СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики».

Просмотр содержимого документа
«выступление на мастер класс Мазур Сош50»

Ход мастер-класса.


1 этап. Вступление в контакт. (Слайд)


Уважаемые коллеги!

- Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

2 этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий. (Слайд)

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)


Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (Слайд

Остановимся более подробно на целеполагании.

Целеполагание. Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.



Регулятивные УУД включают:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


3этап- А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев» (Слайд)).Представьте , что вы дети. Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете…

- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети-педагоги предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)

- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?


- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длины, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)


- Поставьте цели на урок. (Слайд) Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм) вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)


Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.


Итак, резюмируем: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд)

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.

  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои).

  3. Принятие учащимися цели. («Зачем?»,  «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)


Ещё один из приёмов –целеполагания:

Группировка

Деление ряда предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.

У детей-педагогов: карточки с (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9). Подумайте и разделите эти числа на 2 группы и объясните свой выбор.

Выслушиваем 2-3 высказывания.

Например, данный приём целеполагания можно использовать на уроке математики по теме "Двузначные числа", при изучении геометрических фигур… и т.д.


4 этап-Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка» (


Выходят 2 обучающихся-педагога и выполняют игру «Лесенка».

«Число-контролер» (Слайд

Дети-педагоги выполняют игру «Число-контролер»


Вот такие разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики: (Слайд





Рефлексия мастер-класса. (Слайд

- Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»


«Рефлексивный экран»

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…





Приложение

Регулятивные УУД

  • Приёмы целеполагания

Проблемная ситуация

Домысливание

Исключение

Группировка

Ситуация яркого пятна

Подводящий диалог

Работа над понятием

Дидактическая игра

Пословицы, поговорки

  • Приёмы планирования

Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

Составление своего плана решения учебной задачи.

  • Приёмы контроля

Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

Составление своего плана решения учебной задачи.

Решение обратной задачи;

Проверка полученных результатов по условию задачи;

Решение задачи различными способами;

Моделирование;

Примерная прикидка результатов .

  • Приёмы оценки

Решение обратной задачи;

Проверка полученных результатов по условию задачи;

Решение задачи различными способами;

Моделирование;

Примерная прикидка результатов .

Просмотр содержимого презентации
«презентация мастер класс формирование регулятивных ууд Мазур Сош50»

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Г. Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Г. Спенсер

ПРИЁМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ   РЕГУЛЯТИВНЫХ   УУД

ПРИЁМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ

РЕГУЛЯТИВНЫХ

УУД

Регулятивные УУД Планирование Целеполагание Оценка Контроль Коррекция Волевая саморегуляция Прогнозирование

Регулятивные УУД

Планирование

Целеполагание

Оценка

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Прогнозирование

Познакомиться… Узнать… Научиться… Выяснить… Сравнить… Проанализировать …
  • Познакомиться…
  • Узнать…
  • Научиться…
  • Выяснить…
  • Сравнить…
  • Проанализировать …
Целеполагание 1. Побуждение учащихся к достижению цели 2. Построение диалога 3. Принятие цели (Зачем? Где? Для чего?)

Целеполагание

1. Побуждение учащихся к достижению цели

2. Построение диалога

3. Принятие цели (Зачем? Где? Для чего?)

Приемы целеполагания:

Приемы целеполагания:

  • Проблемная ситуация
  • Домысливание
  • Исключение
  • Группировка
  • Ситуация яркого пятна
  • Подводящий диалог
  • Работа над понятием
  • Дидактическая игра
  • Пословицы, поговорки
Приемы контроля:    сверка с образцом (готовым  сверка с образцом (готовым  сверка с образцом (готовым  ответом); самостоятельное придумывание заданий; выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

Приемы контроля:

  • сверка с образцом (готовым
  • сверка с образцом (готовым
  • сверка с образцом (готовым

ответом);

  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

Приемы контроля:

Приемы контроля:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная прикидка результатов .
Игра «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с выражениями: ответ одного является началом другого. Значение каждого выражения учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.    Записывая значение выражения на каждой  ступеньке, дети контролируют себя:  по порядку ли они идут.

Игра «Лесенка»

Каждой паре детей дается одна карточка с выражениями: ответ одного является началом другого. Значение каждого выражения учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

Записывая значение выражения на каждой

ступеньке, дети контролируют себя:

по порядку ли они идут.

Игра «Число-контролер»   Ученики получают карточки с выражениями: Решив данные выражения, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Игра «Число-контролер»

Ученики получают карточки с выражениями:

Решив данные выражения, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Сегодня я узнал…  Было интересно…  Я научился…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я почувствовал… Было трудно…     Я научился…  Я смог… У меня получилось  Я попробую…  Меня удивило…  Я приобрел…  Мне захотелось…

Сегодня я узнал… Было интересно… Я научился… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал…

Было трудно…

Я научился… Я смог…

У меня получилось Я попробую… Меня удивило… Я приобрел… Мне захотелось…