Занятие кружка «Мир моих интересов». 1 класс
Тема: «Мыши».
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с различными видами мышей.
- сформировать представление учащихся о биологическом разнообразии мира мышей, их местах обитания, образе жизни, питании, а также об истории возникновения компьютерной мыши;
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы;
- способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создать условия для развития коммуникативных навыков, способствовать развитию навыков компьютерной грамотности;
- способствовать формированию интереса к изучению окружающего мира и эмоционально-положительного отношения к предмету.
Ход занятия.
Учитель | Экран | Учащиеся |
1. Организационный момент. Актуализация знаний. - Уважаемые коллеги, с этого учебного года в 1-ых классах нашей школы мы реализуем программу кружка «Мир моих интересов», это совместный проект с Томским молодежным университетом, целью является развитие познавательной сферы ребенка, формирование исследовательских и проектных умений, творческих способностей. - Данная программа предполагает 33 занятия в год по разным направлениям: «Природа и естествознание» «Гуманитарная сфера» «Математика и техника» «Художественно-изобразительное». Каждое занятие имеет свою структуру и содержание. - Программа учитывает возрастные особенности детей, на протяжении всего курса ребят сопровождает вымышленный герой Хэлпик, что способствует повышению мотивации и стремлению к познанию нового. - Рассмотрим, как реализуется проект на примере одной темы, она называется «Мыши». - Предположите, о чем пойдет речь на данном занятии. - Попробуем сейчас побывать в роли учащихся и убедиться, правильны ли были ваши предположения. Хэлпик предлагает детям прочесть одно письмо, которое основательно подпорчено. Да и Хэлпик не очень понимает, о чем оно. - Давайте, попробуем прочитать вместе? - Как вы думаете, ребята, кто его прислал? - Это, несомненно, просьба о помощи. - Что же нам делать, ребята? | Делают предположения. На экране письмо, «подпорченное» мышами. | - Помогать! |
2. Выполнение заданий. Игра в слова. - Итак, полетели! - Что мы видим перед собой? - На что она похожа? - А как вы думаете, кто может жить на такой необычной планете, похожей на сыр? - Хэлпик по спутниковой связи передает, что планету разорили коты с планеты «Карась в сметане». И что жителей было очень много. Разных. Нужно вспомнить всех жителей планеты. И тогда они появятся вновь на планете, и она оживет. - Хэлпик говорит, что он нашел информацию о жителях и прислал фото с их изображениями. И это очень важно! - А каких мышей вы знаете? - И это тоже мыши. Какое емкое понятие, как много всего обозначает одно маленькое слово – мышь! | Кабина ракеты. Летучая мышь. | - Планету. - На сыр. - Мыши. Предлагают варианты. |
Внимание! Перейдите на шаг 5. Техника чтения. |
3. Скорочтение. - Хэлпик в своем волшебном компьютере нашел еще кусочек нужной нам информации. Давайте прочитаем текст. (есть возможность выбрать скорость чтения: 20, 30, 40 и 50 слов в минуту) Вопросы по содержанию текста. | Текст о летучих мышах на свитке, который будет сворачиваться в зависимости от скорости чтения | Текст читает хорошо читающий ученик, дети следят за ним. - Да. Отвечают. |
Внимание! Перейдите на шаг 4, третий слайд. |
4. Открытие новых знаний. - А вы знаете, что большинство летучих мышей питаются только насекомыми. Одна мышка за час может наловить около тысячи двухсот насекомых. Несмотря на внешний вид, летучие мыши – удивительные чистюли. Особенно они следят за ушами и кожей вокруг них. С земли летучие мыши поднимаются с трудом, поэтому для отдыха и ночевки они избирают такие места, откуда могут броситься вниз. Поэтому они чаще всего привешиваются когтями задних ног вниз головой или же заползают в щели. - А как вы думаете, какая нам, людям польза от летучих мышей? - Основная польза от летучих мышей уничтожение ими по ночам вредных насекомых. - Ребята, Хэлпик волнуется. Говорит, что он не уверен, правильно ли вы все поняли и запомнили. Он задает вопросы о летучих мышах. | Фотографии летучих мышей. | Делают предположения. Отвечают на вопросы. |
