Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
В.Троицкий
Мастер-класс «Я делаю это так» учителя начальных классов ГОУ ЛНР «Центральная школа №25» Ткачевой Елены Николаевны.
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
Ожидаемый результат: применение модели занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер-класса в практике собственной деятельности.
Оборудование: компьютер, запись на доске, раздаточный дидактический материал.
Ход занятия:
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Ткачева Елена Николаевна, учитель начальных классов ГОУ ЛНР «Центральная школа №25». Надеюсь приветствовать сегодня в вашем лице любознательных, разносторонних, неравнодушных людей.
А пессимисты каждый день твердят,
Зачем искать, ведь всё уже открыто.
Я- оптимист и считаю, что искать нужно всегда и везде.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для детей 1-4 классов является игра, значит можно использовать эту форму деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Моя проблема, над которой я работаю, звучит так «Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе для раскрытия творческого потенциала учеников». Как это сделать? Интерактивная модель обучения имеет конкретную цель – сделать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик чувствует свою успешность. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр. Общего решения проблемы на основе анализа определённой ситуации.
В своей работе я стараюсь использовать такие упражнения как:
«Разделим на слова» - ученикам предлагается разделить на слова запись (тему урока, девиз урока, предложение, крылатое выражение, пословицу, небольшое правило…)
Например: «Гдезимуютптицы?» - упражнение учит видеть границы слов в предложении, что очень важно в 1 классе.
«Уберите лишнее» - вставляются лишние слова, цифры в предложение, а детям нужно их убрать.
Например: Ч5тен8ие – луучичшее уч3ендомие. – развивается внимательность, сообразительность, грамотность.
При проведении итогового этапа урока провожу упражнение «Незаконченное предложение» - в воображаемый микрофон дети говорят логическое завершение предложения.
Например: Сегодня урок научил меня…
Прочитанная сказка побуждает меня …
Интересным заданием на сегодняшнем уроке было…
- ученики учатся высказывать свои мысли, строить правильно предложения, развивают память.
4. «От А до Я» - детям предлагается вытянуть из разрезной Азбуки букву и придумать предложение по теме урока, которое бы начиналось с этой буквы (упражнение можно выполнять в группах). – способствует развитию речи, мышлению, памяти, вниманию.
5. «Ассоциативный куст» - записать слова, которые вы представляете, когда слышите данное слово (слово может быть отгадкой к загадке, или ключевое в теме урока…) – развивает воображение, словарный запас, логическое мышление.
6. На математике использую «Математический цветок», «Телефон», «Солнышко» и тд. для проведения устного счёта, проверки состава числа.
На уроки к ребятам часто приходят сказочные герои, жители лесной школы, которые принося интересные задания, просят помощи и ребята с желанием спешат им помочь.
На своих уроках так же применяю ИКТ. Как показала практика моей работы, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Одним из предметов, требующих дополнительных средств обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например,). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность составлять новые тесты или изменять существующие.
Я бы хотела продемонстрировать некоторые фрагменты уроков и формы использования ИКТ на уроках в начальных классах. Например: на уроках математики проверяю таблицу умножения при помощи упражнения «Пазлы», решают примеры в игровой форме «
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.