СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Формирование базовых компетентностей младших школьников на занятиях кружка "Мир моих интересов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект занятия кружка "Мир моих интересов" по теме: "Мыши".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Формирование базовых компетентностей младших школьников на занятиях кружка "Мир моих интересов"»

Занятие кружка «Мир моих интересов». 1 класс


Тема: «Мыши».


Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с различными видами мышей.


Задачи:

- сформировать представление учащихся о биологическом разнообразии мира мышей, их местах обитания, образе жизни, питании, а также об истории возникновения компьютерной мыши;

- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы;

- способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создать условия для развития коммуникативных навыков, способствовать развитию навыков компьютерной грамотности;

- способствовать формированию интереса к изучению окружающего мира и эмоционально-положительного отношения к предмету.


Ход занятия.


Учитель

Экран

Учащиеся

1. Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Уважаемые коллеги, с этого учебного года в 1-ых классах нашей школы мы реализуем программу кружка «Мир моих интересов», это совместный проект с Томским молодежным университетом, целью является развитие познавательной сферы ребенка, формирование исследовательских и проектных умений, творческих способностей.

- Данная программа предполагает 33 занятия в год по разным направлениям:

«Природа и естествознание»

«Гуманитарная сфера»

«Математика и техника»

«Художественно-изобразительное».

Каждое занятие имеет свою структуру и содержание.

- Программа учитывает возрастные особенности детей, на протяжении всего курса ребят сопровождает вымышленный герой Хэлпик, что способствует повышению мотивации и стремлению к познанию нового.

- Рассмотрим, как реализуется проект на примере одной темы, она называется «Мыши».

- Предположите, о чем пойдет речь на данном занятии.

- Попробуем сейчас побывать в роли учащихся и убедиться, правильны ли были ваши предположения.

Хэлпик предлагает детям прочесть одно письмо, которое основательно подпорчено. Да и Хэлпик не очень понимает, о чем оно.

- Давайте, попробуем прочитать вместе?

- Как вы думаете, ребята, кто его прислал?

- Это, несомненно, просьба о помощи.

- Что же нам делать, ребята?























Делают предположения.




На экране письмо, «подпорченное» мышами.


































- Помогать!

2. Выполнение заданий. Игра в слова.

- Итак, полетели!

- Что мы видим перед собой?

- На что она похожа?

- А как вы думаете, кто может жить на такой необычной планете, похожей на сыр?

- Хэлпик по спутниковой связи передает, что планету разорили коты с планеты «Карась в сметане». И что жителей было очень много. Разных. Нужно вспомнить всех жителей планеты. И тогда они появятся вновь на планете, и она оживет.

- Хэлпик говорит, что он нашел информацию о жителях и прислал фото с их изображениями. И это очень важно!

- А каких мышей вы знаете?

- И это тоже мыши. Какое емкое понятие, как много всего обозначает одно маленькое слово – мышь!


Кабина ракеты.














Летучая мышь.




- Планету.

- На сыр.

- Мыши.












Предлагают варианты.

Внимание! Перейдите на шаг 5. Техника чтения.

3. Скорочтение.

- Хэлпик в своем волшебном компьютере нашел еще кусочек нужной нам информации. Давайте прочитаем текст.

(есть возможность выбрать скорость чтения: 20, 30, 40 и 50 слов в минуту)

Вопросы по содержанию текста.

Текст о летучих мышах на свитке, который будет сворачиваться в зависимости от скорости чтения

Текст читает хорошо читающий ученик, дети следят за ним.

- Да.

Отвечают.

Внимание! Перейдите на шаг 4, третий слайд.

4. Открытие новых знаний.

- А вы знаете, что большинство летучих мышей питаются только насекомыми. Одна мышка за час может наловить около тысячи двухсот насекомых.

Несмотря на внешний вид, летучие мыши – удивительные чистюли. Особенно они следят за ушами и кожей вокруг них.

С земли летучие мыши поднимаются с трудом, поэтому для отдыха и ночевки они избирают такие места, откуда могут броситься вниз. Поэтому они чаще всего привешиваются когтями задних ног вниз головой или же заползают в щели.

- А как вы думаете, какая нам, людям польза от летучих мышей?

- Основная польза от летучих мышей уничтожение ими по ночам вредных насекомых.

- Ребята, Хэлпик волнуется. Говорит, что он не уверен, правильно ли вы все поняли и запомнили. Он задает вопросы о летучих мышах.

Фотографии летучих мышей.















Делают предположения.



Отвечают на вопросы.

5. Работа в тетрадях.

- Летучие Мыши стали заселять планету! Но Хэлпик утверждает, что это не все. Это лишь малая часть всех местных обитателей. И хитрый Хэлпик хочет снова нас испытать. Он приготовил нам ребусы!

