-класса и настроиться на добрый рабочий лад, предлагаем посмотреть начало всем известного мультфильма.
Мультфильм «Как ослик счастье искал»
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
- Речь пойдет о счастье.
- Но, почему именно эта проблема?
- Во-первых, проблема настоящего счастья – проблема философская, нравственная и духовная. Во-вторых, при формировании навыков самостоятельного определения, учебные универсальные действия просто необходимы.
Попробуем и мы сегодня окунуться в эту проблему, которая послужит мотивом по формированию учебных универсальных действий.
- Ослик из мультфильма решил спросить кого-нибудь о счастье. А мы хотим спросить у вас: что такое счастье?
Выслушиваем мнения
Задание 1
-У вас на столах лежат карточки зеленого цвета с набором вопросов. Поработайте в парах, помогите друг другу.
Карточки с вопросами:
Назовите 5 богатейших людей на планете.
Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».
Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.
Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.
- Не совсем получилось?
- Трудновато, не так ли?
- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!
Вывод: Аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей со временем забывают. А счастья хочется всегда!
- А теперь задачу усложним. Каждый поработает самостоятельно. Возьмите карточки желтого цвета и ответьте на эти вопросы.
Карточки с вопросами:
1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.
3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой
досуг.
- Это легче? Не так ли?
Вывод: Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом. Задумайтесь на мгновение…. Не в этом ли счастье?...
- Позвольте ещё раз улыбнуться вам, а вы друг другу.
Слайд 2
Слайд 3

- И здесь мы не говорим правильно - неправильно. Важнее запустить рефлексивные процессы, создать ситуацию оборачивания на самих себя. Например: почему трудно было ответить на одни вопросы и очень легко на другие.
Работа в группах.
Задание 2
- Уважаемые коллеги, возьмите белые листы и продолжите, пожалуйста, фразу:
Счастье – это когда ….. (пишут)
На это задание вам всего минута.
- На следующем этапе не обойтись без таких регулятивных УУД, как самокоррекция и саморегуляция. Поэтому, уважаемые коллеги, проведем с вами игру «Водоворот».
- Поменяйтесь своими работами. Если вы согласны с мнением своих коллег из группы ставьте «+», не согласны «-», если что-то непонятно «?».
- Коллеги, подобная деятельность, в первую очередь формирует способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
- Уверена, вы все согласитесь, что это важно при изучении любого предмета в школе.
- Заметьте, что в процессе нашей работы, мы ни разу не дали определение счастью, и ни разу не пытались высказать свое мнение о счастье, давая возможность вам, коллеги, в роли учеников самостоятельно прийти к определенным выводам.
Слайд 3
Поставим знак «равно» - учитель – ученик.
Какое счастье: он – добытчик знаний, ты – лишь проводник.
Вывод:
- Ученик мыслит так, как позволяет ему опыт, а задача учителя – обогащать этот опыт.
- На примере каких произведений мы можем рассмотреть проблему счастья?
- Нам, учителям, необходимо создавать такие ситуации, чтоб ученики задумались над тем, что рядом со словом счастье могут стоять такие эпитеты как: мелкое, ложное, чужое…
- Вы уже сработались, достаточно познакомились, и я надеюсь, сможете выполнить следующую работу в группах.
Задание 3 (работа в группах)
- Уважаемые коллеги, у вас на столе конверт. В каждом конверте карточки со словами: хорошие, плохие, худшие, лучшие и четыре пояснения к ним. Сопоставьте слова с пояснениями, как должно быть по вашему мнению.
- Вместе с вами думали и мы над этой проблемой. И вот наш результат.
Слайд 4

- Счастье – это настоящая любовь к людям, хорошим или плохим и способность сделать ради этой любви, хотя бы немного.
- В ходе мастер-класса каждому из нас пришлось вспомнить регулятивные УУД, задуматься над понятием счастье, вспомнить своих любознательных мальчишек и девчонок. И в этом счастье!
- Наш мастер-класс подходит к концу.
-Предлагаем вам наглядно убедиться так в чем же счастье.
- Хотелось бы знать, что вы можете сказать об этой банке?
Положить в неё камни.
- А теперь?
Положить горох.
- А теперь?
Насыпать песок.
- А теперь?
Вывод: (под музыку)
- Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
- Может быть и в этом счастье… Счастье есть, его надо просто увидеть!
Слайд №5

(Участники становятся в круг, берутся за руки, делятся впечатлениями о мастер-классе, выбирают «солнечный лучик» с добрыми пожеланиями от организаторов мастер-класса)