СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс: «Я умею читать!?» (оценка навыков смыслового чтения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слушатели на мастер-классе получат возможность:

- оценить свои действия, результаты своих действий;

- соотнести способ действия и его результат с эталоном;

- определить собственный уровень читательской компетентности (по ряду критериев);

- самостоятельно сформулировать проблему и определить пути решения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс: «Я умею читать!?» (оценка навыков смыслового чтения)»

Мастер – класс: «Я умею читать!?» (оценка навыков смыслового чтения)


Цель: показать возможные варианты оценивания уровня сформированности читательской компетентности

Задачи:

- познакомить с приемами диагностики и самодиагностики читательских навыков,

- применить на практике приемы, формирующие и раскрывающие читательский потенциал,

- показать возможный вариант оценивания уровня читательской грамотности (работа с оценочными листами).

Планируемые результаты. Слушатели на мастер-классе получат возможность:

- оценить свои действия, результаты своих действий;

- соотнести способ действия и его результат с эталоном;

- определить собственный уровень читательской компетентности (по ряду критериев);

- самостоятельно сформулировать проблему и определить пути решения.


Современное поколение россиян далеко не самое читающее. Между тем, поток информации, с которым им приходится сталкиваться ежедневно огромен. Научить работать с этой информацией, отбирать из огромного объема текста нужные крупинки, преобразовывать ее – первостепенная задача.

Данное занятие – первое (вводное) из серии занятий по смысловому чтению. Его цель: определить начальный (стартовый) уровень сформированности читательской грамотности. В идеале – должно появиться понимание того, что видеть буквы и уметь читать не одно и то же.

Основные этапы:

  1. Самодиагностика

Цель: провести самооценку уровня сформированности читательской компетентности в соответствии с предложенными критериями, результаты занести в Основной оценочный лист (ООЛ) (Приложение 1).

Итог: получаем (возможно озвучиваем) субъективную оценку уровня сформированности читательской компетентности.

  1. Активная пауза: упражнение на концентрацию (фиксирование) внимания (образец в Приложении 2)

  2. Анкетирование (Тест «Как Вы читаете?»/Гойхман О. Я., Надвина Т. М. Речевая коммуникация)

Цель: диагностика уровня сформированности читательской компетентности. Результаты сравнить с критериями, предложенными авторами теста и занести в ООЛ (Приложение 3).

Итог: получаем (возможно озвучиваем) объективную (но не единственную) оценку уровня сформированности читательской компетентности.

  1. Активная пауза: упражнение на концентрацию (фиксирование) внимания (образец в Приложении 4).

Цель: знакомство с приемами формирования читательских навыков.

  1. Работа с текстом на понимание (Приложение 5):

А) чтение текста (прием «жужжащее чтение»),

Б) ответы на вопросы к тексту (без опоры на текст),

В) произвести расчеты согласно предложенным формулам,

Г) результаты занести в ООЛ.

  1. Активная пауза: упражнение на концентрацию (фиксирование) внимания (образец в Приложении 6)

  2. Работа с ООЛ (Приложение 7):

  • Рубрика «Результаты»: сравните данные субъективной и объективной оценки (есть ли разница? насколько велика разница между оценками? Возможные причины?);

Результаты:

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют друг другу

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют частично

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом не соответствуют (или разница значительна)


  • Рубрика «Рекомендации»: исходя из результатов, полученных в ходе работы, предложите рекомендации для дальнейшей работы (в 3 группах – по количеству возможных результатов)


Результаты:

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют друг другу

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют частично

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом не соответствуют (или разница значительна)

Рекомендации:






  • Рубрика «Свободный вопрос»: где (предметная область, вид деятельности) можно использовать приемы, продемонстрированные на мастер-классе?


  1. Подведение итогов мастер-класса










































Приложение 1.


1

2

3

4

А

Беглое чтение про себя из разных источников. Все понимаю

достаточно беглое чтение про себя из разных источников. Хороший уровень понимания

самостоятельное беглое чтение из разных источников с хорошим пониманием затруднено

угадывание значения слов, непонимание текста, трудности техники чтения при самостоятельном чтении.