Ребусы разгадывают в тетрадях, вписывают ответы в пустые клеточки рядом.

- Кто же ещё заселяет планету Сырная голова?

- Мыши этой планеты очень умные и разносторонне развитые. Но вот беда, пока жители отсутствовали, в их жилищах кто-то навел полный беспорядок, и они даже не могут найти свою одежду! Давайте им поможем.












Игра «Мышка-мама идет в магазин».





Мода, клык, машинист, зоопарк, лист

Ответ: МЫШКА

6. Открытие новых знаний.

- Как вы думаете, что больше всего любят мыши?

Многие думают, что мыши любят сыр. Однако, это заблуждение. Грызуны предпочитают есть пищу с содержанием сахара, например, зерна и фрукты, а пища с сильным запахом сыра вызывает у них отвращение.

- А еще, мыши боятся прыгать с большой высоты. Можно посадить мышку на стол, и она никуда не убежит.

- А вы знаете, что обозначает слово «мышь»? слово «мышь» произошло от древнего санскритского слова «mus», то есть «вор». И действительно, слово «мышь» мы связываем лишь с негативными эмоциями.

- А чем же полезны и вредны для человека мыши?

Мыши приспособлены во всех отношениях к тому, чтобы терзать и мучить людей. Они умны и осторожны, но в то же время наглые, хитрые и смелые; все их чувства утончены, но обоняние и слух далеко превосходят остальные.

- Кстати, говорят, что на российских мышей не действуют даже ультразвуковые приборы – отпугиватели.

- Пищу мышам составляют все съедобные вещества растительного и животного царства. Но и не заменимо значение мышей для науки. На мышах ставятся биологические опыты, вырабатывают противоядия и вакцины, проверяют лекарства и другие вещества и на токсичность.


Фотографии мышей-грызунов.


7. Разминка.

Игра с пальчиками. Физминутка про мышей.

- Мы уже нашли два вида мышей, жителей этой планеты. И я даже не знаю, кто нам еще поможет узнать о других жителях…



8. Открытие новых знаний.

- Ребята, кого мы видим перед собой?

- Правильно, это Микки Маус. Это первая «очеловеченная» мышь-мультяшка. Впервые он появился в 1928 году. Ему уже 87 лет.

- А каких еще мультипликационных мышек вы знаете? (Сначала дети называют мультики с мышами, потом открываются слайды.)

- В культуре мышь, в основном, выставляется как противовес кошкам (потому что кошки охотятся на мышей).

- Какие это, кстати, пары? Из каких мультфильмов?

- Чаще всего мышь в детских произведениях выступает как положительный персонаж, в то время как в жизни человека она является в большей степени животным вредителем.


На экране картинка Микки Мауса.


Слайды с мультяшными героями.


- Микки Мауса.



Сначала дети называют мультики с мышами, потом открываются слайды.

«Кот Леопольд», «Том и Джерри»

9. Самостоятельная работа в тетради.

- Один такой зверек-вредитель пробрался в наши рабочие тетради и зашифровал текст. Давайте, попробуем отгадать.

- О! А здесь подсказка. Что бы она значила? Наверное, здесь зашифрована очередная «мышка»!

(Нужно читать «вторую» букву: если написана буква А – нужно читать Б, если Й, то К и т.д.

В тетрадях зашифрованный текст и место для подстрочного перевода.


По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

10. Открытие новых знаний.

- Что мы видим на экране?

- Правильно.

- Первая мышка, совсем не похожа на современную компьютерную мышку, она имела вид деревянной коробочки, двигалась на нескольких колесиках, а придумали первую мышку для компьютера американские ученые.

- А ваши мышки из чего сделаны?

- А колесики есть?

- А как выдумаете, почему это устройство назвали «мышкой»?

- А теперь возвращаемся домой.


Слайды с фото компьютерной мыши.







Видеоролик.

Кабина ракеты.


Компьютерная мышь.

11. Подведение итогов.

- Какие из ваши предположений о содержании нашего занятия подтвердились?

- Что у вас вызвало удивление?

- Как вы теперь объясните, почему тема занятия «Мыши»?

- К какому выводу вы пришли?

- Какое многозначное понятие «мышь»! Такое короткое слово, а так много в себе несет, и так много обозначает!


Мыши, летучие мыши, мыши-мультяшки, компьютерные мыши.

- Каждое занятие заканчивается интересным домашним заданием. Я объявляю ребятам, что Хэлпик ждет их на портале, чтобы продолжить путешествие уже дома. Он приготовил для детей увлекательные задания, чтобы показать, что быть исследователем круто!




2