Мастер – класс выполнен учителем истории и обществознания МОУ СОШ пгт Свеча Ковязиной Н.А.
Приемы работы на уроках истории и обществознания
на этапе рефлексии.
Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние 20 лет, открыли новые возможности в педагогической деятельности. На сегодня происходит переход от формально - знаниевой к личностно – деятельностной парадигме, к формированию ключевых компетенций у каждого выпускника школы. Очень важную роль играют в этом направлении социально – гуманитарные предметы.
Определяется и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; умение самостоятельно работать и возможность самоорганизации учащихся.
Важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей – создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.
Это нацеливает преподавателей на совершенствование форм, приемов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории и обществознания.
К современным технологиям относят те, которые имеют гуманистический характер, ориентированы на учет индивидуальных особенностей и развитие личностного потенциала обучающихся. В учебном процессе активно используется взаимодействие учащихся, обучение приобретает живой, личностно значимый характер, выстраиваются субъект – субъектные отношения учителя и учащихся. В преподавании истории и обществознания используются технология критического мышления, проектная, модульная, исследовательская и другие им подобные.
Но как бы мы не преподавали, главное – результат. А чтобы его отследить, необходима на каждом уроке рефлексия. Отсюда задача учителя на последнем этапе урока: вернуть учащихся к теме урока и сделать так, чтобы в этот момент шла творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Это стадия размышления – стадия, на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. В работу должны быть вовлечены все учащиеся, с этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Один из таких методов синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в конце 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. В этом жанре текст синквейна основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в 4ой строке можно использовать три или пять слов, а в 5ой – два слова, возможны варианты использования и других частей речи.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно – ориентированной.
Возможны различные вариации для составления синквейна, которые способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с:
Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
Коррекция и совершенствование готового синквейна;
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без 1ой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Практическая работа по составлению синквейнов ( предлагаются различные варианты).
Результативность:
Происходит присвоение новых знаний.
Учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию.
Учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала.
Александр 2.
деревня
самовоспитание
_______________
терпеливое, уважительное
поддерживать, принимать, доверять
способность принимать людей, отличающихся от нас
понимание.
1._______________
терпеливое, уважительное
поддерживать, принимать, доверять
способность принимать людей, отличающихся от нас
понимание.