Б

Точный, полный, грамотный пересказ

Достаточно точный, полный, грамотный пересказ. Возможная Контекстуальная догадка

Пересказ включает некоторые положения текса, нет логики изложения, возможно отрывочное понимание текста

воспроизведение отдельных положений текста без разделения на основное и второстепенное. Контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием

В


ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазии

разделение фактов и мнений, реальности и фантазии

трудности при разделение фактов и мнений,

нет разделение фактов и мнением

Г

беглое, выразительное, четкое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух

беглое, фонетически и коммуникативно близко к грамотному чтению вслух

медленное, с коммуникативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток

медленное чтение вслух с большим количество ошибок, которые не исправляются самостоятельно

Д

самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации

в большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения

может осуществляться поиск с посторонней помощью, требуется напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в зависимости от его цели

не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения

Е

увлеченный читатель, который предпочитает свободное время проводить за чтением

читает при необходимости, иногда для себя в свободное время

читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает

плохо читает про себя, избегает чтения




А

чтение про себя





Б

пересказ и интерпретация





В

разделение мнений и фактов





г

чтение вслух





д

поисковое чтение и информационная грамотность





е

качества читателя






Карта чтения (результат заностится в ООЛ!)

1

2

3

4

высший уровень

средний уровень

низкий уровень


Приложение 2. (фрагмент презентации)


Приложение 3. Тест «Как Вы читаете?»/Гойхман О. Я., Надвина Т. М. Речевая коммуникация

Ответьте на вопросы теста, оценивая свои ответы соответствующим числом баллов:

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда четкую 10 баллов

Как правило, четкую 8

Иногда четкую 6

Всегда приблизительную 4

Цели не имею 2

2. Удается ли вам сосредоточиться на тексте?

Не удается 2

Удается всегда, когда материал интересный 4

Иногда удается 6

В основном удается 8

Всегда удается 10

3. Как вы понимаете структуру читаемого материала?

На структуру не обращаю внимания 2

Плохо понимаю структуру текста 4

Представляю структуру только после прочтения 6

Хорошо понимаю структуру отдельных разделов 8

Всегда и быстро улавливаю структуру текста 10

4. Как вы усваиваете смысл прочитанного?

Сразу усваиваю смысл большого отрезка текста 10

Усваиваю смысл отдельных абзацев 8

Понимаю смысл отдельных предложений 6

Понимаю смысл частей предложения 4

Усваиваю смысл текста по отдельным словам 2

5. Возвращаетесь ли вы взглядом к уже прочитанному тексту?

Возвращаюсь очень часто 2

Возвращаюсь часто из-за непонимания слов 4

Возвращаюсь, когда не понимаю смысл текста 6

Возвращаюсь редко к наиболее трудным местам 8

Никогда не возвращаюсь 10

6. Меняете ли вы скорость чтения при изучении одной статьи?

Всегда читаю медленно 2

Скорость иногда меняю 4

Скорость определяю перед началом чтения 6

Как правило, меняю скорость 8

Всегда меняю 10

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения 10

Иногда двигаю головой 8

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту 6

Часто вожу пальцем или карандашом по тексту 4

Всегда вожу пальцем или карандашом 2

8. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально по середине страницы 10

По середине страницы с небольшими отклонениями 8

Зигзагообразно от строчки к строчке 6

С остановками на каждой строке 4

С остановками на каждом слове 2

9. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда проговариваю про себя 2

В основном проговариваю 4

Иногда проговариваю текст про себя 6

Затрудняюсь ответить 8

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю 10

10. Возникают ли у вас образные представления того, о чем читаете?

Никогда не возникают 2

Возникают очень редко 4

Возникают иногда 6

Как правило, возникают 8

Возникают всегда10


Подсчитайте количество набранных баллов.


Менее 50 баллов – низкий уровень чтения;

50-80 баллов – средний уровень чтения (вы эрудированы, но не обучены технике чтения);

80-100 баллов – высокий (профессиональный) уровень чтения.