5. Работа в тетрадях. - Летучие Мыши стали заселять планету! Но Хэлпик утверждает, что это не все. Это лишь малая часть всех местных обитателей. И хитрый Хэлпик хочет снова нас испытать. Он приготовил нам ребусы! Ребусы разгадывают в тетрадях, вписывают ответы в пустые клеточки рядом. - Кто же ещё заселяет планету Сырная голова? - Мыши этой планеты очень умные и разносторонне развитые. Но вот беда, пока жители отсутствовали, в их жилищах кто-то навел полный беспорядок, и они даже не могут найти свою одежду! Давайте им поможем. | Игра «Мышка-мама идет в магазин». | Мода, клык, машинист, зоопарк, лист Ответ: МЫШКА |
6. Открытие новых знаний. - Как вы думаете, что больше всего любят мыши? Многие думают, что мыши любят сыр. Однако, это заблуждение. Грызуны предпочитают есть пищу с содержанием сахара, например, зерна и фрукты, а пища с сильным запахом сыра вызывает у них отвращение. - А еще, мыши боятся прыгать с большой высоты. Можно посадить мышку на стол, и она никуда не убежит. - А вы знаете, что обозначает слово «мышь»? слово «мышь» произошло от древнего санскритского слова «mus», то есть «вор». И действительно, слово «мышь» мы связываем лишь с негативными эмоциями. - А чем же полезны и вредны для человека мыши? Мыши приспособлены во всех отношениях к тому, чтобы терзать и мучить людей. Они умны и осторожны, но в то же время наглые, хитрые и смелые; все их чувства утончены, но обоняние и слух далеко превосходят остальные. - Кстати, говорят, что на российских мышей не действуют даже ультразвуковые приборы – отпугиватели. - Пищу мышам составляют все съедобные вещества растительного и животного царства. Но и не заменимо значение мышей для науки. На мышах ставятся биологические опыты, вырабатывают противоядия и вакцины, проверяют лекарства и другие вещества и на токсичность. | Фотографии мышей-грызунов. | |
7. Разминка. Игра с пальчиками. Физминутка про мышей. - Мы уже нашли два вида мышей, жителей этой планеты. И я даже не знаю, кто нам еще поможет узнать о других жителях… | | |
8. Открытие новых знаний. - Ребята, кого мы видим перед собой? - Правильно, это Микки Маус. Это первая «очеловеченная» мышь-мультяшка. Впервые он появился в 1928 году. Ему уже 87 лет. - А каких еще мультипликационных мышек вы знаете? (Сначала дети называют мультики с мышами, потом открываются слайды.) - В культуре мышь, в основном, выставляется как противовес кошкам (потому что кошки охотятся на мышей). - Какие это, кстати, пары? Из каких мультфильмов? - Чаще всего мышь в детских произведениях выступает как положительный персонаж, в то время как в жизни человека она является в большей степени животным вредителем. | На экране картинка Микки Мауса. Слайды с мультяшными героями. | - Микки Мауса. Сначала дети называют мультики с мышами, потом открываются слайды. «Кот Леопольд», «Том и Джерри» |
9. Самостоятельная работа в тетради. - Один такой зверек-вредитель пробрался в наши рабочие тетради и зашифровал текст. Давайте, попробуем отгадать. - О! А здесь подсказка. Что бы она значила? Наверное, здесь зашифрована очередная «мышка»! (Нужно читать «вторую» букву: если написана буква А – нужно читать Б, если Й, то К и т.д. | В тетрадях зашифрованный текст и место для подстрочного перевода. | По ковру зверек бежит, То замрет, то закружит, Коврика не покидает, Что за зверь, кто угадает? |
10. Открытие новых знаний. - Что мы видим на экране? - Правильно. - Первая мышка, совсем не похожа на современную компьютерную мышку, она имела вид деревянной коробочки, двигалась на нескольких колесиках, а придумали первую мышку для компьютера американские ученые. - А ваши мышки из чего сделаны? - А колесики есть? - А как выдумаете, почему это устройство назвали «мышкой»? - А теперь возвращаемся домой. | Слайды с фото компьютерной мыши. Видеоролик. Кабина ракеты. | Компьютерная мышь. |
11. Подведение итогов. - Какие из ваши предположений о содержании нашего занятия подтвердились? - Что у вас вызвало удивление? - Как вы теперь объясните, почему тема занятия «Мыши»? - К какому выводу вы пришли? - Какое многозначное понятие «мышь»! Такое короткое слово, а так много в себе несет, и так много обозначает! | | Мыши, летучие мыши, мыши-мультяшки, компьютерные мыши. |
- Каждое занятие заканчивается интересным домашним заданием. Я объявляю ребятам, что Хэлпик ждет их на портале, чтобы продолжить путешествие уже дома. Он приготовил для детей увлекательные задания, чтобы показать, что быть исследователем круто! | | |