Приложение 4. (фрагмент презентации)


Приложение 5.

А) Текст:

Дипломатическая миссия

…Потом Чубарьков объявил, что ввиду полного равноправия женского элемента мы будим теперь учиться вместе с девчонками…Мы организовали специальную комиссию для выбора девочек в наш класс. Председателем выбрали меня, помощником - Стёпку. Полчаса мы оправлялись перед зеркалом в раздевалке. Все складки гимнастёрки были убраны назад и заправлены за пояс. Кушаки нам затянул первый силач класса Биндюг. Груди выпирали колесом. Но дышать было почти невозможно Мы терпели.

-Ох, вид у вас боевой!- сказал Биндюг, заботливо оглядывая нас.- Фасон шик - маре!..Они в вас там повлюбляются по гроб жизни. Вы только покрасивше выбирайте.

…Мы отправились в женскую гимназию…Тишины и мира был полон коридор. В углу громоздились друг на друге старые парты, а рядом стояло новенькое пианино, конфискованное у какого-то буржуя.

-Захватим музыку, - предложил Стёпка.

В четвёртом классе урок. Классная дама велела девочкам читать вслух…и пухлая гимназистка с выражением читала:

-Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?..

-Это мы,- раздался голос из коридора.

Двери класса распахнулись настежь, и в класс победоносно грохоча, въехала невиданная процессия. Впереди, как танки, ползли гуськом две парты. В отверстия для чернильниц были вставлены флаги. На партах прибыли мы со Стёпкой, а за нами в класс величественно въехало пианино. Пять человек катили его, подталкивая сзади. Ролики пианино верещали по-поросячьи. На пюпитре стоял список учеников нашего класса. На подсвечниках висели наши фуражки, а левая педаль была обута в лапоть, подобранный во дворе…

Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания: повесть/Лев Кассиль.- Москва: Эксмо, 2015.

Б)

Вопросы к тексту

Ответы:

1. Название фрагмента текста.

Дипломатическая миссия

2. Автор фрагмента текста

Лев Кассиль

3. Общие сведения (жанр, название)

повесть «Кандуит и Швамбрания», Москва: Эксмо, 2015.

4. О чем идет речь в предложенном фрагменте?

мальчики – гимназисты пошли в женскую гимназию чтобы выбрать себе потенциальных одноклассниц

5. Как звали первого силача в классе?

Биндюг

6. Что конфисковали у буржуя?

пианино

7. Кто (что) возглавил торжественный въезд гимназистов в класс к девочкам?

две парты, на которых сидели Лев и Степка

8. Что стояло на пюпитре пианино?

список класса мальчиков-гимназистов

9. Куда были вставлены флаги?

в отверстия для чернильниц

10. Где гимназисты взяли лапоть, в который была обута левая педаль пианино?

подобрали во дворе


Правильный ответ

Частично правильный ответ

Неправильный ответ

1 балл

0,5 балла

0 баллов



В) Расчеты скорости чтения:

- коэффициент понимания: К = П (количество правильных ответов) / О (общее количество вопросов);

- скорость чтения: СЧ = (С/В)К, где С – количество слов в тексте, В – время чтения в минутах, К – коэффициент понимания.




Приложение 6. (фрагмент презентации)


Приложение 7. Основной оценочный лист


Критерии для оценки

ФИ _________________________ класс _________

входное оценивание

промежуточное

итоговое

Самодиагностика

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Анкетирование

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Менее 50 б.

50-80 б.

80 – 100 б.

Скорость чтения

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень






Понимание текста

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень






Результаты:

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют друг другу

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом соответствуют частично

Самооценка и диагностика в ходе работы с текстом не соответствуют (или разница значительна)



Рекомендации:















Свободный вопрос (предложите свои критерии оценивания читательской компетентности, оцените практическую ценность мастер-класса, выскажите пожелание, предложение, другое).








Список литературы


  1. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.

  2. Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания: повесть/Лев Кассиль.- Москва: Эксмо, 2015.-352.

  3. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/Н.Н. Сметанникова.-М.: Баласс, 2013.- 128 с.